Наплыв усатых чертей
16.08.2022 22:13
Маленькое светлое существо стоит на пути тёмных духов

НаплывЧто такое «рай с улучшенной планировкой», я понял, когда мы с женой пришли к Вите с Мариной на новоселье. Друзьям повезло – купили квартиру в новостройке рядом со старым домом. Нарадоваться не могли: микрорайон тот же, те же магазины и парки, детей не нужно переводить в новый садик. Седьмой этаж, просторная кухня, больше похожая на отдельную комнату, нормальные соседи. В их старой двушке тоже было уютно, но не так, как в новых хоромах.

– Это ты ещё лоджию не видел, – подмигнул Витька и повёл показывать мини-оранжерею, которую обустроила Марина.

Так прошло года три, друзья планировали родить ещё ребёнка. Мы с супругой время от времени заглядывали к ним в гости, но вскоре Витёк затеял большой ремонт.

Мы созванивались по праздникам, я аккуратно интересовался у Вити, как дела, однако он отвечал односложно, а потом и вовсе пропал с радаров.

– Наверное, у Маринки сложная беременность, – предположила жена. – Так часто бывает.

Спустя год Витька позвонил.

– Приезжайте на огонёк, – пригласил он каким-то заторможенным, совсем не праздничным голосом. – Поделимся новостями.
– Вас уже можно поздравить? – оживился я.
– Ну, если так можно сказать, – уклончиво ответил друг. – В общем, приезжайте.

Да, заинтриговал нас Витька. Мы не стали затягивать с визитом, правда, решили явиться не с серьёзным подарком, а с цветами и тортиком.

Когда Витя открыл дверь, я поразился изменениям, которые с ним произошли. Прежде добродушный пухляк похудел, даже осунулся и выглядел так, будто недавно перенёс тяжёлую болезнь. Марина тоже казалась разбитой, видимо, бессонные ночи с малышом не прошли даром.

– Ну, дружище, с пополнением? – поприветствовал я хозяина.
– Ага, – хмыкнул Витька. – Было у нас пополнение. И прошло.
– Что случилось?
– Пойдёмте в комнату, – пригласил Витя. – Сейчас попьём чаю, всё расскажу.

Что-то поменялось в окружающем интерьере. В квартире был сделан ремонт, но при этом пахло какой-то затхлостью, словно Витькино жилище затопили соседи.

– Пришлось выбросить много вещей, – огорошил меня Витька. – Из-за «пополнения». Загадили всё, сволочи!
– Ну, хватит уже их пугать, – вмешалась Марина. – Короче, Илюш, у нас пока никто не родился. С этим пришлось повременить, потому что мы год боролись с нашествием тараканов. Столько этой мерзости я в жизни не видела, хотя жила и в общаге, и в коммуналке.

Витя продолжил:
– Всё началось в один день, словно кто-то выстрелил из стартового пистолета. Как-то ночью я встал в туалет, зашёл на кухню и увидел трёх тараканов. На следующий день их было уже штук десять, и эти гады всё продолжали прибывать. Сначала я решил – соседи травили паразитов, и те перебрались к нам. Или кто-нибудь развёл антисанитарию, а мы страдаем. Компании, которые занимаются изводом вредителей, часто сами подбрасывают их в подъезд, а потом развешивают объявления с предложением услуг. Но я расспросил соседей: проходимцев никто не замечал, никто из жильцов тараканов не травил. Алкашей и бабушек с захламлёнными квартирами вокруг нет.
– К тому же у вас всегда было чисто, – заметил я.
– Вот именно, – кивнул Витька. – Что здесь делать тараканам? На кухне у нас всё сияет, у Марины насчёт этого пунктик. Посуда в раковине залёживается после ужина максимум минут десять. Дом новый. А тараканы всё лезли – и огромные прусаки, и маленькие нимфы. Текли, как бешеная река, причём передвигались не хаотично, а как бы ручейками, иногда замысловато кружились. Вскоре твари заполонили всю квартиру. Помню, как дочка закричала ночью, обнаружив на себе целую колонию усачей.

Ни дихлофос, ни отрава, ни ловушки не действовали. Я вытащил холодильник, кухонные шкафы, промыл их хлоркой и ядом. Загерметизировал в стенах все трещинки, повесил на вентиляционные решётки мелкоячеистые сетки, однако ничего не помогало. Обратились к народным способам.

Чего только не перепробовали! Жгли лавровый лист, поливали углы нашатырём и уксусом, катали хлебные шарики с борной кислотой, замешивали «угощение» из сахарной пудры и пищевой соды. Ничего не помогало. В лучшем случае тараканы исчезали на день-другой, затем появлялись снова, в ещё больших количествах.

Один продвинутый товарищ посоветовал альтернативный метод: завести дома рыжих муравьёв, тараканы не выносят соседства с ними, муравьи их уничтожают. Честно говоря, я уже был готов подписаться на что угодно, даже на муравьёв, но эта идея привела Марину в ужас.

Другой знакомый, грибник, предложил использовать отвар мухоморов: нужно подсластить его и оставить в местах скопления насекомых, действует безотказно. Но Маринка уже начала смеяться нездоровым смехом: «Нам скоро самим понадобятся мухоморы, чтобы хоть ненадолго отключиться от этого кошмара».

– В итоге вызвали фирму по очистке от насекомых, – подхватила эстафету Маринка. – Они посмотрели, что у нас творится, почесали в затылках, продезинфицировали всё. Даже сделали скидку. И тараканы исчезли. Их не было пару дней. Затем пробежали две штуки. Потом штук шесть, через день – двадцать. Дальше продолжать?
– Но сейчас-то тараканов нет? – спросил я. – Как бы нам самим от вас не занести лазутчиков.
– Не беспокойся, не осталось ни одного, – успокоил меня Витька. – А помогла чистая случайность, точнее, встреча с одним человеком. Погоди, сейчас принесу чай.

Витя ушёл на кухню, а я, признаться, начал вслушиваться, не раздастся ли из ближайшего угла подозрительное шуршание.

– На работе я долго не хотел признаваться, что мой дом заражён тараканами, – Витька разлил по чашкам чай. – Но однажды не выдержал, в курилке рассказал одному коллеге, что у меня наплыв «усатых чертей», даже санобработка не помогает. А тот вдруг задумчиво посмотрел на меня и говорит: «Есть у меня один приятель, хороший травник. Мужик толковый, он разбирается в таких делах». И поделился телефоном. В тот же вечер я набрал его номер.

Валерий Иванович живёт в Нижнем Новгороде, но в тот момент, на моё счастье, гостил в Московской области. Я вкратце объяснил ситуацию.

– Дело подозрительное, – согласился Валерий Иванович. – Ладно, приеду завтра. Диктуйте адрес.

Я ожидал встретить седовласого бородатого мужика, напоминающего главного героя польского фильма «Знахарь», но на пороге возник тщедушный дядька в толстых роговых очках и пиджаке, по виду – типичный инженер из жилконторы. Он внимательно обследовал углы, дождался первого тараканьего пробега: несколько усатых захватчиков снова закрутились, а потом дружно ринулись под холодильник.

– Тараканы эти необычные, – объяснил знахарь. – Там, где сложно найти еду, их почти не бывает, а у вас словно мёдом намазано. Кто-то навёл на вас дурной глаз, да такой силы, что обычными методами не справиться.

У меня сердце упало.

– Но что-нибудь можно сделать?

Валерий Иванович задумался.

– Есть один способ, но мне нужно съездить кое-куда, – наконец сказал травник. – Месяц потерпите?
– Сколько скажете, лишь бы подействовало.
– Только обещайте, что будете делать всё, как вам скажу, договорились?
– Без проблем.

Мы тепло расстались, хотя я особо не надеялся на этого мужика. Но Валерий Иванович объявился чуть раньше. Через три недели на экране смартфона высветился его номер.

– Завтра вечером встречайте, – сообщил знахарь и повесил трубку.

Он пришёл с большой переноской – не кошачьей, а больше похожей на ту, в которой перевозят кроликов. Вытащил оттуда какие-то колбочки с прорезями и травой.

– Вот, Виктор, привёз вам сверчков, – загадочно сообщил Валерий Иванович. – Сейчас будем запускать их на кухню.
– Сверчков? – удивился я. – А они что, едят тараканов?
– Едят, – кивнул травник. – Но дело тут в другом. Это не простые сверчки, а деревенские, запечные, намоленные. Я привёз их от знакомой бабушки-травницы, она живёт в деревне, километрах в ста от Йошкар-Олы. А теперь слушайте внимательно: никаких ядов больше не сыпьте. Тараканы могут по-прежнему бегать толпами, но когда сверчки запоют – сразу звоните, я приеду. Потом всё объясню, это долгая история.

Валерий Иванович отправился на кухню и, распаковав колбочки, слегка встряхнул их. Признаться, до того момента я никогда не видел сверчков. На стол вылезли несколько созданий, похожих на кузнечиков, и скрылись в щелях между кухонным шкафом и стеной.

– На этом пока всё, – деловито выдохнул Валерий Иванович. – Надеюсь, до скорой встречи.

В тот вечер, как сейчас помню, мы сидели с Мариной на кухне, прислушивались к звукам из кухонных закромов.

– Вить, а тебе не кажется, что мы уже сходим с ума? – спросила супруга. – Сначала нам предложили заселить орду муравьёв, потом жить на мухоморной поляне, а теперь какой-то чудик привёз сверчков. Может, мы уже тронулись, просто не заметили этого?
– А что ты предлагаешь? – огрызнулся я. – Поднять лапки вверх? Будем ждать, пока сверчки не запоют. Может, они сожрут этих гадов, кто их знает.

Спустя два дня мы с Мариной с удивлением заметили, что тараканьи полчища поредели, а на третий и вовсе исчезли.

На четвёртый день за кухонным шкафом послышался ровный стрёкот – такой необычный, громкий, что я даже вздрогнул. Немедленно набрал номер Валерия Ивановича.

Назавтра знахарь был у нас. Деловито осмотревшись, направился на кухню.

– Сейчас мне нужно кое-что сделать, а вы пока посидите в комнате, хорошо? – попросил он.

Я успел заметить, как Валерий Иванович расставил на кухне какие-то штуковины с травами и принялся изучать закоулки. Он пропадал примерно час, затем снова позвал нас.

– Ну вот, как я и предполагал, – сообщил травник с важным видом. – Сверчки одолели всех ваших тараканов.
– То есть как одолели? Съели?
– Нет, не съели, – улыбнулся Валерий Иванович. – Столько тараканов даже они не съедят, хотя и питаются ими. Они просто увели их с собой, подавили их тёмную сущность.
– Валерий Иванович, простите, но вы говорите загадками, – вмешалась Маринка. – Поясните, наконец, что тут произошло?

Травник покачал головой.

– Я-то расскажу, но поверите ли вы мне? Русские люди издавна верили, что сверчок в доме – знак добра, здоровья и счастья. Это маленькие светлые существа способны прогонять злые силы, они приносят мир и покой. Как они это делают, не совсем ясно. Но сверчков на Руси не принято обижать, хоть они и докучают стрёкотом. А вообще сверчки в чём-то похожи на русский народ, вместе обычно не ладят, каждый защищает свою территорию и дерётся насмерть с соперником. Но вот какая странность: если много сверчков поселить в замкнутом пространстве, они перестают враждовать, объединяются, словно понимают, что кроме этой печки у них в мире больше ничего нет. У той марийской женщины сверчки особые – они в её избе живут веками под молитвами. Вроде как заговорённые.
– Но как же они победили тараканов?
– Тараканы – не безмозглые жуки, а создания со сложной социальной организацией, не хуже чем у термитов, – поведал травник. – Думаю, силы, которые ими овладели, – примитивные тёмные сущности. Именно потому вам казалось, что тараканы приходят словно ниоткуда. У сверчков есть способность чувствовать зло и выпроваживать его из жилища. Одна знахарка рассказывала, что сверчки не просто побеждают духов, а как бы заманивают их в иной, более привлекательный мир, но когда они попадают туда, для них закрывается путь назад. Не знаю, насколько это правда.
– А сами сверчки потом куда деваются? – спросил я травника.
– Либо погибают, либо тоже куда-нибудь уходят, – ответил Валерий Иванович. – Но иногда остаются, поэтому я за ними и приехал. Пять сверчков ушли, а один остался. И судя по всему, надолго.
– То есть как «надолго»? – не поняла Марина. – Он что, у нас теперь всю жизнь будет петь?
– Да пускай поёт, – сказал я. – После того что мы пережили, пусть хоть каждый вечер даёт концерты. Заслужил.
– Ещё они очень хорошо чувствуют беременность, – добавил Валерий Иванович. – Их светлая сила даёт лёгкие роды женщине и оберегает здоровье малыша. Так что уж смиритесь.

От вознаграждения Валерий Иванович отказался, лишь попросил немного на гостинцы для бабушки из далёкой марийской деревни. А мы с Мариной по вечерам теперь слушаем, как поёт наш сверчок. И ты знаешь, Илья, чем дольше его слушаю, тем меньше надоедает. Вот и Маринка привыкла, говорит, словно к деду в деревню приехала, на душе тихий уют. Где-то там у нас живёт маленький победитель. А ещё думаю, Валерий Иванович не зря вспомнил про беременность. Может, сверчок уже кое-что знает?

Илья БЕЛОВ
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №31, август 2022 года