Картины по кругу
14.09.2022 16:14
Картины по кругуМало кто помнит такие произведения русской живописи как «Всадник и горный пейзаж», «Базарный день» или «Скачки». Но стоит заговорить о панораме «Бородинская битва» – и оказывается, что её знают все. Правда, не все способны назвать автора. А это был удивительный человек, посвятивший большую часть своей жизни написанию монументальных полотен. Франц Рубо имел необычную судьбу. Впрочем, так же как и его работы.

Я из Одессы, здрасьте

Чистокровный француз, Франц Рубо при этом являлся коренным одесситом, появившимся под тёплыми лучами солнца 5 июня 1856 года. Его родители, Оноре Алексис и Мадлен Рубо, приехали в русский южный портовый город из французского южного портового города  Марселя и родили на плодородной земле пятерых детей. Франц стал четвёртым ребёнком.

Неизвестно, по какой причине, но Оноре Рубо решил именно в Одессе продолжить своё дело книготорговца, а мадам Рубо открыла здесь модный дом, прививая одесситкам вкус к изысканным фасонам. От французского гражданства семья при этом не отказалась.

Как любой ребёнок, Франц любил рисовать, но отец заметил, что рисунки сына сильно отличаются от примитивных каракулей сверстников, и отвёл его в местную школу рисования. Там подтвердили: «Да, у мальчика большой талант!»

После окончания Одесской рисовальной школы, в 1878 году, Франц поступает в Баварскую Королевскую академию художеств в Мюнхене. С тех пор его сердце навсегда отдано этому немецкому городу. Поступив в Академию, молодой художник увлёкся батальной живописью. Вероятно, большое влияние на Рубо оказал его учитель – знаменитый польский художник Юзеф Брандт, который тоже любил переносить на полотно исторические события времён польских войн XVII века.

А потом, находясь под впечатлением масштабных полотен немецких мастеров, Франц загорается идеей воспроизвести военные сцены в жанре широкоохватных панорам. Это своеобразный прототип 3D-изображений, когда трёхмерный макет, на котором художник по кругу располагает сцены военных сражений, создаёт у зрителя иллюзию личного присутствия. Неслучайно Франц Рубо считается основоположником русской панорамной живописи.

Рубо много путешествует с 1880 по 1885 годы. Не просто путешествует, а будто мечется. Из Германии во Францию и обратно. На время прерывает обучение в Академии – стало нечем платить – и возвращается в Одессу на место простого учителя рисования. Но затем вновь уезжает, вбирая в себя новые впечатления для будущих полотен. Каждое лето Франц проводит на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Он посещает Ереван, Баку, Тифлис, Самарканд, Ташкент, Стамбул… И вот что странно. Будучи гражданином Французской республики и выпускником Баварской академии художеств, Франц Алексеевич (именно так его величали на русской земле) получал финансирование своих экспедиций из казны Российской империи. Его ценили.

Оплатите хотя бы часть

Первое признание к Францу пришло в 1883 году, когда на весенней выставке Императорской академии художеств в Петербурге была выставлена его картина «Улица в Ермолинцах Подольской губернии». Тогда же Рубо получил и первое денежное вознаграждение за свою работу.

Нам Франц Рубо более всего известен по «Бородинской битве» (1912), но это не первая его панорама. Над первой художник работал с 1888 по 1890 годы. Она называлась «Штурм аула Ахульго» и рассказывала о взятии русскими войсками резиденции имама Шамиля в 1859 году. За это полотно Баварская академия присвоила Рубо звание профессора, а принц-регент Луитпольд вручил ему орден Святого Михаила.

Впервые панорама была выставлена на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для «Штурма», где для неё построили отдельное здание. А затем полотно отправилось в Европу. В Париже президент Франции Сади Карно дважды приезжал посмотреть на неё, после чего наградил художника орденом Почётного легиона.

Вообще-то на создание этой панорамы Франц Рубо истратил собственные 35 тысяч рублей. Огромные деньги, это приблизительно 16 миллионов сегодняшних рублей! Когда полотно было готово, художник обратился к Николаю II с просьбой приобрести панораму хотя бы за 15 тысяч рублей. Император согласился, и «Штурм аула Ахульго» с того момента принадлежал Военному министерству.

К сожалению, эта панорама не сохранилась, хотя некоторые её фрагменты хранятся в наши дни в Государственном музее изобразительных искусств в Махачкале.

Ветераны плачут

Ко второй панораме, «Оборона Севастополя», Рубо приступает 17 августа 1901 года, но уже не по собственной инициативе, а по заказу Комитета создания исторических памятников России. Комитет хотел увековечить 50-летие Крымской войны 1853–56 годов, когда русские войска героически оборонялись от англичан и французов.

И вновь Францу не сидится на месте. В октябре он делает наброски в Севастополе, потом работает в Петербурге, затем – в предместье Мюнхена. В Севастополе Рубо не только рисует, но и общается с местными жителями. Среди них оставалось немало очевидцев, которые своими глазами наблюдали всё происходившее в течение 330 дней блокады Севастополя. Затем Рубо собирает группу художников и студентов Баварской академии художеств. Непрерывная работа длится целых три года.

Панораму размером 14 на 115 метров летом 1904 года привезли из Мюнхена в Севастополь. Ветераны не скрывали слёз – настолько достоверно Рубо передал кровопролитные события на холсте. Мощное впечатление это полотно производит и на сегодняшних посетителей панорамы «Оборона Севастополя». Однако этому произведению была уготована нелёгкая судьба.

В июне 1942-го фашистские снаряды почти уничтожили «Оборону Севастополя». Несколько часов моряки-черноморцы пытались спасти шедевр из бушевавшего пламени. Уцелевшие 86 фрагментов панорамы погрузили в трюм эсминца «Ташкент», который сумел прорваться в Новороссийск. Но тут новая беда – морская вода, скопившаяся в трюме, сделала совершенно непригодными две трети спасённого полотна.

Однако «Оборона Севастополя» была настолько важна для культурного и исторического наследия государства, что её восстановление сразу включили в план первой послевоенной пятилетки. Художники-реставраторы под руководством академиков живописи Яковлева и Соколова-Скаля восстанавливали панораму по фрагментам, фотографиям, эскизам Рубо, документам. Они ездили в Севастополь, чтобы с натуры заново срисовать Малахов курган и его окрестности. Было добавлено несколько жанровых сцен, придающих ещё большую подлинность изображённым событиям.

16 октября 1954 года «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» вновь была выставлена на всеобщее обозрение. И сегодня эту впечатляющую композицию можно увидеть в белоснежном круглом здании с видом на Южную бухту в Севастополе. Его адрес носит символический характер: Исторический бульвар, дом 1.

Так рождается страсть

Личная жизнь художника тоже оказалась очень насыщенной. В начале 1890-х он встречает прелестную Катарину Кельнер, в которую без ума влюбляется, но дальше происходят совершенно неожиданные для того времени события. В 1892 году Катарина рожает первую дочку – Юлию Франциску, в 1893-м – дочь Анну, в мае 1894 года – сына Адольфа Франца Александра. И только через месяц после этого в Мюнхене регистрируется брак Франца Рубо и Катарины Кельнер.

Такое впечатление, что Рубо жил в двух параллельных вселенных. В одной он примерный семьянин, в другой – неистовый творец, у которого просто не оставалось времени на домочадцев. Рождение внебрачных детей от Катарины сопровождалось для Рубо участием в художественных выставках в разных городах Европы и работой над новыми полотнами. Каждый год он получает престижные медали за свои достижения в России и Германии.

Но 13 июня 1897 года в дом Франца приходит большое горе – при четвёртых родах Катарина умирает.

В тот же год безутешный Рубо получает орден Святой Анны III степени от российского императора. Вместе с Васнецовым, Суриковым, Серовым, Репиным и другими великими русскими художниками Франц создаёт иллюстрации к четырёхтомному изданию «Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси». Также он страстно увлекается парусным спортом, даже участвует в регатах. А параллельно в художнике рождается новая страсть, которую звали Эльза Мария Хаберль. На ней он женится в Вене в 1899 году. В этом браке рождается ещё четверо детей.

Интересная компания

В 1909 году Рубо, уже будучи профессором Российской императорской академии художеств, предложил Николаю II создать живописную панораму о Бородинском сражении. И посвятить её столетию Отечественной войны 1812 года.

Высочайшее согласие было получено, и художник приступил к воплощению своего грандиозного замысла. Длина полотна «Бородинской битвы» составляет 115 метров, а ширина – 15. Для примера: стандартная длина футбольного поля – 105 метров.
Безусловно, в одиночку с такой масштабной работой Франц Алексеевич не справился бы, и он вновь нанимает себе помощников. Это была очень интересная компания! Одним из ассистентов стал ученик Рубо Иван Мясоедов, очень талантливый художник, великолепный гравёр и виртуозный фальшивомонетчик. Спустя много лет он даже отсидел в Германии два срока за изготовление поддельных английских фунтов и американских долларов. Авантюрист по натуре, Мясоедов по поддельному паспорту, сделанному собственноручно, переезжает в княжество Лихтенштейн в качестве чешского подданного по имени Эжен Зотов. И там он вошёл в историю как создатель первых почтовых марок княжества.

Ещё одним помощником оказался немецкий художник-баталист Карл Беккер, который позднее увековечил в портрете самого Бенито Муссолини.

Ещё один художник из Германии, Михаэль Цено Димер, был известен тем, что в 1891 году представил на выставке в Лондоне свою 150-метровую панораму. На ней был изображён вид Гейдельберга – старинного города в Германии. К концу жизни Димер, а умер он в 1939 году, стал дизайнером открыток.

С Рубо работали ещё несколько художников, в том числе и один из его родных братьев. Консультантами выступили генерал-лейтенант Борис Михайлович Колюбакин, военный историк и автор трёхтомника о Бородинской битве (расстрелян большевиками в 1924 году), и Владимир Александрович Афанасьев, полковник и историк, которому так и не дали опубликовать книгу «Война и мир» Л.Н. Толстого с военно-исторической точки зрения». В ней автор подвергал Толстого критике за неверное описание событий войны 1812 года.

Основные части «Бородинской битвы» были готовы через три года упорной работы. Художники торопились, ведь требовалось успеть к 1912 году, то есть к столетней годовщине начала Отечественной войны.

Первыми увидели грандиозную панораму опять-таки жители Мюнхена на благотворительной выставке. Однако затем предстояло переправить её в Москву. Долго думали, как это сделать, не повредив полотно. Для этого были специально сконструированы железнодорожные платформы, на которых и перевезли «Бородинскую битву».

29 сентября 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре в Москве Николай II, члены императорской фамилии и представители высшего дворянства первыми увидели работу Рубо. А на следующий день деревянный павильон открыли для свободного посещения.

Покой нам только снится

За пять месяцев до этого события Франц Алексеевич потерял свою дочь Анну. Восемнадцатилетняя девушка прилежно училась в Мюнхенском университете и очень любила парусный спорт. Рубо всю жизнь корил себя за то, что привил дочке любовь к этому виду. 5 апреля 1912 года Анна утонула после того, как её парусник перевернулся на озере Кемзе.

Павильон на Чистых прудах был построен наспех. Как только начались осенние дожди, крыша стала протекать, и вода грозила нанести фатальный ущерб панораме. А затем грянул 1914 год…

«Бородинская битва» потеряла свою актуальность, поскольку в Первой мировой войне Франция стала союзником России, и вспоминать былые распри оказалось некстати.

А после революции 1917-го павильон попросту снесли. Жалкие остатки панорамы намотали на деревянный вал и хранили под сценой в Нескучном саду. Затем их перенесли на склад столичного театра «Эрмитаж» в саду «Аквариум».

К концу 1930-х годов 900 квадратных метров полотна из 1725 полностью сгнили! И лишь тогда тревогу забили советские художники и реставраторы.

Очень много талантливых людей приложило усилия для того, чтобы «Бородинская битва» возродилась. Её бережно реставрировали буквально миллиметр за миллиметром, а что не могли восстановить – дорисовывали, внося вынужденные художественные правки. Так, была увеличена фигура Михаила Кутузова и впервые отрисован раненый Багратион.

И вроде бы теперь всё складывалось хорошо, для панорамы даже построили известный круглый павильон на Кутузовском проспекте – он открылся 18 октября 1962 года, к 150-летию битвы. Но спокойная жизнь творению Рубо и не снилась. По какой-то причине «Бородинская битва» пришлась не по вкусу сторонникам культурной революции в Китае! 17 июня 1976 года злоумышленники облили полотно самовозгорающейся жидкостью.

В этом чудовищном пожаре погибло 60 процентов многострадального полотна. Один французский турист тогда пытался за большие деньги продать советскому правительству фотографии панорамы, которую он долго и тщательно фотографировал. Вероятно, это послужило бы большим подспорьем реставраторам, но руководство СССР на сделку не согласилось. Вдобавок фото- и киносъёмка панорамы с тех пор была запрещена.

Реставраторы вновь взялись за дело, а до конца его довели художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова – одного из учеников Франца Рубо.

Посреди озера

Поговаривали, что Рубо являлся отцом детей не только от Катарины и Эльзы. Якобы есть ещё несколько отпрысков от разных женщин, чьи имена не упоминаются. Тем не менее с милой Эльзой, которая была моложе любвеобильного художника на 17 лет, он прожил до конца своей жизни. Эльза Рубо, по иронии судьбы, пережила своего благоверного на те же 17 лет.

Помимо масштабных работ, Рубо написал несколько сотен картин, которые хранятся в музеях разных стран. Большей частью его работ и архивов владеет Сильвия Рубо – художник-абстракционист, внучка Франца Алексеевича.

Творец великих произведений встретил старость безрадостно и в полном забвении. Он окончательно поселился в Мюнхене ещё в начале Первой мировой, и заказы резко пошли на спад.

Всеми забытый, он скончался в своей квартире 11 марта 1928 года, на 71 году жизни. Художник завещал похоронить его в могиле дочери Анны, на маленьком живописном острове Фрауэнинзель посреди озера Кемзе, где она утонула. Именно там упокоилась его душа.

Феномен Франца Рубо во многом заключается в том, что, будучи французом, долгие годы прожившим в Германии, он считал себя русским художником. Внучка Сильвия вспоминала, что её дедушка считал своей первой родиной Россию, а созданные им панорамы – выражением любви и уважения к русскому народу и его истории.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №35, сентябрь 2022 года