СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Почему никому не удаётся повторить успех советского кино
Почему никому не удаётся повторить успех советского кино
29.09.2022 15:35
Почему никому не удаётся повторитьПо многим исследованиям общественного мнения, более 70 процентов россиян недовольно выходящими в последние годы ремейками наших любимых советских фильмов. Но российские кинематографисты как будто вовсе не замечают мнения народа, упорно заимствуя сюжеты легендарных картин Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Владимира Меньшова. Сами авторы старых фильмов повлиять на такую тенденцию не могли и не могут. И современные деятели, вместо того чтобы придумать оригинальные сюжеты и создать новых героев, со спокойной совестью предлагают зрителю Ихтиандра, Калугину, Шурика, Труса, Балбеса, Бывалого, только «второй свежести».

Как он плавает под водой

Одним из первых ремейков советского фильма стала картина «Небо. Самолёт. Девушка», которая была снята в 2002 году режиссёром-дебютантом Верой Сторожевой. В 1968 году по этому сюжету вышел фильм Георгия Натансона «Ещё раз про любовь», где главные роли сыграли Татьяна Доронина и Александр Лазарев. В новой картине основная линия та же – любовь бортпроводницы, только в старом фильме она влюбляется в учёного-физика, а теперь – в работника банка. Но исход один – главная героиня погибает, спасая людей из горящего самолёта.

В начале 2000-х зритель ещё не привык к переосмыслению старых фильмов, поэтому по тем временам сборы от проката окупили траты на съёмки – 314 тысяч долларов.

В 2005 году на телевидении вышел 4-серийный ремейк знаменитого фильма «Человек-амфибия». Когда-то главные роли в нём сыграли Анастасия Вертинская (Гуттиэре) и Владимир Коренев (Ихтиандр). И вот спустя более сорока лет историю любви «морского дьявола» и девушки из портового городка решил экранизировать режиссёр Александр Атанесян. На главные роли он пригласил Саида Дашука-Нигматулина (сына того самого Талгата Нигматулина из фильма «Пираты ХХ века») и тогда ещё студентку театрального института Юлию Самойленко.

– В детстве я, как и все мальчишки, представлял себя Ихтиандром, – признаётся Саид. – Однако даже не думал, что сыграю его в кино. Работая над ролью, специально старый фильм не пересматривал, чтобы не повторить приёмы Коренева. Просмотрел только крохотный отрывок, где Ихтиандр плавает под водой, хотел увидеть пластику того человека-амфибии.

После выхода сериала на телеэкраны режиссёр легендарного советского фильма Владимир Чеботарёв высказал недовольство:
– Я против повтора экранизации романа, не вижу в этом большого смысла. Сегодня кинематографисты имеют большие технические возможности, многое можно сделать на компьютере. К тому же я слышал, группа ездила снимать на Кубу, а мы снимали в Баку, под Севастополем, в Судаке… Я всё делал на спортивном риске, на чистом умении нашей съёмочной группы и навыках актёров. Думаю, что Володю Коренева, Настю Вертинскую, Мишу Козакова и других актёров, которые были заняты в нашем фильме, нынешние не переиграют.

Действительно, рейтинг того сериала оказался крайне низким, фильм даже не заметили критики.

Проблемы молодёжи всё острее

Не обошла волна ремейков и творение Владимира Меньшова «Розыгрыш». В 2008 году на знаменитый фильм о школьной молодёжи покусился режиссёр Андрей Кудиненко. А продюсером выступил Павел Лунгин, отец которого, Семён Лунгин, в 1970-х написал сценарий для фильма Меньшова. Что занимательно, в ремейке роль отца одного из школьников, Комаровского, сыграл Дмитрий Харатьян. В меньшовском фильме он дебютировал в роли ученика Игоря Грушко.

Сам Дмитрий уверен, что фильм получился, а вот Меньшов отнёсся к ремейку настороженно, хотя и признался, что после просмотра испытал больше положительных эмоций.

– Ремейки возникают на почве актуальности темы, – считает Харатьян. – А она тут присутствует, ведь речь о переходе подрастающего поколения во взрослую жизнь. Это самый важный жизненный этап, когда человек находится между детским и взрослым состоянием. Выпускной класс в жизни человека – рубежный. Чтобы донести молодёжные проблемы, их надо чувствовать. И вообще, сегодня проблемы молодёжи более актуальны, чем сорок лет назад.

В 2011 году режиссёр Сарик Андреасян выпустил фильм «Служебный роман. Наше время», где действие легендарной картины Эльдара Рязанова перенесли в сегодняшние дни. Служебный роман развивается в рейтинговом агентстве, который возглавляет Людмила Калугина в исполнении Светланы Ходченковой, а Новосельцева сыграл Владимир Зеленский. Эта картина в прессе получила самые нелестные отзывы. А Эльдар Рязанов вообще отказался идти на премьеру. «Мне это неинтересно», – заявил он.

Кинематографисты Александр Баранов и Дмитрий Киселёв набрались смелости и отважились заново экранизировать комедию «Джентльмены удачи». Чуть поменяли название: у них получилось «Джентльмены, удачи!». Героя Евгения Леонова в фильме сыграл Сергей Безруков, Георгия Вицина сменил Гоша Куценко, а Савелия Крамарова – Антон Богданов.

Молодой аниматор детского центра Лёша Трёшкин оказывается двойником опаснейшего вора-рецидивиста и убийцы Смайлика – так его прозвали за привычку широко улыбаться жертве перед тем, как убить. Смайлик и двое преступников похищают из музея Санкт-Петербурга национальный символ Казахстана – доспех Золотого воина. Молодая красивая лейтенант полиции Ирина Славина ловит Трёшкина и «современными» полицейскими методами заставляет его помочь следствию. Трёшкин оказывается в Египте, где сидят двое сообщников Смайлика – молодой воришка-оптимист Муха и матёрый мрачный Шатун.

Одним из сценаристов оригинального, «старого» фильма была Виктория Токарева. Так вот, она признавалась, что ей предложили написать продолжение той истории, пообещали аж миллион долларов. Но она отказалась, сочтя это плохой идеей. Другой соавтор, Георгий Данелия, тоже не пришёл в восторг от намерения «переснять» его комедию. Но кинематографисты никого не послушали. В прокате фильм собрал около 10 миллионов долларов.

Слишком мало денег

Не дрогнула рука у режиссёра Максима Воронкова, который в 2014 году снял новый вариант «Кавказской пленницы». Сам кинематографист изображает скромность. Он настаивает, что его произведение – не ремейк, а просто своего рода киноаттракцион.

В свежем фильме Шурика сыграл Дмитрий Шарокоис (тот самый Левин из «Интернов»), а Нину – Анастасия Задорожная. Есть тут и знаменитая гайдаевская троица Трус – Балбес – Бывалый: Семён Стругачёв, Николай Добрынин и Сергей Степанченко.
Примечательно, что сборы от проката «Пленницы» оказались ничтожно малы – 181 тысяча долларов. Это даже не «отбило» потраченные на съёмки деньги (около 3 миллионов долларов). Режиссёр объяснил провал в прокате просто: чиновники от кино выделили мало денег, так что приходилось на всём экономить. Дескать, потому фильм и не получился.

Можно скептически отнестись к словам этого кинодеятеля, а можно сделать и более широкое обобщение. Удачных ремейков старого советского кино вообще не существует! Все фильмы, паразитирующие на успехе любимых лент, с грохотом проваливаются в прокате. Люди просто не хотят видеть старые любимые фильмы, переделанные на новый лад. И чаще всего воспринимают такие попытки как издевательство над классикой. Сравнения с советским кинематографом сегодня не выдерживает никто – ни сценаристы, ни режиссёры, ни актёры.

Возможно, самым удачным на сегодняшний день ремейком можно считать фильм Николая Лебедева «Экипаж», вышедший в 2016 году. Благословение на эту работу Николай получил от самого Александра Митты, который выпустил свой фильм-катастрофу в 1979 году. Впрочем, один из продюсеров картины Леонид Верещагин отмечает, что фильм не является ремейком того фильма.

– Мы купили у «Мосфильма» название, оно лучше всего подходит. Но это не ремейк. У нас другая история, другие персонажи.

Тем не менее, основная канва повторяется: землетрясение, сложнейшие взлёт и посадка лайнера, спасение людей от крушения.

– Мы понимали, что слишком многое изменилось: и жизнь, и проблемы, и мир вокруг, – рассказывает Лебедев. – Отголоском прежнего фильма остался сам момент катастрофы и структура. Это гениально продуманный сюжет, который отсутствует в большинстве американских фильмов-катастроф. У нас рассказана история о людях, а не о чрезвычайном происшествии. Так же, кстати, построен «Титаник» Кэмерона.

В прокате новый «Экипаж» собрал около 25 миллионов долларов, что, конечно, ставит его на первое место среди ремейков советских кинокартин.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №37, сентябрь 2022 года