Игра в несчастье
29.09.2022 15:49
С этой темой лучше не шутить

Игра в несчастьеОт редакции. Наталья Каблукова поставила эксперимент: прожила сутки с повязкой на глазах («Будь моими глазами», №32). Весь день её сопровождали друг Роман с маленьким сыном, с их помощью она съездила на маникюр, пообедала в кафе, покаталась на карусели в парке. Автор письма довольна результатами, считает, что таким образом расширила границы сознания, улучшила чувствительность, сделала ещё один шаг к тому, чтобы научиться доверять миру. Но мнение читателей по поводу данного опыта неоднозначное.

А у кого найдётся время для чужого окна?

Не знаю, почему подобный эксперимент некоторым людям кажется забавным и полезным. Есть масса других способов расширить сознание. Когда ты лишь играешь роль слепого, то знаешь: в любой момент снимешь повязку, и всё будет как прежде. И не болит ничего. Считаю, так поступать нельзя. Придёт время, появятся настоящие болезни, тогда и «расширяйся» в своё удовольствие. Полностью здоровых людей нет, что-нибудь да привяжется.

У меня есть личный опыт временной потери зрения. Ещё 25 августа 2007 года всё было нормально, гуляла, ходила в гости. А 26-го проснулась и поняла, что не могу встать. Вижу всё так, словно катаюсь на карусели. Началась тошнота. Вызвали скорую, но я даже не смогла им объяснить своё состояние.

Официально поставили диагноз «повышенное внутриглазное давление». Делали какие-то проколы-уколы. Неделями жила с повязкой на глазах. Только я не по маникюрам и кафе ездила, а выла от боли, даже реветь не могла – слёзы причиняли муку. Так и не поняла, что это было на самом деле. Потом всё относительно нормализовалось, только зрение резко упало.

Никогда не забуду, как искала сначала комод, потом трусы в этом комоде. Да, на ощупь вроде бы трусы, но какого цвета? Муж находился рядом, но не знаю, хватило ли бы его надолго. Вряд ли. А ведь у меня вдобавок больные ноги. А когда ещё и видеть перестала, это для меня оказалось горем.

Настоящая беспомощность, а не его облегчённая версия с игрушечной повязкой на глазах, – это страшно. Можно сколько угодно философствовать об отсечении воли и новом опыте, но это всё пустые слова, если сам не пережил. Главное, подобные игры не учат состраданию.

Всё наше окружающее пространство создано исключительно для здоровых людей. Я вот с больными ногами не могу помыть окно, приходится каждый раз просить помощи. А у кого найдётся время для чужого окна? Всё лето ждала. Купила себе специальную лесенку, без неё даже форточку не открыть.

Моя подруга год назад сломала ногу. Очень неудачно, пришлось делать несколько операций. Именно тогда она заметила, что и плитка на улице скользкая, и лавочек во дворах нет, и парадная лестница в университете – адское изобретение, а не суперкрасота.

И муж её, который сначала откликался весьма охотно, стал раздражительным, начал задерживаться на работе, а дома еле сдерживает себя, говорит постоянно: «Это можно сделать и самой». Лишь теперь подруга понимает мои проблемы.

Из письма Натальи

Чтобы понять и пожалеть, нужно немного испытать это на себе

Мне этот опыт показался интересным. Зачастую, чтобы понять и пожалеть ближнего, нужно хотя бы немного испытать на себе то, что испытывает он.

Вдруг вспомнила, как однажды Герман Греф провёл эксперимент: ограничил себя в движении специальными приспособлениями и посетил отделение Сбербанка. Тогда его многие критиковали – мол, устроил клоунаду. А он просто хотел, как говорится, на своей шкуре узнать, что чувствует человек с ограниченными возможностями, приходя в банк. Можно назвать это игрой? Разумеется, всех трудностей не ощутил. Но, возможно, именно он потом приложил усилия для организации программы «доступная среда».

Ещё читала, как с группой мужчин проводили эксперимент – надевали им специальный искусственный живот, наполненный какой-то жидкостью, там даже была имитация того, как толкается ребёнок. И вот с этим животом нужно было проходить неделю, спать, мыться, обуваться и прочее. Всё для того, чтобы муж лучше понимал состояние беременной жены. Не помню, чем закончился тот эксперимент, но идея правильная.

Из письма Аллы

Оказывается, далеко не везде можно ходить с собакой-поводырём

Мне кажется, чтобы вжиться в роль слепого человека, нужно, как делают артисты, читать побольше о людях, потерявших зрение, сходить в специализированный интернат. Тогда получишь более полное впечатление, чем просто нацепив повязку на один день.

У нас соседка, молодая 30-летняя женщина, в результате какого-то заболевания потеряла зрение. Первое время на прогулку по вечерам её выводил муж, потом сестра, затем сиделка, сейчас она ходит с собакой-поводырём.

Как-то раз мы с ней встретились, пообщались, и я сказала – наверное, с собакой легче, чувствуешь себя независимой. И неожиданно услышала: оказывается, далеко не везде можно ходить с собакой, даже если на ней намордник и есть справка о том, что это поводырь.

Честно говоря, я сначала не поверила, решила – женщина преувеличивает. Полезла в интернет. Это оказалось правдой! Незрячим людям иногда даже приходится обращаться в суд, чтобы получить элементарное право зайти туда, куда им жизненно необходимо, например, в продуктовый магазин или поликлинику. Если не верите, почитайте сами.

Из письма Лоры

Никому не пожелаю такой «эксперимент» даже на часок

Прочитала историю Натальи и ужаснулась. Нахлынули воспоминания. В один отнюдь не прекрасный день я вернулась с работы с нарушенным зрением, такое ощущение, будто стоишь у окна в ливень, ничего не видно.

Домашние перепугались, вызвали скорую. Врачи сами возили меня по больницам. Сначала в отделение неврологии, сделали МРТ – всё нормально. Потом отвезли в глазную больницу, госпитализировали. Списали на повышение внутричерепного давления. Неделю делали уколы, чтобы его снизить, также кололи витамины в глаза. Ура, на седьмой день я снова начала видеть!

С тех пор прошло несколько лет. Никому не пожелаю такой «эксперимент» даже на часок. Страх, паника и беспомощность, крушение всех планов, полная перезагрузка философии жизни. Какой хрупкий и непредсказуемый у нас организм.

Из письма П.,
г. Ярославль

Можно развлечь себя и таким образом, если есть друг

Эта история – просто игра, а не чистый эксперимент. Хотя бы потому, что в нём отсутствовало самое главное – чувство горя от своей слепоты. Да, можно развлечь себя и таким образом, если есть друг, который не против подстраховать на улице и в доме. Но найдётся ли такой человек на несколько лет, а не часов?

Говорят, сейчас и рестораны появились, в которых едят в абсолютной темноте, вроде бы они учат чему-то. Ну, если человек не представляет состояние того, кто лишён зрения, слуха, возможности говорить или ходить, – то поможет ли игра в несчастье? Сомневаюсь. У таких «экспериментаторов» останется чувство, что жить можно, ничего страшного, только нужны друзья в достаточном количестве. Однако инвалиды отлично знают: таких любезных поводырей и нянек встретишь редко. Если это не любящие родители, конечно.

Знакомый Натальи, Роман, согласился помочь, потому что ему это тоже в диковинку. Но все понимали: если станет трудно – «слепая» тут же сбросит повязку, все весело рассмеются. Но разве легко опекать незрячую подругу в десятый, сотый раз?

А можно ещё поголодать, чтобы прочувствовать судьбу детей Африки, лечь на дно ванны, «пробуя» участь тонущего. Но это имеет мало общего с реальной жизнью.

Из письма Киры

Завидовала очкарикам, ведь их сажали за первую парту

Сюжетно-ролевая игра в воспитании детей – один из мощных способов познания окружающего мира. Порою взрослым тоже надо проигрывать некоторые ситуации, чтобы решить свои проблемы.

Я педагог, не психолог, но изучала психологию шесть лет, и моя дипломная работа тоже по психологии. Если у меня спрашивают совета, то проще объяснить именно в игровой форме. Поэтому данный эксперимент не шокировал. Есть любители и в гробу полежать. Но с темой здоровья действительно лучше не шутить. Могу привести немало примеров, когда люди таким образом буквально накликали на себя беду.

Благодарю Бога, что память сохранила мои детские желания. Какой же я была дурочкой, когда завидовала одноклассникам, сидевшим с костылями, в гипсе и освобождённым из-за этого от уроков физкультуры. Им не надо тащить в школу форму, лыжи, бежать ненавистный кросс! Завидовала очкарикам, ведь их сажали за первую парту, а я сидела за последней с двоечниками и лупила их линейкой, чтобы не болтали и не мешали слушать.

Помню, как удивлялась, когда бабушки на лавочке жаловались друг другу на высокое давление, больные ноги и слабые глаза, – даже представить не могла, что однажды сама стану немощной. Сытый голодного не разумеет. Сейчас, имея в арсенале четыре вида разных очков, больные ноги, кучу других болячек, точно не стала бы даже советовать «представить себя незрячей» или что-нибудь подобное.

Я за позитив. В моей жизни достаточно разочарований, горя, отчаяния. Спасибо подругам, которые и помогали, и выслушивали, и ругали, и пинали, чтобы не раскисала. Но самое главное – я сама себя скручивала в узел, не поддавалась унынию. Поплакала, чуть-чуть пожалела себя, и хватит, а теперь думай, ищи выход, решай проблему. Юмор – лучшее средство от печали. Если мне плохо, читаю анекдоты до тех пор, пока не засмеюсь, и становится легче.

Берегите своё физическое и душевное здоровье изо всех сил, остальное – суета. Работа тоже хорошо отвлекает от мусора в голове, как говорил Кот Матроскин, «труд для моей пользы – облагораживает».

Из письма Галины,
Москва
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №37, сентябрь 2022 года