СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Алиса Мон: Мужчины в моей жизни играют злобную роль
Алиса Мон: Мужчины в моей жизни играют злобную роль
10.10.2022 17:14
МонЯркая, красивая, талантливая певица Алиса Мон стала известна благодаря песням «Алмаз» и «Подорожник-трава». Но мало кто знает, сколько душевной боли вложено сочинителем в эти, казалось бы, лёгкие эстрадные хиты. Алиса сама создаёт свои песни, и в них всегда присутствуют свет и любовь. Кстати, имя певицы при рождении – Светлана. И в разговоре мы убедились: доверчивая и открытая женщина Алиса Мон действительно всегда смотрит на мир позитивно.

– Алиса, как тебе удаётся по сей день удерживать внимание зрителей, учитывая, что ты звезда девяностых?
– Наверное, новой музыкой, которую я пишу, подстраиваясь под сегодняшние веяния в шоу-бизнесе. Ведь чтобы удержаться на плаву, нужно постоянно двигаться. К примеру, одна из последних песен, которую я недавно записала, показывает, что я уже не та девушка, которую люди знали в девяностые. Мне тоже приходится держать нос по ветру, как делают многие другие популярные эстрадные «старушки» – Мадонна, Кайли Миноуг и так далее. (Смеётся.) Для того чтобы привлечь внимание своим творчеством, притянуть к себе молодёжь, нужно привнести новую кровь, то есть создать продукт, который достоин сегодняшнего дня.

– У человека каждые десять-двенадцать лет начинается новый жизненный этап – новая любовь, новая работа. Возможно, ты не исключение. С какого события можно считать, что открылась новая страница жизни и творчества?
– Вот как раз сейчас такой этап, он связан в том числе с новой песней. Я долго не решалась на это, но всё-таки мне кажется, эксперимент удался. Теперь осталось только дождаться реакции слушателей. Песня называется «Превышен лимит». Там есть такие строчки: «превышен лимит ссор и обид». Она сделана по всем правилам современного восприятия, с помощью компьютерной техники. Надеюсь на резонанс.

– А чем отличается шоу-бизнес сегодня от того, который был в девяностые?
– Ну, во-первых, музыка изменилась. Очень поменялись приоритеты: раньше в основе песни лежала мелодия, а сегодня всё выстроено на аранжировке, которую создаёт компьютер. Души в этом, конечно, мало. Что касается человеческого фактора, то сегодняшних молодых исполнителей мне сложно до конца понять. Я просто прислушиваюсь и принимаю всё как есть.



– И кто именно из молодых исполнителей тебе нравится?
– (Смеётся.) Для меня молодые – это Дима Билан и Володя Пресняков, хотя они уже не вполне молодые. Но это достойные артисты, потому близки мне по духу. А если говорить о действительно молодых эстрадных исполнителях, то это Анатолий Цой, победитель шоу «Маска» на НТВ. Он мой любимчик, обожаю его. Мы с ним вместе выступали на «Шоумаскгоон». Он поучаствовал вместе со мной и в шоу «Суперстар! Возвращение», где мы с ним открывали программу. Наш первый номер в дуэте с моей песней «Алмаз» получился шикарный. Анатолий мне потом позвонил и сказал: «Все требуют, чтобы я включил нашу с тобой песню в свой первый диск». Это, конечно, приятно, и, насколько я знаю, эта песня в его диске теперь присутствует.

– Как возникают такие дуэты? Мне кажется, любой творческой единице присущ эгоизм, ведь никому не хочется делить зрительское внимание. Тебе, например, нравится петь соло или в дуэте?
– Смотря с кем. Если это крутой исполнитель, поёт живьём и прекрасно владеет вокалом – тогда да, я запишу с ним песню. Конечно, существуют и другие критерии: наши голоса должны сочетаться, ведь дуэт – это особая история, когда исполнители становятся единым целым. В дуэте важно объединяющее начало, которое приводит к слиянию душ. Иначе ничего не получится, и каждый будет существовать по отдельности.

– Как ты решилась участвовать в этом телешоу?
– Здесь нет никакого чуда. Всё просто: позвонил мой директор и сказал, что предлагают поучаствовать в музыкальной программе. Ещё пятнадцать лет назад, когда готовился первый выпуск шоу «Суперстар! Возвращение», мне предлагали, но я отказалась.

– Почему?
– Не понравился состав жюри. Я была не согласна с тем, что меня станут судить молодые неопытные исполнители. А когда позвали во второй раз, подумала, что моё самолюбие это не ущемляет, поэтому пойду и буду петь. И постараюсь сделать выступление интересным, рассчитанным не на жюри, а на зрителя. То есть у меня поменялись приоритеты.

Мон– С другой стороны, если хочешь привлечь молодёжь к своему творчеству, почему бы не показаться во всей красе?
– Дело в том, что молодёжь мало смотрит телевизор. Они живут в интернете. Поэтому бессмысленно ориентироваться на публику, которая тебя вряд ли увидит. Но мне самой захотелось сделать нечто особенное, показать весь спектр того, на что я способна. Ведь шоу на этом и строится. Интересно было меняться визуально и провести эксперимент над собой, в том числе вокальный. Многое предлагала я и отстаивала своё мнение, но прислушивалась и к пожеланию телевизионного руководства. Ведь взгляд со стороны важен, если хочешь меняться.

– Алиса, как вообще музыка вошла в твою жизнь? Ты однажды сказала, что от папы.
– Папа показал мне аккорды. Он играл на слух, таких музыкантов называют «слухачами». Я, кстати, тоже сочиняю на слух, не зная нот, и мой сын – тоже. Он играет джаз.

– Ты до сих пор не знаешь нотной грамоты?
– Ну да. (Смеётся.)

– А на кого ты похожа внешне – на маму или папу?
– Когда была моложе, походила на обоих. В первой половине жизни на папу даже больше. Но с возрастом стала замечать, что тяготею к маминому образу. Я ведь – дитя любви, а в этом случае невозможно быть похожим на кого-нибудь одного. (Смеётся.)

– Ты не просто певица, но вдобавок сама пишешь музыку и текст. Ведь никто, кроме тебя самой, не знает твою душу.
– Сегодня я пою и «чужие» песни. Добавила их в свой репертуар, и мне это нравится. Здесь тоже возможно слияние со своим внутренним миром. Это как одежда: увидел классный наряд, надел, а он не смотрится. С песней то же самое: пока все параметры не сойдутся, ничего не получится. Но когда всё идеально, получается шикарно.

– Почему тебе в юности не довелось окончить творческий вуз?
– Я поступила в Новосибирское музыкальное училище на эстрадное отделение, правда, только со второго раза. В первый раз не получилось, но зато сразу после экзаменов меня приняли в оркестр этого училища. Там я и пела, а на следующий год стала студенткой. Впрочем, потом меня отчислили за профнепригодность. (Смеётся.)

– Отчислили человека с талантом и абсолютным слухом?
– (Смеётся.) Я пела в ресторанах, и это не понравилось педагогам.

– Ты часто выступаешь в сборных мероприятиях. А как насчёт сольного концерта в Москве?
– Сольных у меня было много, я ведь столько лет тружусь на этом поприще, ещё со времён группы «Лабиринт»! Мне тогда было всего двадцать три года, а я тянула по три-четыре концерта в день. Воспоминания остались самые восторженные, ведь люди вставали на моих концертах!.. И когда после перерыва я вернулась с песней «Алмаз», то первый «сольник» состоялся в Махачкале… Но в Москве всё сложнее. Хотя если бы такой концерт состоялся, я бы назвала его «Сублимация любви». И всю свою недолюбленность излила бы на сцене. Все песни, которые я сама себе написала, включая «Алмаз», – это сублимация, никак иначе. Когда тебе не хватает любви от мужчины, ты начинаешь творить – по крайней мере, я себя так воспринимаю.



– Кто сегодня твой зритель?
– Я делаю всё, чтобы привлечь молодых к своему творчеству. Это очень важно. Не хотелось бы довольствоваться исключительно званием ретропевицы. (Смеётся.) Ко мне на концерты приходят молодые люди, потом за кулисами просят автограф. Значит, им понравилось, значит, есть потенциал.

– Как будет называться твой новый альбом?
– К альбомам я стала относиться скептически, потому что все они сейчас виртуальные. Давно ушли в прошлое и пластинки, и компакт-диски.

– Но песни к нему есть?
– В этом году я много песен исполнила. Заново записала «Живую воду», это мой старый, очень популярный хит. Ещё бывший клавишник Юры Шатунова сочинил мне песню «Гудки». О песне «Превышен лимит» я уже сказала.

– Многие воспринимают тебя как весёлую женщину с грустными глазами. Если бы ты написала книгу о себе, чего там было бы больше – весёлого или грустного?
– Я терпеть не могу копаться в прошлом. Даже побоялась бы начинать. Не хочу, чтобы люди узнали о моей грусти.

Мон– Сегодня многие успешные женщины водят машину, а у тебя её нет.
– Я восхищаюсь женщинами, которые садятся за руль, да и мужиками тоже восхищаюсь, ведь водить машину в Москве – это подвиг. (Смеётся.) Но у меня никогда не было желания иметь автомобиль даже ради престижа. Несмотря на то что у меня отличная реакция, я – бездарный водитель. У меня склад характера такой: если я утром сяду за руль и соберусь проехать десять километров, то приеду, дай бог, к вечеру. Потому что буду всем дорогу уступать, не захочу ни с кем ругаться. А ситуация на дорогах такая, что приходится иногда отстаивать свои права. Поэтому я не стала искушать судьбу. (Смеётся.)

– В судьбе творческого человека немалую роль играет тот, кто находится рядом. Какую роль играли мужчины в твоей жизни?
– (Смеётся.) Мужчины в моей судьбе играли злобную роль! Но любовь для меня – всё же прекрасное чувство. Просто дело обстояло так. Когда мужчины появлялись в моей жизни, то особых песенных шедевров я не могла создать. А вот будучи в свободном полёте, свободная от всех и в стрессовом одиночестве – могла написать нечто гениальное. «Алмаз» появился на свет именно в такой период. В то время я испытывала тотальное одиночество, чувствовала себя потерянной. Да и песня начинается со слов: «Я уже не верила, не надеялась, не гадала». Эта фраза – эпиграф моей жизни.

Вообще, я философски относилась к появлению мужчин в моей жизни. Всегда заранее знала, что это временное явление и оно неизбежно закончится расставанием. Ведь никому из этих мужчин не пришло в голову создать для меня хотя бы видимость свободы! А без этого нет творчества. Никто не смог или не захотел это сделать.

Но чем старше мы становимся, тем больше хочется иметь рядом друга, с которым можно и поболтать, и помолчать. Хочется жить с человеком, который в тебе нуждается. Но такого нет. Это какая-то несбыточная мечта. (Смеётся.) Ведь ценен не столько секс, который уходит на второй план, а человеческая привязанность. Так что я прошла все психологические стадии от отрицания до принятия и теперь спокойно воспринимаю свою жизнь без надёжного друга, без мужчины. И всё равно стараюсь делать себя счастливой.

– Характер у человека вырабатывается в течение всей жизни. Насколько ты изменилась в сравнении с той лучистой, весёлой, светлой девушкой, рождённой с именем Светлана?
– Это мне раньше казалось, что надо стремиться к переменам и ждать их. Но, конечно, люди меняются с годами. Я поняла, что не надо ждать, а надо ориентироваться на сегодняшний день. Ведь человеку всё уже дано – вокруг нас прекрасная природа, есть друзья и относительное здоровье. А если постоянно чего-нибудь ждать, жизнь пройдёт незаметно. Так что я стараюсь побольше всего успеть и живу здесь и сейчас.

Расспрашивала
Элина ДЕЛИН
Фото из личного архива

Опубликовано в №39, октябрь 2022 года