Смех и слёзы детей
12.10.2022 14:50
Смех и слёзыАктёры и режиссёры не любят работать с животными и детьми – в кадре они выглядят естественно и переигрывают профессионалов. С детьми сложно ещё и потому, что не всегда можно заставить их сделать то, что требуется, – заплакать, рассмеяться, рассердиться. Поэтому режиссёры часто прибегают к уловкам. Могут даже дать пощёчину, чтобы ребёнок заплакал. Актёры об этом знают и не всегда готовы отдать своих детей в кино. Сколько судеб было разрушено из-за славы, с которой ребёнку трудно справиться.

По прозвищу Звёздный мальчик

История о том, как Павел Чернышов попал в кино, выглядит  эталонно. В один солнечный зимний день он, 12-летний мальчик, пришёл с родителями на каток. У касс к нему подошла женщина и спросила: «Хочешь сниматься в кино? Приходи завтра на киностудию». Оказалось, что это ассистент режиссёра Леонида Нечаева, которая искала исполнителя на главную роль в фильме «Сказка о Звёздном мальчике».

До этого режиссёр посмотрел не одну сотню ребят: всё не то. Когда же Чернышов оказался на кинопробах, Нечаев понял: это и есть «звёздный мальчик». Сам Павел обрадовался работе в кино: поездок много – снимали фильм в Белоруссии, на Украине, в Грузии, а значит, можно пропускать занятия в школе. Однако в поездках пришлось заниматься с учителями.

– Было интересно представить себя в роли этакого «звёздного» принца. А вокруг красивые сказочные декорации, необычные костюмы. Я по-настоящему верил в сказку, которую мы снимали, – вспоминает Павел.

После того как фильм вышел на экраны, жизнь парня превратилась в настоящий кошмар. Одноклассники тут же дали ему прозвище Звёздный мальчик. Со всей страны посыпались письма от девочек, которые предлагали «вечную дружбу» и губной помадой оставляли на листочках поцелуи. В квартиру круглосуточно звонили, дышали в трубку или истерически признавались в любви. Всё это раздражало и утомляло Павла.

– Я не мог спокойно выйти на улицу – там обязательно дежурила какая-нибудь девочка и ждала встречи со мной, – вздыхает Чернышов. – Натягивал шапку почти на глаза, шарфом закрывал лицо, так и ходил по улице. Потом ажиотаж постепенно прошёл.

Конечно, Павла Чернышова и позднее много приглашали в кино, но его родители, инженеры, запретили сыну сниматься. Окончив школу, Павел поступил в Университет дружбы народов на инженерный факультет.

– После учёбы я попал в армию, – рассказывает Чернышов, – и отслужил два года, как все советские юноши. К тому времени уже никто не ассоциировал меня со Звёздным мальчиком. С работой была сложная ситуация – оказалось, что инженеры никому не нужны. Друзья предложили поработать у них в похоронном бизнесе. Сначала это пугало, а потом ничего, привык.

Сейчас Чернышов с женой Натальей работает в ритуальном агентстве, живёт с семьёй в московском районе Беляево, и никто из его коллег, соседей и даже друзей не знает о звёздном прошлом Павла. И сам он рад этому. Не испытывает никакого сожаления, что не связал жизнь с актёрской профессией. «Я считаю, что роль только помешала мне в жизни: из-за повышенного внимания я стал замкнутым, менее доверчивым», – говорит он. Дома у него сохранился костюм тореадора, в котором Павел снимался в фильме.

Мы едем в Холмогоры, какое счастье!

В 1960 году режиссёры Игорь Таланкин и Георгий Данелия выпустили фильм «Серёжа», в котором главный герой, 5-летний мальчик Серёжа (Борис Бархатов), покорил зрителей актёрским талантом. Подбор парня на эту роль шёл трудно, по школам и пионерским лагерям отсматривали сотни ребят.

Данелия в своей книге вспоминал: «Приводили толпами светленьких голубоглазых мальчиков, и все они почему-то читали одно и то же стихотворение о Ленине. Но вот однажды привели чёрненького мальчика, который, смешно картавя, прочитал Некрасова: «Вот паадный подъезд…» В павильоне на пробных съёмках Боря Бархатов тут же освоился, запомнил, как кого зовут, и пошёл задавать всем вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько энергии поглощают эти приборы?»

– Мальчик, иди гуляй!
– Что за работники! Никто ничего не знает!

Все засмеялись.

– Вот сейчас ты удивился. А можешь сказать то же самое возмущённо? – спросил Таланкин.
– Выругаться?
– Да.
– Что за работники! Одни балды! Никто ничего не знает! Жуки навозные! Так? Или ещё сердитее?

Серёжа был найден».

Волосы мальчика покрасили в белый цвет.

– Боря Бархатов особых проблем не доставлял – не капризничал, режиссёра слушался, но был не по-детски рассудителен и по-детски непосредствен. За что съёмочная группа называла парня Борисом Павловичем, – вспоминал Данелия. – По сценарию Коростелёв, мама Серёжи и его младший брат уезжают в Холмогоры, а Серёжа пока остаётся с тётей Пашей. Но в последний момент, когда грузовик уже отъезжает, Коростелёв всё-таки решает взять Серёжу с собой. Серёжа вбегает в свою комнату и быстро-быстро собирает вещи. Нам надо было, чтобы в этой сцене Серёжа метался по комнате, решая, что брать, а что оставлять. Мы дали Боре игрушки и сказали:
– Спрячь их в разные места в декорации комнаты.

Боря разложил игрушки.

– Всё? Мы включим камеру и будем считать до десяти. Что успеешь за это время взять, то твоё. Мотор!

Счёт пошёл. Боре надо было вспомнить, где лежит самое лучшее, и он заметался по комнате. На экране эта сцена получилась так убедительно, что Боре позавидовал бы Лоуренс Оливье.

Трудно давалась сцена, где Серёжа просит Коростелёва взять его в Холмогоры. Мальчик в этой сцене должен плакать. Капать глицерин или подсовывать нашатырь – выйдет неубедительно. Пришлось разыгрывать «доброго и злого режиссёра». Георгию Данелия повезло: согласно жребию он оказался «добрым». Игорь Таланкин взялся ругать и пугать, даже зарядил пощёчину мальчику. И всё получилось – сцена в кино невероятно трогательная: Боря заплакал.

Бархатов не пошёл в актёрскую профессию, стал инженером и сегодня вспоминать о своём кинопрошлом не любит.

У товарища Дынина вся кровь испортилась

Алексей Литвинов, который сыграл Вольку в фильме «Старик Хоттабыч», тоже не стал актёром. Окончив техникум, всю жизнь отработал электриком, а сегодня на пенсии.

– Я оканчивал пятый класс, когда к нам в школу рядом с киностудией «Ленфильм» пришли ассистенты режиссёра. Пригласили меня и ещё несколько мальчиков на кинопробы, – вспоминает Алексей Александрович. – Я очень старался, что-то изображал перед режиссёром, читал стихи, но на главную роль взяли другого мальчика. Однако через месяц меня вызвали на съёмки – того парня забраковали. Конечно, мама обрадовалась, что меня взяли сниматься в кино. Тем более это и финансовая помощь – в месяц мне платили тысячу рублей (после реформы 1961 года эта сумма равнялась 100 рублям. – Ред.). Представляете, в 12 лет такой взрослый заработок! Специально для съёмок меня тогда покрасили перекисью водорода, ведь я в жизни брюнет. Поэтому, когда фильм вышел на экраны, а у меня отросли тёмные волосы, меня перестали узнавать. А сейчас тем более не узнают – только глаза, говорят, остались те же.

…Поиск детей на главные роли в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» ассистенты режиссёра Элема Климова начали с тех школ, которые располагались рядом с киностудией «Мосфильм». Пришли в школу № 571, где тогда учился Виктор Косых.

– Они вошли в класс и спросили: «Кто умеет плавать?» Я поднял руку самым первым, – вспоминал Виктор Иванович. – Плавать не умел вовсе, но понял: раз пришли с «Мосфильма» – наверное, с уроков снимут. Что меня ждёт потом, я и понятия не имел. Мне тогда было тринадцать лет. Меня одного из всего класса отобрали на пробах. Сначала готовили на роль Марата – помните мальчика, который первый голым прыгает в крапиву и рисует на Иночкина карикатуру? Я должен был перед худсоветом с чувством произнести: «Костя, ты прости меня, что карикатуру на тебя нарисовал!» Начал говорить, и в это время разом зажглись несколько прожекторов. И вижу – прямо на меня по рельсам движется камера. У меня от страха выступили слёзы, но я продолжал твердить текст. «Смотрите, как хорошо парень играет!» – восхищались члены худсовета. И меня утвердили на роль Марата. Но я был недоволен – боялся, что девчонки из класса увидят меня на экране без трусов. Позора не оберёшься! К счастью, потом Климов почему-то передумал и поручил мне роль Кости Иночкина. Помню, снимали сцену, когда голодному Косте приносят суп – рассольник. Этот небольшой эпизодик снимали аж двадцать семь дублей подряд! И каждый раз мне надо было съедать суп с огромным аппетитом. Очень трудно было изображать радость, когда этот суп уже не лез внутрь!

Пропала Мальвина, невеста моя

Татьяне Проценко, которая исполнила роль Мальвины в фильме «Приключения Буратино», было шесть лет. Её в поезде случайно увидела помощница режиссёра Леонида Нечаева. Она пригласила девочку на кинопробы.

– В одной из сцен Мальвине нужно было заплакать, а у меня никак не получалось, – вспоминала Татьяна, которая ушла из жизни в прошлом году от онкологического заболевания. – Со мной бились несколько часов, уговаривая, чтобы я поплакала. Даже специальные капли в глазки капали, чтобы брызнули слёзы. Но Нечаеву всё равно не нравился результат. И он вдруг начал на меня кричать. Мол, Таня, да как же тебе не стыдно, тут взрослые люди собрались, возимся с тобой, а ты… Никто прежде не повышал на меня голос, у мамы с папой я единственная дочь, они бесконечно любили меня, холили и лелеяли. Я так растерялась и расстроилась, что слёзы, самые настоящие, полились потоком. Оператор по кивку режиссёра быстро снял момент – этот дубль в итоге и вошёл в фильм. Потом меня все на съёмочной площадке успокаивали, обнимали-целовали, угощали конфетами. Помню, перекисью водорода мне высветили брови и выщипали их. Но ради сказки и восторга зрителей я была готова на всё. Раньше меня спрашивали: «А сколько долларов вы тогда получили?» Конечно, нам платили советскими рублями. За меня мама получила 600 рублей, что по тем временам для девочки была неплохая сумма. На этот гонорар мне купили пианино «Аккорд». А ещё хватило на половину цветного телевизора, по которому мы и смотрели премьеру «Приключений Буратино». Но, конечно, во время работы мы не думали о деньгах, было просто интересно.

…У многих юных артистов жизнь закончилась трагически. Так, например, 26-летний Алексей Фомкин (Коля Герасимов из фильма «Гостья из будущего») погиб при пожаре. 35-летний Сергей Шевкуненко (Миша Поляков из «Кортика» и «Бронзовой птицы») рано начал преступную деятельность, отсидел в тюрьмах в общей сложности четырнадцать лет и был убит киллером. Сергею Тихонову (вождь краснокожих из фильма Гайдая «Деловые люди») был 21 год, когда он погиб под колёсами трамвая.

– Ранняя слава – это, конечно же, испытание, – считает Фёдор Стуков, который впервые снялся в пять лет в фильме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». А потом были «Родня», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Остров сокровищ». – Всё равно что проверка большими деньгами: кто-то выдерживает, кто-то нет. Но на всё это есть семья, родители, которые могут объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Мне в этом смысле повезло, да и вообще тогда был Советский Союз, всё было по-другому. Я ходил в обыкновенную школу, у меня остались те же самые друзья, тот же самый футбол. Жизнь никак не изменилась. Я оставался таким же простым чуваком, слава никак не сказалась на моём окружении. А в школу практически не ходил, поэтому не очень интересовался, что там обо мне думают учителя. Да, отметки мне ставили неплохие. Сейчас могу открыть секрет: иногда уезжал на съёмки месяца на три и потом привозил липовый аттестат – якобы я там учился на одни пятёрки. Школа никогда не была для меня важна. Не потому, что я рос лоботрясом и неучем, просто рано понял: на мою дальнейшую судьбу никак не повлияет, часто буду ходить на уроки или нет, хорошо буду учиться или плохо. Я знал, что какие-то предметы забуду навсегда, как только окончу школу. Так и случилось: если меня сейчас спросят что-нибудь по химии, ничего не отвечу.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №39, октябрь 2022 года