Чего мы не знаем об авиации
20.10.2022 18:49
Чего мы не знаемАвиация в мире появилась примерно сто лет назад, но сразу устремилась вперёд такими темпами, что уже к концу XX века почти исчерпала возможность дальнейшего совершенствования. Сегодня пассажирские самолёты, можно сказать, достигли пика развития, и больше развивать просто нечего. Увеличить скорость можно, но это приведёт к резкому росту цены билетов, и потому от ускорения отказались. С годами лишь растёт дальность полётов, повышается комфорт на борту, появляются новые маршруты. И всё! Авиация стала привычной. Но так ли уж там всё скучно? Мы собрали малоизвестные факты, технические подробности и даже взяли короткое интервью у настоящего бортпроводника, чтобы погрузить читателей в мир современной гражданской авиации.

Поднимите шторки

Каждый элемент самолёта, даже если мы не обращаем на него внимания, продуман досконально. А к некоторым особенностям конструкторы пришли после аварийных ситуаций.

Иллюминаторы самолётов имеют овальную форму не по прихоти дизайнера, а из соображений безопасности. Гражданский самолёт за время своей службы совершает около 30 тысяч взлётов-посадок. При этом фюзеляж (корпус) расширяется от давления, когда судно находится в воздухе, и сжимается при посадке. В процессе возникает «усталость металла», которая проявляется в виде трещин в местах стыков деталей самолёта.

Любое разрушение обычно начинается с углов. Поэтому авиаконструкторы постарались их избежать. Кстати, до 1950-х годов самолёты имели обычные прямоугольные иллюминаторы. Но когда появились реактивные двигатели и гражданские суда стали летать на больших высотах (10 тысяч метров), случилась катастрофа. Расследование аварии показало, что трещина, ставшая причиной поломки фюзеляжа, начала расползаться от углов иллюминаторов.

С этого момента дизайн авиалайнеров стал таким, каким мы его знаем сегодня. Мы с вами летаем внутри «алюминиевых баклажанов» без единого угла.

Пассажирские иллюминаторы изготавливаются из трёх слоёв оргстекла. Люди с хорошим зрением способны разглядеть дырочку в нижней части «окна». Она служит для передачи давления от внутреннего слоя к внешнему. Если внешний слой ломается или трескается, то внутренний остаётся без повреждений из-за перепада давления.

Многих пассажиров интересует, почему бортпроводники просят поднять шторки иллюминаторов при взлёте и посадке. Ответ таков: стюардессы в чрезвычайной ситуации должны видеть, что происходит за бортом. Ведь у них есть всего 90 секунд, чтобы эвакуировать пассажиров, независимо от размера самолёта. А действовать вслепую очень сложно.

Особое внимание всегда уделяется местам, которые находятся у аварийных выходов. Туда сажают только пассажиров в хорошей физической форме. Они должны открыть тяжёлую дверь в случае необходимости. Больным, пожилым людям и мамам с детьми эти места не подходят.

На международном рейсе стюардессы заботятся, чтобы у аварийных выходов сидели пассажиры, которые говорят с ними на одном языке. Вас могут попросить пересесть, если обнаружат ваши слабые разговорные навыки.

Командир, вы куда?

Кабина пилота (кокпит) оборудована особыми окнами. Они рассчитаны на большой перепад давления, сильный лобовой поток воздуха, а также имеют функцию противодействия столкновению с птицами.

Многослойная структура стекла предотвращает разрушение всего окна при ударе. Если во время полёта лобовое стекло разобьётся от внешнего воздействия, то окно выпадет не внутрь, а наружу.

Подобный инцидент случился в 1990 году, когда самолёт британской авиакомпании вылетел из Бирмингема. На высоте 6 тысяч метров взорвалось боковое лобовое стекло, возникла воздушная «воронка», которая буквально высосала командира судна из кабины. Правда, не полностью. Командир наполовину оказался снаружи, а наполовину внутри – ноги касались приборов автопилота. Второй пилот сумел опуститься до 3 тысяч метров, где больше кислорода, и снизил скорость до 650 километров в час. Тем временем стюардесса удерживала вывалившегося командира, схватившись за ремень. С помощью другого бортпроводника удалось затащить его в салон. Всё это продолжалось около двух минут.

У командира диагностировали множественные переломы и признаки обморожения, ведь верхняя часть его туловища оказалась за бортом, при температуре минус 17 градусов, да плюс скорость 650. К счастью, пилота спасли, он и сегодня работает в авиации.

Причиной аварии оказалась небрежность ремонтника, который накануне заменял окно и при этом нарушил инструкции.

Следить за людьми

Существуют правила поведения экипажа и пассажиров при подготовке к взлёту, а также во время полёта и при посадке. Они постоянно меняются, причём в разных странах – разные правила.

Например, всего двадцать лет назад в самолёте ещё можно было курить. Пассажирский салон был разделён на зону для курящих и некурящих. Сегодня всё изменилось, курить в самолёте больше нельзя. Проблема не только в раздражении, которое курильщики вызывали у сторонников ЗОЖ. Главная причина связана с безопасностью полёта. Дым засорял предохранительный клапан, регулирующий наддув кабины, и его приходилось регулярно чистить.

Никотин накапливался в клапане и даже мог его полностью заблокировать, а это опасно для пассажиров. Так что, к счастью для некурящих, воздух в салоне стал чище. А вот курящим, напротив, не повезло – путешествие для них теперь менее комфортно, из-за чего увеличилось количество нервных пассажиров.

Теперь о стюардессах. Работать с клиентами, тем более нервными, очень сложно. Интересно, что скрывается за милыми улыбками бортпроводниц? Наверняка они втайне ненавидят пассажиров.

Вряд ли. Им просто не до этого. Уже при посадке на борт они не просто здороваются с нами и улыбаются, а незаметно считают пассажиров. Убеждаются, что количество вошедших равно количеству зарегистрированных на рейс. И контроль продолжается на протяжении всего полёта.

Вообще, абсолютно все действия бортпроводника регулируются правилами, вплоть до внешнего вида. Обратите внимание: у девушек волосы приглажены, заколоты и полностью прибраны. А парни работают только с короткой стрижкой.

Улыбка натягивается автоматически

С вопросами относительно профессии бортпроводника я обратилась к своей однокласснице, которая более пяти лет работает в очень известной авиакомпании. Вот что ответила моя знакомая стюардесса – для простоты назовём её Жанна – насчёт обязательной улыбки.

– Улыбка натягивается на наши лица автоматически, эту привычку мы приобретаем во время тренировок. Моим друзьям всегда становится смешно, когда они летают со мной. У меня вне работы совсем другой голос и другая улыбка. Но униформа помогает войти в роль, как если бы мы были актёрами. Бортпроводники дружелюбны, и это успокаивает пассажиров. Но, конечно, иногда мы тоже сердимся. И, кстати, не обязаны мириться с грубым поведением и нарушением порядка. Хотя внешне мы всегда спокойны, чтобы не раздражать и не пугать людей.
– Жанна, о чём вы думаете, когда приветствуете пассажиров стоя у входа?
– Нам полагается следить за людьми с самого начала. Например, уже при посадке на борт отслеживаем пьяных, которые могут помешать безопасности полёта. Вычисляем неадекватных и, наоборот, надёжных помощников – тех, на кого можно положиться в чрезвычайной обстановке.
– Каким был твой худший пассажир?
– Трудно сказать. Обычно я разговариваю с беспокойными людьми как с детьми. Я запомнила пассажира, который, видимо, считал себя привилегированным. Он хотел рыбное меню, но его не оказалось в экономическом классе. Человек закричал: «Что это за дерьмо! Я хочу другой обед!» Я тогда сказала ему спокойно: «Хорошо, мы найдём решение». И предложила ему рыбное меню из бизнес-класса. Но еда уже остыла, привередливый пассажир даже не стал пробовать, а бросил коробку на пол и снова начал кричать. Больше я к этому парню не подходила, дальше с ним разговаривал мой коллега.
– Считаете ли вы асоциальными людей, которые летают в спортивных штанах?
– В прошлом году я работала на рейсе, который направлялся в США, и все молодые американки на борту оказались одеты в легинсы. Для молодёжи полёт – уже давно не событие. Главное, чтобы одежда была удобной. Я чувствовала себя немного глупо, поскольку выглядела слишком элегантно. А пассажиры – кто в чём, некоторые даже в пижамах, ведь рейс ночной и очень длинный. Авиаперелёты действительно утратили престижность. Но всё же в моей работе большое значение придаётся внешнему виду: от помады до лака на ногтях и аромата духов. Перед каждым рейсом всех бортпроводников проверяют на соответствие имиджу авиакомпании. Всех, кто не соответствует образу, например из-за появившейся татуировки, отправляют домой.
– Жанна, чего не нужно делать в полёте?
– Не надо принимать лекарства и алкоголь, они сильнее действуют на высоте из-за разрежённого воздуха. В своей практике я несколько раз сталкивалась с сердечными приступами на борту – некоторые пассажиры так реагировали на снотворное.
– Вам приятно, когда пассажиры после посадки хлопают в ладоши?
– В основном аплодируют туристы, которые летают раз в год и крестятся при посадке в самолёт. Я вообще думаю, что хлопают в основном те, кто боится летать. Хотя лично мне аплодисменты приятны. Большинство бортпроводников считает так же. Это своего рода благодарность: пассажиры успешно добрались, и мы чувствуем, что отлично сделали свою работу. Как ни странно, чем жёстче посадка, тем громче аплодисменты. Наверное, пассажиры думают, что пилотам было сложно.
– Тебе нравится твоя работа?
– В ней хорошо то, что ты можешь посетить много городов и стран. У меня есть возможность зимой слетать в Африку, причём после рейса можно даже успеть на пляж.

На один укус

Вернёмся к авиационным ритуалам, скрытым от наших глаз.

Полная ответственность за полёт лежит на КВС – командире воздушного судна. Поэтому еда для него готовится и проверяется отдельно. Он никогда не ест то, что дают прочим членам экипажа, во избежание отравления. Причём раздельное меню положено каждому из пилотов. Так что если КВС выбрал рыбу, второму пилоту придётся есть мясо.

Насчёт бортпитания у каждой авиакомпании свои особенности. Например, «Аэрофлот» полностью исключил из своего меню свинину. Естественно, это правило действует и в отношении всех ближневосточных компаний. А вот китайцы свинину используют довольно активно.

Россияне, полетавшие на внутренних европейских рейсах, наверняка успели разочароваться в европейском питании. Здесь вам предложат в лучшем случае малюсенький пакетик чипсов и стаканчик воды. Никаких горячих напитков и обедов там обычно не предусмотрено. Это связано с продолжительностью полёта, ведь внутри Европы рейс редко длится больше двух часов.

Большинство авиакомпаний придерживается следующих правил. Если от взлёта до посадки проходит меньше получаса (такие маршруты существуют) – полагается быстро разнести воду. От получаса до часа – пассажирам дают воду или сок и лёгкую закуску: чипсы, сухарики, пирожное на один укус. Рейс длится до двух часов – бутерброд и чай-кофе. От трёх часов и более – полноценное питание с закуской, горячим блюдом и десертом, плюс холодные и горячие напитки. Более семи часов – полноценное двухразовое питание.

В нашей стране сегодня самые дальние рейсы – это Москва – Владивосток и Москва – Петропавловск-Камчатский, они длятся по 8 часов. За это время пассажиров кормят два раза. Однако в мире существуют и более протяжённые маршруты: например, Сидней – Лос-Анджелес, Нью-Йорк – Сингапур, Лондон – Перт (Австралия). Там люди проводят в воздухе по 17–18 часов, и питание соответствующее.

Почему в самолётах пассажиры так любят пить томатный сок? Есть разные теории на этот счёт. Говорят, что в полёте он намного вкуснее, и это подтверждено научно. При низком атмосферном давлении повышается так называемый обонятельный и вкусовой порог. В результате мы острее чувствуем запах еды и напитков, как будто слегка простудились. И вуаля, скучный томатный сок становится интересным.


В Петропавловске-Камчатском полночь

Перерывы для экипажа регулируются коллективными договорами и зависят от продолжительности полёта. Не бойтесь, самолётами управляют только хорошо выспавшиеся лётчики. Они отдыхают после каждого рейса, а если маршрут длинный, то в обратную сторону борт поведёт уже другой экипаж. Это касается и бортпроводников.

Хотя и во время полёта отдыхать не запрещено. Если время позволяет, то бортпроводники могут прикорнуть на кухне. А у лётчиков бывает свой спальный отсек.

В полётах продолжительностью более 10 часов в кабине обычно находится три пилота. Так что они отдыхают по очереди. Кстати, пилоты любят спать в бизнес-классе, если там есть место.

Бортпроводники для сна иногда используют задние ряды.

Некоторые авиакомпании, такие как «Эмирейтс» и «Люфтганза», оборудовали на борту специальные места отдыха экипажа. Это своего рода контейнер, который находится в грузовом отсеке; туда можно спуститься по лестнице из пассажирского салона. Лестница расположена на кухне, она ведёт в кают-компанию, где могут разместиться до десяти сотрудников. Место похоже на корабельную каюту с узкими кроватями и тусклым светом.

Опытные лётчики и бортпроводники никогда не позволяют усталости одержать верх. Это особенно важно при смене часовых поясов. Например, разница во времени между Москвой и Петропавловском-Камчатским составляет девять часов. Московский рейс прилетает на Камчатку в полдень по местному времени, затем пилот должен сдать самолёт, доехать до гостиницы и рухнуть в постель. К этому времени в столице наступает утро, да и за окном разгар светового дня, но лётчику важно уснуть, потому что через сутки ему вновь садиться за штурвал.

Опытные пилоты умеют отключаться вне зависимости от биологических часов. Или подстраиваются под потребности своего организма и всё равно спят не меньше восьми часов.

Дарья СОКОЛОВА

Опубликовано в №40, октябрь 2022 года