СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Издевательство над едой, или как обманывают зрителя
Издевательство над едой, или как обманывают зрителя
27.10.2022 15:49
Издевательство над едойЗрителю сложно вообразить, из чего бывает сделана «еда», которую мы наблюдаем на киноэкране. В ход идут не только восковые фрукты и алебастровая выпечка. Аппетитно выглядящие «продукты» порой сделаны из туалетной бумаги, картона, машинного масла, шампуня и лака для волос… А мы, наблюдая, глотаем слюни, даже не догадываясь, как трудно приходится артистам. Впрочем, порой в кино появляются и настоящие продукты, причём самые дорогие: запечённые целиком поросята, чёрная и красная икра, экзотические блюда. Как же снимаются подобные эпизоды?

Сняли и тут же съели

Сериал «Кухня» до сих пор не сходит с экранов. Возможно, это наиболее популярный российский фильм о еде. 22 октября исполнилось десять лет, как он впервые вышел в эфир. «Кухня» до сих пор является самым дорогим комедийным сериалом в истории российского телевидения.

Конечно, много денег было потрачено на то, чтобы красиво изобразить в кадре ресторанные блюда. Кухню ресторана «Клод Моне» выстроили на киностудии, закупили и подключили настоящие плиты и бытовую технику. Причём готовили с утра до вечера по-настоящему.

Блюда высокой кухни – буйабес (марсельская уха), индейка по-дижонски, рулет из оленины с грецким орехом и соусом валуа, консоме с яйцом по-парижски и прочее – готовили семь профессиональных поваров. Они не только создавали кулинарные шедевры для съёмок. Их руки за работой снимали отдельно, ведь в кадре важно показать сложный процесс, который способен организовать только настоящий повар.

Для съёмок ежедневно закупали по тридцать килограммов продуктов. За одну съёмочную смену готовили по сорок блюд! Их можно видеть в кадре постоянно: шедевры кулинарии поедает массовка на заднем плане, их носят официанты, выставляют для выноса в зал повара.

После того как блюдо «отыграло» свою роль, его тут же съедали члены съёмочной группы. Однако их можно было употреблять в пищу не всегда. Некоторые кушанья приходилось несколько раз замораживать и разогревать, и они попросту теряли вкус. Кроме того, для эффектных съёмок приглашали так называемого фуд-стилиста – специалиста, который умеет придать блюду товарный вид, чтобы оно выглядело аппетитно.

Съёмочная группа чуть ли не со слезами на глазах смотрела, как этот изверг поливал ароматные оладушки машинным маслом вместо жидкого мёда, опрыскивал зелень лаком для волос – для свежести и блеска, а также натирал рёбрышки гуталином и прижигал паяльником для создания аппетитной корочки и следов от гриля.

Некоторая быстро портившаяся еда создавала проблемы. Например, для серии, где все работники кухни ищут бриллианты в морском карпе, закупили пятнадцать килограммов этой рыбы. Весь день актёры потрошили её перед кинокамерами, под жаркими софитами. Естественно, к вечеру рыба дала запах. Когда съёмки закончились, в павильоне пришлось провести генеральную уборку. Однако специфический запашок витал в декорациях ещё долго.

Можно вспомнить и другой некогда популярный комедийный сериал – «Моя прекрасная няня», где герои в исполнении Анастасии Заворотнюк, Сергея Жигунова, Любови Полищук и других актёров часто готовили и ели в кадре. Надо заметить, что фрукты на столе в этом проекте были в основном бутафорские, из воска и картона, а вот в холодильнике хранились настоящие продукты – даже красная икра, которую особенно уважала Любовь Полищук.

Смотреть на них больше не могу

В советском кинематографе не существовало фуд-стилистов, зато работали талантливые реквизиторы. Они знали множество хитростей и уловок при работе с продуктами на съёмочной площадке.

Вспомните комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!». Для съёмок эпизода, где герои кидаются друг в друга тортами, изготовили настоящие бисквитные изделия. Однако вместо крема использовали зубную пасту. Это удобно прежде всего для художников по костюмам, поскольку жирный крем плохо отстирывается. Ведь съёмки – это несколько дублей подряд, и костюмы каждый раз требуется быстро привести в нормальное состояние. Зубная паста смывалась легко.

Исполнитель роли судьи Кригса Армен Джигарханян часто вспоминал, с каким отвращением он слизывал этот «крем», однако изображал удовольствие.

Подмену использовали и в киносказке «Старик Хоттабыч» в эпизоде, когда волшебник, находясь в цирке, ел эскимо. Чтобы артист не заболел, вместо мороженого использовали глазированные сырки. Исполнитель главной роли Николай Волков признавался: из-за большого количества дублей он съел столько этих сырков, что потом всю жизнь смотреть на них не мог.

Часто актёры сами придумывают хитрости, чтобы не переедать на съёмках, ведь порой требуется с большим аппетитом употреблять большое количество блюд.

– Помню, как снимали сцену, где моего героя кормят в доме Мюнхгаузена, – рассказывает исполнитель роли Пастора в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» Владимир Долинский. – Помните, там на столе и мясо, и фрукты, и рыба? Всё это я должен был поедать с огромным аппетитом. Специально с утра ничего не ел. Вначале всё шло хорошо. Но вот еды не осталось, а режиссёр Марк Захаров командует, чтобы заново накрыли стол и сделали ещё дубль. А я-то уже наелся, смотреть не могу на еду! В итоге мне дали целлофановый пакетик, куда я всё это сплёвывал. Так и снимали: камера смотрит на меня – жую, камеру отводят – сплёвываю.

В фильме «Женитьба Бальзаминова» актриса Лидия Смирнова играла роль свахи Акулины Гавриловны, которая во время чаепития ела пирог с повидлом. Поскольку сцена удовлетворила режиссёра Константина Воинова только с пятнадцатого дубля, артистке пришлось всё это время запихивать в себя хлебобулочные изделия. Позднее Смирнова вспоминала, что её уже начало трясти и тошнить, но она продолжала есть злополучный пирог до тех пор, пока Воинов не скомандовал: «Снято!»

К хитрости пришлось прибегнуть и при работе над фильмом «Вечера на хуторе близ Диканьки». Помните сцену, когда вареники сами окунаются в сметану и попадают в рот Пацюку? Он их лишь жевал и глотал. Кажется, что снять подобное, не используя спецэффекты, невозможно. Однако режиссёру Александру Роу это удалось. На самом деле актёр Николай Яковченко, исполнивший роль Пацюка, не глотал вареники, а наоборот, выплёвывал их в миску, а на монтаже делали обратную перемотку.

Чтобы не растащили

Для кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию» режиссёр Леонид Гайдай решил: в съёмках сцены царской трапезы на столе будут только настоящие блюда. Так решили, когда составили смету. Оказалось, что дешевле купить и приготовить, например, настоящего поросёнка, чем сделать бутафорского. Только вот с красной и чёрной икрой вышла заминка – в смету она не вмещалась. Гайдай купил её на свои деньги (называют сумму в 200 рублей).

Снимали сцену несколько дней, а чтобы работники «Мосфильма» не растащили блюда и чтобы те не протухли, их облили керосином.

Забавный случай произошёл на съёмках этого эпизода. Когда сняли сцену, заметили на столе кем-то случайно оставленную бутылку «Боржоми», которая, ясное дело, попала в кадр и портила историческую правду. Пришлось всё переснимать заново.

Керосин пригодился и на съёмках фильма «Кубанские казаки». Все многочисленные настоящие (не бутафорские) фруктовые и овощные «дары Кубани», чтобы их не растащили голодные актёры, тоже обливали керосином.

Кстати, ещё о чёрной икре. Актёр Павел Луспекаев, сыгравший таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни», после съёмок надолго разлюбил этот деликатес. По сюжету его герой ест чёрную икру столовой ложкой, не скрывая отвращения. Для съёмок закупили полтора килограмма икры. К четвёртому дуб­лю Луспекаев съел почти килограмм. По словам очевидцев, после того как режиссёр Владимир Мотыль выкрикнул «Снято!», актёр просто выплюнул икру на пол.

Оставшийся реквизит съели после окончания съёмок.

Артист Павел Кадочников рассказывал, как при работе над фильмом «Иван Грозный», который снимали во время войны в эвакуации, они с Николаем Черкасовым в сцене пира съели целый каравай хлеба. Пока шли репетиции, незаметно отщипывали хлеб по кусочку с одной стороны, которая была не видна оператору. В итоге на столе к моменту съёмок осталась только большая корка, которая отдалённо напоминала часть каравая. Но ухитрились снять так, что в кадре это не заметно.

На съёмках фильма «Девчата» актёр Николай Рыбников (Илья Ковригин) пострадал из-за слишком вкусного блюда. Часть эпизодов снимали зимой в Пермской области. В одной из них Тося Кислицына (Надежда Румянцева) приносит лесорубам на делянку кастрюлю борща. Борщ приготовили такой вкусный, а съёмки к тому моменту длились уже так долго, что Рыбников увлёкся. Актёр с аппетитом съел тарелку, да ещё и облизал алюминиевую ложку. Стоял мороз, и ложка, конечно, тут же прилипла к губам. Съёмку остановили, послали за помощью. Но Рыбников сам оторвал ложку от губ вместе с кожей. Естественно, потом понадобился грим.

В бане же не наливают

Заливная рыба, которую Ипполит в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» называет гадостью, стала особенно популярна в народе после выхода картины. Для съёмок это блюдо, впрочем, как и другие салаты, готовили ассистенты режиссёра. И после команды «снято!» всё это каждый раз съедалось членами группы. Причём шампанское пили тоже настоящее.

– Съёмки сцены в бане проводились ночью, в павильоне было холодно, и, кроме того, у Александра Белявского случился день рождения. Мы решили схитрить, – вспоминает артист Александр Ширвиндт. – Каждый из нас принёс на площадку по бутылке сорокаградусной. Мы заменили бутафорские бутылки с водой настоящими и сложили в портфель Жоре Буркову. После нескольких дуб­лей Эльдар Рязанов заметил, что мы захмелели. А может, Бурков, который тогда был в завязке, ему рассказал. Возмущённый Элик остановил работу, а на следующий день перед тем, как начать пересъёмку эпизода, лично открыл все бутылки и понюхал. Хотел убедиться, что в них налита не водка, а обычная вода. Но, мне кажется, в итоговый вариант картины всё-таки вошёл тот дубль, где мы под хмельком.

А вот с Георгием Вициным такой натурализм сыграл злую шутку. Речь об эпизоде «Кавказской пленницы», когда Трус, Балбес и Бывалый пьют пиво. Если для Юрия Никулина и Евгения Моргунова опрокинуть по кружке пенного напитка не составляло проблемы, то для Вицина это было невыносимо. Ведь в реальной жизни актёр совсем не употреблял алкоголь. Поэтому для съёмки ему в кружку налили отвар шиповника. Не учли одного: отвар, хотя и походил на пиво по цвету, не давал такой пены. После нескольких неудачных дублей терпение Леонида Гайдая лопнуло, и он попросил налить Вицину настоящий напиток. Эпизод отсняли, и в кадре всё выглядит правдоподобно. А вот сам актёр ещё несколько дней после этого страдал от боли в животе.

В кино вообще не принято употреблять настоящий алкоголь в кадре. По крайней мере, далеко не все режиссёры это позволяют актёрам. Однако, как признавался Сергей Юрский, на съёмках комедии «Любовь и голуби» они с Александром Михайловым пили настоящие водку и пиво. Причём им разрешил сам режиссёр Владимир Меньшов. Правда, узнав об этом, киночиновники были в ярости и объявили Меньшову выговор.

В общем, кинематографу полагается обманывать зрителя, но этот обман должен быть высокопрофессиональным. Вот что говорит реквизитор Екатерина Лобоцкая:
– Конечно, у каждого из нас есть свои уже наработанные хитрости. Например, я умею делать для кадра аппетитные салаты, чтобы было дешевле, практически из отходов. Из них же могу накрыть шикарный банкет на сто человек, как в Кремле. «В роли» чёрной икры можно использовать икру из водорослей, а шампанское заменит любой жёлтый лимонад. Помню, однажды на утренней съёмке герои должны были есть пышные домашние пирожки. Пирожки я купила вечером, к утру они стали плоскими и на вид совершенно не домашними. Пришлось набивать их туалетной бумагой для объёма.

…Вот на какие жертвы идут актёры ради того, чтобы мы, зрители, поверили в художественный вымысел.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №41, октябрь 2022 года