Бывают ли умные артисты?
09.11.2022 00:00
Бывают лиСреди обывателей бытует мнение, что актёры – люди недалёкого ума и свой интеллект не развивают вовсе. Ещё в стародавние времена к лицедеям относились с пренебрежением: дураки, что с них взять? Гримасничают, веселят публику, шуты гороховые… И мало кто знает, каковы актёры не в ролях, а в жизни. Например, знаменитый артист Олег Борисов на вопрос «Что нужно актёру?» отвечал коротко: «Ум!» Хотя, конечно, само понятие «умный, интеллектуально развитый человек» весьма субъективно.

Как ты надоела мне со своей любовью

Нередко артиста судят лишь по образам, которые он создаёт на сцене или экране. К примеру, актёра Романа Филиппова зритель знает как могучего истукана Камнеедова из «Чародеев» («Тулуп – это самое ретро!»), Ладыженского в «Бриллиантовой руке» («Будете у нас на Колыме, милости просим») или Николу Питерского в «Джентльменах удачи» («Деточка, а вам не кажется, что ваше место возле параши?»). Зритель и не догадывался о необыкновенных способностях актёра.

А он с детства увлекался игрой в шахматы и даже был кандидатом в мастера спорта. Ещё занимался фехтованием. Стихи писал, любил литературу. Чтобы читать редкие в Советском Союзе чешские детективы в подлиннике, выучил чешский язык. На короткий период оказавшись в Белоруссии для участия в спектаклях минского Национального театра имени Янки Купалы, за две недели овладел белорусским языком. А на сцену часто выходил в ролях, которые отличались от его киноамплуа, – например, в Малом театре играл поэта Владимира Маяковского. К тому же преподавал в ГИТИСе, имел учёное звание доцента.

– Конечно, Рома переживал, что в кинематографе его оценивают только по внешней фактуре, – рассказывала вдова актёра Екатерина Андреевна. – Он ведь был очень добрым, мудрым, умным человеком, а играть предлагали простачков.

Так что история Романа Филиппова – один их ярких примеров того, сколь опасно судить о человеке по внешности.

Рассуждая об умных артистах, актёр и режиссёр Михаил Козаков говорил: «Вообще, умному человеку труднее в любой профессии. Знания порождают скорби».

Эта фраза касалась легендарной личности Фаины Раневской, которая в кино создавала почти исключительно комедийные образы. Михаил Михайлович однажды отозвался о ней: «Вот она уж была умна, как бес». А сама актриса говорила о себе: «У меня хватило ума так глупо прожить жизнь».

Раневской не было равных в знании произведений русских классиков. Она читала наизусть стихи и поэмы, но особенно любила творчество А.С. Пушкина. Говорила: «Я дышу Пушкиным».

– На ночь я почти всегда читаю Александра Сергеевича, – откровенничала Раневская. – Потом принимаю снотворное и опять читаю, потому что оно не действует. Опять принимаю снотворное и думаю о Пушкине. Если бы мне довелось его встретить, я сказала бы ему, какой он замечательный, как мы все его помним, как я живу им всю свою долгую жизнь… Потом засыпаю, и мне снится Пушкин. Он идёт с тростью по Тверскому бульвару. Я бегу к нему, кричу. Он останавливается, смотрит, кланяется и говорит: «Оставь меня в покое, старая б… Как ты надоела мне со своей любовью».

Вот в том числе из-за подобных высказываний окружающие называли Фаину Георгиевну «философом с папироской в зубах». В этой фразе отражены и неординарный ум актрисы, и её умение «приземлять» возвышенные чувства.

Говорящий пластилин

Многих артистов благодаря их ролям – смешных алкоголиков и нелепых простаков – считали такими же в реальной жизни. Однако внешность вновь оказалась обманчива. Например, легендарные комики Георгий Вицин и Савелий Крамаров, постоянно игравшие алкашей, на самом деле не позволяли себе спиртного и придерживались индийской духовной философии – йоги. Любили читать труды на эту тему, изучали книги русских и мировых философов.

Ещё один великий комик, Юрий Никулин, обожал на досуге разгадывать кроссворды.

– Похоже, Юра знал ответы на любые вопросы в этих кроссвордах, – рассказывала супруга артиста Татьяна Николаевна. – Казалось, ночью его разбуди, спроси, он ответит. Ходячая энциклопедия. В каждую поездку обязательно брал с собой газету с кроссвордами – уединится и разгадывает.

И тем не менее стереотип насчёт глупости артистов оказался очень крепким.

«Актёры глупы. В жизни ещё ни разу не встречал умного актёра. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюблённые, скромные, но умных – никогда, ни разу. Видел одного умного актёра – в «Земляничной поляне» Бергмана, и то он оказался режиссёром», – эту жестокую фразу приписывают Андрею Тарковскому.

Однако у режиссёров особый взгляд на актёров. Ведь они часто видят в исполнителях лишь «говорящий пластилин», из которого можно лепить персонажей.

Но как быть, например, с Сергеем Юрским, который каждую свою роль, каждый образ пропускал через себя. И в этом ему помогали начитанность, изучение трудов великих классиков. Это о нём Валентин Гафт однажды сочинил эпиграмму:
Я б Юрскому для пущего эффекта
Прибавил чувств, убавив интеллекта.

В ответ Сергей Юрьевич пошутил:
– Я бы себе ещё интеллекта прибавил. Вообще, когда меня называют актёром-интеллектуалом для умных зрителей… Что я могу сказать? Этих «умных зрителей» мне хватило более чем на полвека работы в профессии. Так что процент умного населения, видимо, очень велик.

И подталкивает к убийству

Зачастую актёры увлечены не только своей работой, но и другими видами творчества, что, конечно, требует особого взгляда на жизнь. Например, мало кто знает, что Андрей Мягков писал книги, и вовсе не мемуары, как многие актёры, а художественную литературу, точнее – философские детективы. Его произведение «Сивый мерин» было признано бестселлером. Мягков сам придумал историю о том, как любовь перерастает в страсть, страсть – в манию, а мания подталкивает к убийству. А ещё Андрей Васильевич писал портреты друзей.

Рисовал и другой актёр МХАТа имени Чехова, Юрий Богатырёв. Он любил создавать шаржи на своих коллег. И делал это мастерски.

– На портрете Юра изобразил мои пальцы очень вычурными, – вспоминает актриса Елена Коренева, портрет которой однажды написал Богатырёв. – Тогда мне, молодой девчонке, это показалось странным. И только позже я поняла, что в этой пластике, в этих руках он очень точно передал мой характер. Что интересно, ему не надо было позировать. Я сидела на кровати, разговаривала с кем-то, а Юра устроился напротив и что-то выводил в своё удовольствие. Это было так быстро и легко!

Известного актёра-карлика Владимира Фёдорова, скончавшегося в прошлом году, ещё при жизни называли гением. И не только благодаря ярким работам в театре и кино – вспомните, например, его Черномора из сказки Птушко «Руслан и Людмила», – но и за его научные работы. Ведь по образованию Фёдоров был физиком-ядерщиком.

– С раннего детства я был радиолюбителем, – рассказывал актёр. – Не в смысле передачи сообщений азбукой Морзе, а в смысле конструирования и пайки электронных схем. Ещё меня очень интересовала джазовая музыка. Поэтому я ловил и, когда можно было, слушал джазовые передачи. И всё время думал о своих проводах, резисторах, конденсаторах, катушках, трансформаторах и так далее.

Более пятидесяти его научных работ переведены на разные языки мира. Все удивлялись – при таком серьёзном врождённом заболевании Фёдоров стал настоящим учёным.

Есть чем заняться, кроме кино

Не уступают в интеллекте и образовании (помимо театрального) и актёры 1990–2000-х.

Артист, режиссёр и сценарист Сергей Бодров, трагически погибший в 2002 году, до прихода в кинематограф учился на историческом факультете МГУ и специализировался на живописи венецианского Возрождения. По его словам, в университете он «научился видеть красоту в простых вещах, в том, что его окружало».

В 1991 году Бодров изучал искусство в Италии. Устроился спасателем на пляже и зарабатывал на путешествия по стране. Три лета подряд Сергей приезжал в Италию на работу, параллельно изучая искусство. Накопленного материала было столько, что в 1998 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения».

– Вот приезжаешь в какой-нибудь город. Что тебе обычно о нём известно? Что там есть центральная площадь, какие-то магазины… А я знаю, что в местном музее есть одна картина, у которой можно целый день провести. И этот день прибавляется к твоей жизни, – рассказывал Сергей.

…Актёр Вадим Демчог, ставший особенно популярным после исполнения роли врача-венеролога Купитмана в сериале «Интерны», помимо театра и кинематографа работает в области психологии. Он кандидат психологических наук по трансперсональной психологии, а также автор концепции «самоосвобождающейся игры», объединяющей театральное искусство и психологию.

…Если судить о человеке чисто обывательски, то Анне Хилькевич (сериал «Универ. Новая общага») «не повезло» дважды. Во-первых, блондинка, о которых слагают анекдоты. Во-вторых, ещё и актриса. Но только близкие знают: у Хилькевич, окончившей Высшее театральное училище имени Щукина, есть и красный диплом экономиста, который она получила, отучившись в Экономическом университете имени Плеханова.

– У меня были чёткие планы до двадцати пяти лет. Тогда я училась в Щукинском. А все мы знаем, что судьба артиста – штука переменчивая. Я подумала, что если к этому возрасту не стану популярной и востребованной, то уйду из профессии. Поскольку второе образование у меня экономическое, мне было куда уходить, – рассуждает Анна.

Однако до сих пор, в силу востребованности в кино, актрисе второе образование не пригодилось.

Большая перемена

Известный актёр и шоумен Павел Воля по образованию филолог, учитель русского языка и литературы. Ещё в школе он увлекался литературой, историей и другими гуманитарными дисциплинами, а затем окончил Пензенский педагогический институт имени Белинского. По специальности не работал ни дня и позже со смехом говорил: «Сложно представить, что я стоял бы возле доски или вечерами проверял безграмотные работы своих учеников». Но филологическое образование Павлу, артисту разговорного жанра, пришлось весьма кстати.

…Известный актёр Анатолий Журавлёв окончил Уральский педагогический институт, где получил профессию учителя русского языка и литературы. После службы в армии он даже успел год проработать в школе. К такому выбору его подтолкнула первая любовь: в десятом классе парень влюбился в студентку филологического факультета, которая разбила ему сердце. Позже актёр рассказывал, что это и явилось для него стимулом.

– Мне тогда хотелось доказать ей, что я не хуже и точно так же, как она, могу быть педагогом, – говорит Журавлёв. – И филологию выбрал, собственно, по этой причине. Хотя уже сейчас я понимаю, что, наверное, всё это оказалось лишь ступенькой на пути к моей сверхзадаче – поступлению в театральный институт. Мне всегда казалось, что я недостаточно образован для артиста. Так что был уверен: без первого высшего мне не обойтись.

– Судить о любом человеке, умён он или нет, – занятие скользкое, – считает психолог Елена Мальцева. – Для кого-то человек, знающий таблицу умножения, уже умный, а другой оценит лишь того, кто цитирует Шопенгауэра. Конечно, я слышала рассуждения о том, что актёры люди особые, вроде как дураки. Думаю, так рассуждают лишь снобы, которые считают себя лучше и умнее других. А это всегда сомнительно. Поэтому я бы посоветовала: общайтесь с тем, кто вам интересен, и неважно, какая у него профессия, знает ли он наизусть Пушкина или Гомера. Тогда вы будете жить в гармонии с собой.

Олег ПЕРАНОВ
Фото: FOTODOM.RU

Опубликовано в №43, ноябрь 2022 года