СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Елена Папанова: Я папу сейчас так хорошо понимаю
Елена Папанова: Я папу сейчас так хорошо понимаю
14.11.2022 14:02
Елена ПапановаНа счету актрисы Елены Папановой десятки очень ярких характерных ролей в кино и театре. Мы знаем её по фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Родное сердце», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», сериалам «Школа», «Склифосовский» и многим другим. Но ещё Елена Анатольевна – хранительница памяти своих великих родителей. «Хочу рассказать… Книга об отце», написанная в 2009 году, стала бестселлером. Заботливая дочь, жена, мама и бабушка, она талантлива, честна и мудра как в искусстве, так и в жизни.

– Елена Анатольевна, я застала вас осенью на старой даче в подмосковном Пушкине. Здесь вы в детстве проводили летние каникулы?
– Да, родители купили дачу, когда мне было примерно десять. А до этого снимали, так что у меня получилось дачное детство. Мама не любила все эти грядки, посадки… Да и я, честно сказать, не очень люблю. Сажаю лишь потому, что все так делают. (Смеётся.)

– А в пионерлагерь вы ездили?
– С удовольствием ездила! Мне там очень нравилось. И один из первых моих фильмов – о жизни в пионерском лагере. Я играла одну из главных ролей – пионервожатую. Это была трёхсерийная картина, снятая в 1977 году, – «Три весёлые смены». Она снималась на «Беларусьфильме», и я целое лето провела под Минском. Так что всё своё пионерское детство прошла по второму разу.

– Правда ли, что ваши родители, актёры Анатолий Папанов и Надежда Каратаева, не приветствовали желание дочери стать актрисой?
– Они не хотели, чтобы я становилась актрисой, но, раз уж окончила ГИТИС, деваться некуда, надо работать.

– В интервью Юлии Меньшовой вы рассказывали, что родители почти не хвалили вас в детстве.
– Сейчас психологи говорят, что надо постоянно восторгаться своим ребёнком, хвалить, поощрять, поддерживать в убеждении, что он самый красивый и замечательный. Но раньше не было психологов, и детей воспитывали по-другому. Например, мне родители говорили: «Ты не сможешь играть героинь. Ты – характерная актриса, потому что недостаточно красива». Я не обижаюсь, ведь время было такое, понимаете.

– А как всё-таки правильно воспитывать детей? Надо ли их хвалить за всё?
– Как правильно – мы поймём лет через десять-пятнадцать, когда вырастет это захваленное поколение. Я своих детей, например, не баловала. Строго воспитывала, без этого всепоглощающего обожания. Но зато я очень ответственная мама и сделала всё, чтобы дети получили образование. Старшая дочка, Мария, окончила МГУ – Институт стран Азии и Африки, филологический факультет, корейское отделение. А младшая, Надежда, – экономический факультет Полиграфического института. Моя любовь выражается в делах. Хотя, возможно, дочерям и не хватало маминого обожания.

– А модные одёжки вы девочкам покупали?
– И одеждой я их не баловала. Тогда ещё была жива моя мама, она очень хорошо вязала, и все зимние вещи у моих дочерей – от бабушки. Помню, когда старшая занималась фигурным катанием, мама сама связала ей платье для выступлений. Некоторую одежду мы перешивали. Сейчас я рада, что так их воспитывала, ведь теперь у дочерей есть стремление хорошо зарабатывать. Денег мы им тоже мало давали – только на самое необходимое. Дети выросли бойцами и не пасуют перед трудностями. Они у меня разные, но обе очень хорошие.

– А как теперь ваши дочери воспитывают своих детей?
– Вот как раз по современной методике – «Ты самый талантливый, самый красивый…».

– У вас трое внуков.
– Да, у младшей дочери двое детей – Насте сейчас восемь лет, Диме пять. А у старшей дочери сын Игаль, ему пятнадцать.

– Ваши родители прошли войну, оба фронтовики. Какой отпечаток война наложила на них?
– Видите ли, я не знаю, какой мама была до войны, потому что родилась уже после. Но в Театре сатиры был спектакль «Гнездо глухаря» по пьесе Виктора Розова. Вот там мама с папой играли мужа и жену. И эта женщина, которую играла мама, – один-в-один она сама. У неё был такой же характер, тем более что мама тоже прошла войну. И дом держался на ней.

– Современную ситуацию в Донбассе часто сравнивают с Великой Отечественной. Как думаете, это сравнение оправдано?
– Думаю, да. Меня радует, что у нас оказалось так много патриотов. Вот когда случилась перестройка, я опасалась: не дай бог, если сейчас у нас будет война. Ведь в то время страну некому было бы защищать. А сейчас, видите, как люди поднялись! Я вообще думаю, что нам надо возвращаться к прежним ценностям. Потому что они – настоящие. Это касается и реальной жизни, и театрального мира. Зрители наелись «новых прочтений», покажите нам нормальный традиционный театр! Вот моя такая позиция.



– А как вам современное кино? У вас очень яркие работы в сериалах. Я пересматривала недавно «Деффчонки»…
– Да, «Деффчонки» – хороший добрый сериал, но у меня там лишь один эпизод с молодым актёром. И в «Склифосовском» у меня эпизодов поубавилось. Сейчас я снимаюсь в сериале «Операция «Престол», который сначала назывался «Перевод с немецкого». Снимаем второй сезон. Я там играю Люсю – домработницу сталинского чиновника, дело происходит перед войной. С удовольствием работаю, потому что там можно и импровизировать, и фантазировать.

– Много ли времени вам нужно для вхождения в роль?
– Да, я подхожу к работе серьёзно, и мне требуется время, чтобы настроиться. Перед спектаклем нужно уединиться и подумать хотя бы два-три часа. Но у всех актёров это происходит по-разному. Одна знакомая актриса прямо перед выходом на сцену могла говорить о совершенно посторонних вещах – например, о магазинных покупках. И сразу же выходит, и играет замечательно. Актёрская кухня у всех разная. Но чем хорош театр? В нём ты проживаешь роль от начала до конца, а в кино снимают кусками. Могут сегодня снять последний эпизод, а через месяц – самое начало.

– Какая у вас любимая роль?
– Мэри Поппинс в одноимённом спектакле театра имени Ермоловой. Но этого спектакля больше нет. Я ушла из Ермоловского и стараюсь не вспоминать об этом. А почему Мэри Поппинс? Потому что в той роли можно было и хулиганить, и фантазировать, и каждый раз играть по-разному.

– Слышала, что вы заядлая собачница, у вас даже одновременно жило несколько собак.
– Это было, когда дети ещё учились в школе, в начале двухтысячных. Однажды зимой пошла на подмосковный рынок. Смотрю – у киоска с колбасой бродит собака, такая породистая. Впоследствии оказалось, что это бассет-хаунд. А было холодно! Спрашиваю у продавщицы, чья собака. «Я не знаю. Ей негде жить. Когда очень холодно, пускаю к себе на ночь. Возьмите себе! Если не понравится домашним, завтра приведёте обратно». Дала мне верёвку, и я привела собаку к себе на дачу. Мы решили её оставить. Она была очень милая, мы назвали её Эльза.

Года через два, опять же на даче, ко мне приходят местные дети и говорят: «Тётя Лена, а мы вашу собаку нашли». И приводят точно такого же бассета. Я говорю: «Да вон, моя собака по участку ходит». Но пришлось приютить. Оказался мальчиком. Видимо, кто-то выгнал из дому. Взяла себе, мы его назвали Рой. И вот живём с двумя собаками на даче, а уже осень, пора возвращаться в Москву. Я дала объявление «Пристраивается собака». Приехала молодая женщина, забрала мальчика, но через три дня звонит: «Муж вернулся из командировки, он хочет другую собаку, так что я вашу верну». И возвратила. Потом ещё одна женщина объявилась, говорит: «Я заберу собаку, но только если она будет играть с моими детьми». Однако тут я уже сказала нет. Знаете, эта женщина не внушила мне доверия. Так что с двумя собаками мы вернулись в Москву.

Елена ПапановаА через несколько лет дочке подарили щенка лабрадора, и у меня в квартире оказалось три собаки. Так продолжалось лет пять или шесть. В Москве это очень тяжело, ведь со всеми троими нужно гулять. На даче-то легче… Сначала умерла Эльза, потом Рой, а последним скончался наш лабрадор Чипка. Сейчас у меня дома нет собак. Хотя у меня всё-таки есть собаки!

Я иногда занимаюсь благотворительностью – на моём счету уже много спасённых животных. Последняя моя собака появилась во время пандемии. Ездила к друзьям в Подмосковье, там неподалёку при котельной жили две собаки. Одна на привязи, а другая, молодой пёс, прибегала в гости. Я их кормила. Но однажды охранник сказал: директору котельной не нравится, что тут пёс бегает, на завтра он вызвал живодёров. Я в тот же день нашла передержку, перевезла пса. Год он провёл в питомнике под Москвой, пока ему не подобрали хозяев. Сейчас живёт в подмосковной деревне, в специальном вольере при храме. Там за ним ухаживают, а я периодически его навещаю.

– А почему вы не хотите взять к себе собаку?
– Я помогаю дочке с ребёнком, а у него аллергия на шерсть.

– Правда ли, что первую собаку вам подарил Евгений Леонов?
– Было так. Во время съёмок «Белорусского вокзала» я ещё училась в школе. Прихожу с уроков, на кухне сидят папа и Леонов, пьют чай. Папа спросил: «Лена, ты хочешь собаку?» А я мечтала об этом! Оказалось, Евгений Павлович держал спаниеля-кобеля, и за вязку ему полагался алиментный щенок. Вот этого щенка он нам и отдал. Так мы «породнились» с семьёй Леоновых. Тимошка прожил у нас семнадцать лет, мы его просто обожали. Потом у меня был кот Маркиз. Но когда папа умер, маме стало очень грустно, и я отдала ей кота – всё-таки живая душа в доме. Он ещё долго жил у мамы.

– Без Анатолия Дмитриевича Надежда Юрьевна прожила больше тридцати лет. С вашей помощью?
– Вот некоторые говорят: «Если бы мои родители были живы, я бы себя вёл по-другому, чаще звонил, навещал». Я о себе такого сказать не могу, в этом отношении моя совесть чиста. С мамой созванивалась минимум два раза в день. И приезжала несколько раз в неделю. А когда я поняла, что она уже не может жить одна, взяла сиделку. Пожилым родителям надо уделять время, чтобы потом себя не корить. Мама умерла в возрасте почти 96 лет. Три месяца не дотянула до дня рождения. Не то что папа, который ушёл всего в 64 года!

– Будучи очень пожилым человеком, ваша мама много работала.
– Да, она снималась в сериалах. Помню большой сериал «Родные люди», в котором она играла бабушку. Это 2008 год. Снимали в Киеве, тогда с Украиной обстояло более-менее нормально. Мне рассказывал актёр Николай Добрынин, который играл её зятя: «Нам с Надеждой Юрьевной дали билеты – вместе ехать на поезде из Киева в Москву. Привозят на вокзал, но мы перепутали платформы, а наш поезд отходит через пару минут! Обойти состав, перебраться на другую платформу не успеваем. Тогда я прыгаю на пути, даю руку Надежде Юрьевне, она тоже прыгает, хватаю её, перебегаем на другой путь, я её подсаживаю, мы успеваем на поезд!»

Маме тогда было 84 года! И в театре она играла. Последний спектакль состоялся, когда ей было девяносто лет. Играла Фрёкен Бок в спектакле Театра сатиры «Малыш и Карлсон». Играла очень хорошо, но как-то говорит мне: «Лен, почему-то меня перестали ставить в расписание». Я позвонила режиссёру-педагогу, поинтересовалась, как же так. Та ответила: «Лена, она постоянно забывает текст!» Но мы решили: когда маме исполнится девяносто, она всё же сыграет ещё раз. Актриса Наташа Фекленко сидела за сценой и подсказывала текст. Зрители в первых рядах даже слышали это. Я тоже присутствовала на спектакле и больше всего боялась сцены, когда Фрёкен Бок по лесенке взбирается на второй этаж в комнату Малыша. Довольно высоко, метра четыре! Маме девяносто, вдруг сорвётся? Но всё прошло хорошо. Когда спектакль закончился, на сцену вышли Александр Анатольевич Ширвиндт, Вера Кузьминична Васильева, другие актёры и сказали: «Сегодня заслуженной артистке Надежде Юрьевне Каратаевой, вдове Анатолия Дмитриевича Папанова, исполнилось девяносто лет! И это её последний спектакль». В театре началась овация.
По большому счёту, у мамы была очень счастливая жизнь.

– А вы похожи на неё характером?
– Нет, у меня совсем другой характер, скорее папин. Мы самоеды, оба Скорпионы по гороскопу. Я сейчас папу так хорошо понимаю в каких-то вещах… Он никогда не был доволен собой, довольно скрытный, замкнутый человек. Мама – совсем другая.

– Кончину Анатолия Дмитриевича в августе 1987 года переживала вся страна. Вы запомнили те дни?
– У мамы с папой были гастроли в Вильнюсе и Риге. А параллельно папа снимался в фильме «Холодное лето 53-го года». И вот, пока театр переезжал из Вильнюса в Ригу, Анатолий Дмитриевич, снявшись в «Холодном лете…», заглянул на несколько дней в Москву. Звонит: «Мама тебе из Риги передала сумку с вещами». Тогда ведь для девчонок было мало хороших вещей. А я сидела на даче со своими девочками, ещё маленькими. Ответила, что мне некогда, сумку заберу позже. Он тогда преподавал в ГИТИСе, пошёл туда решать проблемы своих студентов. Возвращается домой, встречает в подъезде знакомого сантехника. Тот говорит: «Анатолий Дмитриевич, у нас нет горячей воды». Видимо, папа встал под холодный душ, и произошёл спазм. Врачи сказали, что даже если бы кто-нибудь находился рядом, спасти бы не успели. Вскоре стали звонить из Риги – почему Папанов не приехал на спектакль? Телефон в Москве не отвечает, а мы на даче, там не было телефона. Ночью к нам на дачу заглянул человек из театра: «Анатолий Дмитриевич не приехал на спектакль, и домашний телефон не отвечает». Мой муж отправился в Москву.

У нас были ключи от квартиры, но он не смог открыть дверь – папа любил закрываться на защёлку. Родители жили на тринадцатом этаже. И тогда муж перелез от соседей с балкона! Представляете! Выбил окно, вошёл и увидел, что папа сидит в ванне уже мёртвый. И вода стекает. Ночью муж вернулся на дачу и всё сообщил… Я пошла наверх, в комнату на втором этаже, и проплакала сутки. Потом поехали в Москву, были похороны. Помню, что гроб поставили в фойе театра, потому что на сцене шёл ремонт. И гроб стоял закрытый. Народа было очень много, от метро «Маяковская» тянулась очередь, чтобы проститься.
А через девять дней уходит Миронов… Когда нам сказали, мы даже не поверили.

– Они действительно были друзьями?
– Они не особо дружили, но у них были добрые приятельские отношения. Часто снимались вместе, играли в театре, и ещё у них был администратор, который устраивал их совместные концерты. Они вместе давали творческие вечера, это их сближало.

– А вообще у Анатолия Дмитриевича было много друзей?
– У отца были два друга детства, ещё со школы. А уже к концу жизни папа очень сдружился с Виктором Ивановичем Мережко. А так – не любил он тусовки.



– Скажите, какое у него было главное качество?
– Ответственность. Если что-нибудь пообещал, обязательно выполнит. Он был человеком слова. Он был добрый. Честный. Никогда не врал. Я уж не говорю о таланте…

– Время не лечит?
– Вот сейчас думаю: если бы я знала, что он уйдёт так рано… Но как я могла это знать? Я была молодая, у меня маленькие дети. Одной дочке шесть лет, другой два года. Но если бы папа дольше прожил, я бы у него больше училась, чаще бы с ним разговаривала. Всё слишком скоропостижно.

– А ваши внуки знают своего прадедушку?
– Конечно, знают! Мультики смотрят. Ведь он столько мультиков озвучил!

Расспрашивала
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №44, ноябрь 2022 года