СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст Вот такой рассеянный с улицы… Что такое СДВГ и почему это не приговор
Вот такой рассеянный с улицы… Что такое СДВГ и почему это не приговор
27.11.2022 00:00
ШишонинВрач, кандидат медицинских наук Александр Юрьевич Шишонин охотно делится с читателями нестандартным взглядом на природу заболеваний и на принцип лечения их. Сегодня речь пойдет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Это относительно новая болезнь и огромная проблема как для родителей, так и для самих детей. Решение этой проблемы нет в рамках современной медицины. К большому сожалению, несмотря на достижения в медицине, статистика детей с патологиями неуклонно растёт, и это сказывается на их качестве жизни. Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у каждого десятого ребенка. Однако диагностировать, а уж тем более лечить его могут не все врачи.

А.Ю.: Уже из названия заболевания ясно, каковы симптомы и проблемы несет это заболевание: нет усидчивости, дети не могут сосредоточиться на учёбе, внимание рассеяно, успеваемость низкая, а стало быть, в будущем низкая социальная успешность, высокий риск асоциальных проявлений со всеми вытекающими… Такие дети и сами психуют, и весь класс заводят. А ещё у них происходит смена маниакально-депрессивных состояний. Маниакальность – это когда у ребёнка очень хорошее настроение, он возбуждён, носится как угорелый. А потом вдруг срывается в депрессию, сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет, никого не видит. Понятно, что такой ребёнок не может нормально учиться, нормально усваивать материал, общаться. Нигде в научной литературе, ни в каких источниках я не видел, чтобы речь шла о причинах – почему ребёнок так себя ведет? Но при этом везде идёт речь о методах лечения!.. А что же вы лечите-то? Синдром? Получается, ничего вы не лечите, вы просто заметаете мусор под ковёр – убираете симптомы. Рвёте листья, а не корни.

– И как же сегодня врачи лечат плохое поведение и перепады в настроении?
А.Ю.: Есть два способа. Первый – когнитивно-поведенческая терапия. Она получила все возможные обоснования с точки зрения науки, и статистика подтвердила эффективность этого метода. Это действительно хороший метод! Он представляет собой активный диалог с разными игровыми элементами между терапевтом и пациентом. Но это очень дорогой метод, как любая психотерапия, причём детская психотерапия дороже взрослой, потому что в разы сложнее.

Второй способ традиционный – медикаментозный. Торговых наименований много, но действующее вещество одно, оно улучшает настроение, бодрит, повышает ясность мысли. Но при этом если вы откроете Википедию, то увидите, что там откровенно написано: «Механизм действия на данный момент достаточно не изучен». А среди побочек при передозировке – «конвульсии, эпилептические припадки, интенсивные галлюцинации, сопоставимые с галлюцинациями от наркотических веществ, внутричерепные кровоизлияния, разрушение кровеносных сосудов и повреждение головного мозга», ну и психозы. В депрессивной фазе препарат и вправду хорошо действует, ребёнок выходит из депрессии. Но его ведь назначают на постоянной основе! Но этим дело не заканчивается… А родители? Они же не медики, у них своя работа.



– И с какого возраста приводят к Вам в клинику?
А.Ю.: Обычно лет с трёх… Ребёнок начинает себя неадекватно вести, его отправляют сначала к неврологу, потом ребёнок попадает к психиатру или специалисту по аутизму – таких детей часто принимают за аутистов, потому что, если перепады настроения глубокие, ребёнок может дойти до такой степени отключения, что перестаёт реагировать, не идёт на контакт, молчит и смотрит в одну точку. Таким детям часто ставят аутизм.

– А почему за последние четыре десятка лет вдруг такой рост заболеваемости этим СДВГ – в сто раз?
А.Ю.: Потому что на то есть причина. И она связана с колоссальным информационным взрывом – как раз примерно с той поры началась компьютерная революция и стали распространяться электронные игры. Резко возросла когнитивная нагрузка на детские мозги. Те дети, которые сорок лет назад имели предпосылку к развитию подобного состояния, до него просто не доходили. А теперь им рвёт крыши. А так как информационная нагрузка увеличивается, процент больных детей будет и дальше расти. Причём кто-то успешно проскакивает школу, и их накрывает уже в институте, поскольку в некоторых вузах нагрузки очень велики. Механизм понятен – когда мозг перестаёт справляться с нагрузками, происходят резкие изменения в эмоциональной сфере, меняются поведенческие реакции. Человек сломался…

– Так. И каковы черты начинающегося синдрома, на которые родители должны обратить внимание, чтобы поймать на дальних подступах?
А.Ю.: Беспокойство, склонность к периодическим зависаниям в дурном настроении, депрессии, плохое поведение и агрессивность, ребёнку говорят «сядь спокойно!» – а он не может. Я сейчас быстро пробегусь по настораживающим признакам, а потом пройдёмся по ним и причинам, вызывающим СДВГ, подробнее… И так, родителям стоит обратить внимание, если ребенок часто срыгивает, если ребёнок плохо спит, если у него случаются кровотечения из носа, если кислый запах изо рта, если его укачивает в машине, если он боится ездить или застрять в лифте, если у него проблемы в школе, прежде всего с русским языком и литературой. Если он вообще плохо учится, убегает из дома…



– Какова же причина этого СДВГ?

А.Ю.: Она, к сожалению, весьма распространена в современном мире – хроническое кислородное голодание мозга. Банальная нехватка кислорода в головном мозге и вызывает указанные симптомы. Человек как будто всё время придушен!.. Поэтому организм детей тянет подвигаться побольше, чтобы продышаться, выйти куда-то на открытое место, у многих возникает клаустрофобия разной степени – боязнь замкнутого пространства. Недостаток кислорода!

И я по своей практике вижу, что, когда к нам приводят вот такого ребёнка, всегда мы находим у него разные скрытые подвывихи, пережимающие кровоток, что и приводит к развитию СДВГ. Но стоит восстановить анатомию шейного отдела и соответственно кровоток до нормы, как проблема уходит. У нас есть пульмонологи, дантисты, ухо-горло-нос… Но почему-то шея, через которую идёт кровоснабжение мозга, в нашей медицине не только не удостоилась отдельного специалиста, но и вообще выпала из внимания. Как будто шеи и нет. Только что вышла в свет моя новая книга – «Учебник для родителей», где я подробно и понятно описал как вовремя выявить проблемы у деток. И самое главное, как вырастить ребенка здоровым.



– Как вы лечите СДВГ?
А.Ю.: К нам сейчас обращается много родителей, столкнувшихся на себе с этим заболеванием и прошедших семь кругов ада, но не нашедших решения. Для начала делаем детальное УЗИ сосудов шеи, чтобы найти (и впоследствии устранить), где, в районе какого позвонка пережата артерия или нарушен венозный отток. Мы прописываем таким детям специализированный комплекс упражнений… Ну и работаем с шеей. Мамы и папы в восторге от результатов. Мой метод дает прекрасный клинический эффект! Главное, чтобы родители следили и чётко понимали, ради чего они это делают – ради будущего своего ребёнка, в том числе будущего социального.