СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Так не бывает Забудь о нефтяном институте
Забудь о нефтяном институте
15.11.2022 16:11
Мальчикам достаются гусиные ножки, а девочкам – крылышки

ЗабудьЭтих двух родных братьев я знал ещё со школы. Примечательны они тем, что одинаковыми у них были не только фамилии и отчества, но также имена. У них даже месяц рождения оказался одинаковым. Различались лишь год и число.

В нашей школе-интернате требования к учёбе были весьма высокими, ребят ориентировали на поступление в самые престижные вузы. Поэтому неудивительно, что родители из отдалённых башкирских сёл стремились пристроить сюда своих чад, видя в этом залог будущего.

Ко многим ученикам в выходные приходили старшие братья и сёстры, в основном выпускники нашей же школы, уже поступившие в институты башкирской столицы. Но чаще мы сами бегали к ним в общежития. Нас манила весёлая атмосфера студенческого братства, и мы мечтали, как в самом недалёком будущем станем его полноправными членами.

Однажды в субботу к моему приятелю из параллельного класса, Фанилю, пришёл его брат, третьекурсник Фанис, студент нефтяного института.

– Чего сидим и киснем, орлы? – не дожидаясь ответа, будущий горный инженер одарил нас пирожными «Школьное». – По себе знаю, хочется иногда сладкого. Если нет наполеоновских планов, предлагаю поход в кинотеатр «Искра». Я там ещё не бывал. Сегодня стипендию выдали – гуляем.

Мы с Фанилем, оставшиеся в спальном корпусе интерната почти в одиночестве, радостно встрепенулись – выходные обещали пройти не скучно.

Мои старшие братья и сёстры отучились давно, так что навещать меня было некому, и я за компанию с Фанилем несколько раз побывал в общежитии у его брата.

Каково же было моё удивление, когда в выпускном классе, взяв в руки паспорт, только что полученный моим приятелем по случаю 16-летия, в графе «имя» я прочитал «Фанис». Не веря своим глазам, ещё раз перелистал пахнущий свежей краской документ. Фамилия и отчество правильные, год, месяц и день рождения тоже вопросов не вызывали – но почему Фанис? Перепутали?

Фаниль тяжело вздохнул. Как же его теперь называть – Фанис-второй, что ли? И тут он рассказал свою историю.

Когда у заслуженного колхозного механизатора Рафиса-агая вдобавок к трём старшим дочерям и трёхлетнему сыну родился ещё один наследник, отец был искренне рад. Что ни говори, дочери остаются твоими детьми, только пока не вырастут, потом поминай как звали. Поменяют родовую фамилию, как старую варежку, и детишек нарожают где-нибудь на чужбине. Ведь не зря при делёжке жареного гуся за семейным столом мальчишкам достаются ножки, а девочкам – крылышки.

Веселье по случаю рождения второго сына продлилось бы и дольше, благо в октябре неотложных сельских забот уже немного, а недостатка в желающих разделить радость отца пятерых детей и вовсе не наблюдалось. Но тут своё веское слово сказала дражайшая супруга:
– Ты собираешься зарегистрировать своего сына как положено? Сейчас начнутся праздники, загсу будет не до нас.
– Нам собраться – только подпоясаться, – отсалютовав почему-то пионерским приветствием, чуть выпивший Рафис отправился в соседнее село, где располагался сельсовет.

Расстояние в семь километров решил пройти пешком. На то имелась веская причина. Председателем сельсовета трудился его школьный друг. Было абсолютно ясно, что официальная церемония регистрации нового гражданина СССР получит неформальное продолжение. При таком раскладе отвечать, кроме самого себя, ещё и за лошадь с повозкой не было никакого резона. Хотя спиртного дома хватало, отовариться Рафис собирался на месте. Значимость события не позволяла мелочиться. Не тащить же, в самом деле, с собой трёхлитровку бражки или, того хуже, свекольного самогона.

Дружеские посиделки затянулись. Сославшись на неотложные домашние хлопоты, ушла секретарь.

– Ты зачем девчушку отпустил, кто мне метрику выпишет? – попытался проявить беспокойство Рафис.
– Спокойствие, братан, только спокойствие. Забыл, что я в армии писарем служил? – успокоил его приятель, доставая из сейфа едва початую бутылку коньяка.

Домой Рафиса, хотя было и не по пути, доставили в кабине молоковоза – одноклассник организовал. В памяти роились обрывки воспоминаний о том, как председатель спрашивал у него имя сына и звонко шлёпал печатью по свидетельству о рождении.

Лишь через пару месяцев случайно обнаружилось, что, судя по документам, отныне в доме проживают два брата с одинаковыми именами. Попытки выправить новые бумаги успехом не увенчались.

– Слушай, ты о чём меня просишь? – возмущался председатель. – Я спросил, как зовут твоего сына. Ты ответил – Фанис. Я что, должен знать всех детей в округе по именам? А метрика – это документ строгой отчётности. Всё, никаких претензий!

До получения паспорта все звали мальчика Фанилем. Даже комсомольский билет был выписан на это имя. А после никто уже не стал заморачиваться со сменой документов. Вот только старший брат категорически запретил младшему даже думать о нефтяном институте. Пришлось Фанису-второму поступать в авиационный.

Успешно выучившись, проработав на ответственных должностях в разных концах нашей необъятной страны, братья почти одновременно вышли на пенсию. Периодически то один, то другой получали высокие государственные награды. Даже близкие на родине, читая в газетах торжественные указы, иногда затруднялись определить, кто сегодня удостоился почестей – младший или старший.

Даларис ГАБДУЛЛИН,
г. Уфа
Фото: Александр КЛЕПИКОВ

Опубликовано в №44, ноябрь 2022 года