СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Мелочи жизни Спасибо советским инженерам
Спасибо советским инженерам
29.11.2022 15:09
Откуда пошло выражение «метр с кепкой»

Спасибо советским инженерамМы много раз бывали в Санкт-Петербурге, исследовали его достопримечательности вдоль и поперёк. Перед очередным визитом размышляли, куда бы ещё сходить. Перерыли весь интернет и узнали, что в Питере появилась интересная экскурсия на ретротрамвае. Мы вообще любим и уважаем ретро во всех видах, поэтому сразу решили – берём. Привлекло и то, что маршрут проходил по незнакомым местам. Мы как раз планировали поближе познакомиться с Васильевским островом и Петроградской стороной. Большая часть трамвайного маршрута именно там и проходит.

Конечно, главное украшение экскурсии – сам трамвай. Это реплика уникального вагона ЛМ-33, в народе его называли «американкой», потому что при разработке за основу взяли вагоны, которые эксплуатировались в США. Эти легендарные трамваи вышли на маршрут в Ленинграде ещё до Великой Отечественной войны, перевозили горожан в годы блокады и потом верой и правдой служили вплоть до 1979 года.

Экскурсия начиналась у ворот депо, откуда выехал трамвайчик. Вагон очень колоритный – ярко-красный, низенький, с деревянными дверями. Внутри он мало похож на современные: лавки из деревянных реек расположены вдоль окон, как в старых пригородных электричках, в середине – специально оборудованное и огороженное место кондуктора.

Вот пара интересных деталей, рассказанных экскурсоводом. В дверях трамвая, снизу, есть стеклянные окошечки, и установлены они не для красоты, а чтобы пассажиры, выходя из вагона, не наступали в лужи. На полу – настилы из деревянных реек, между ними внушительные щели, через них стекала грязь с обуви. Удивительно, как удобно всё было устроено, спасибо замечательным советским инженерам.

Кстати, выражение «метр с кепкой», оказывается, связано с трамваями. В довоенные и послевоенные годы ребёнок, рост которого не превышал одного метра, мог ехать в трамвае бесплатно. Для измерения детей в вагонах устанавливали специальные рейки-линейки. Дети, не желавшие платить, говорили, что в кепке они выше метра, а без кепки – ниже.

В ретротрамвае, в отличие от оригинала, имеются некоторые блага цивилизации, например розетки для зарядки телефонов и отопление. Правда, печка, установленная под сиденьем, жарит так, что, кажется, вот-вот сваришься. Когда обогрев отключают, быстро становится зябко. А вот кондиционера нет. Поэтому я порадовалась, что катаемся не летом. Идеальная экскурсия для зимы и межсезонья.

Ехал трамвай медленно, так что мы спокойно успевали рассмотреть питерские достопримечательности: доходные дома, мосты, реки и каналы. «Американка» проезжала мимо дома, в котором с 1914-го по 1921 год жил Максим Горький. Увидели мы и роскошный особняк в стиле модерн Матильды Кшесинской, примы-балерины Мариинского театра и близкой подруги последнего российского императора Николая II. После Февральской революции здание захватили революционеры, и в апреле 1917 года Ленин обустроил здесь свой кабинет. С балкона особняка Владимир Ильич не раз произносил пламенные речи. Ретротрамвай проезжает прямо под этим знаменитым балконом. Из окон «американки» можно увидеть и Петропавловскую крепость, и крейсер «Аврора», и Марсово поле.

Двухчасовая экскурсия пролетела незаметно, выходить из трамвая совсем не хотелось. Снаружи – типичная питерская погода: пасмурно, дождь, слякоть, промозглый ветер, а в этом дребезжащем вагончике душевная атмосфера, уютно, тепло. Ощущение после экскурсии – будто побывали в гостях у любимой бабушки.

Мария ГУЩИНА
Фото автора

Опубликовано в №46, ноябрь 2022 года