Обитель хорошо платит
17.01.2023 15:58
И здесь вступает в силу особое правило

ОбительЗдравствуйте, уважаемая редакция! Вот и пришли долгожданные православные зимние праздники: мы встретили Рождество, а сейчас радуемся на Святках. Не за горами и Крещение. Но в небольших монастырях подготовка к этим светлым дням проходит нелегко. Вот что мне поведал знакомый иеромонах.

Этот батюшка перед Новым годом прислал сообщение. Рассказывал, как накануне Нового года совсем забегался в трудах. Конечно, душу согревало предчувствие: вот-вот закончится долгий Филиппов пост и наступит Рождество, затем придёт черёд Обрезания Господня (день святого Василия Великого, он же старый Новый год), а за ним и Крещение.

На душе радостно, но спать монаху попросту некогда. Нужно украсить вертепы. Их обычно устанавливают два – на территории обители и в главном храме. Это значит, что без вылазки в лес за ёлочками и лапником не обойтись. Наряженные ёлки украшают храмы монастыря и, возможно, даже кельи монахов. А ведь подходящие деревца ещё нужно суметь отыскать в лесу и привезти. Всё это приходится делать по пояс в снегу.

После ночной рождественской службы перед монахами стоит задача накормить примерно двести паломников. А на Богоявление в обитель и вовсе приедут толпы людей, желающих набрать крещенской водички, а то и окунуться в заготовленную иордань. Конечно, если морозы позволят её приготовить. Обычно они стоят очень сильные в эти дни, и не всегда удаётся проделать в толстом льду широкую прорубь.

Монастырские повара перед праздниками встают на усиленную трудовую вахту, длящуюся более двух недель. Но объём работы настолько велик, что их сил всё равно не хватает. Монастырь даже давал объявления, что срочно требуются повара и рабочие на кухне. Обитель даже была согласна неплохо платить работникам. В окрестных деревнях работы совсем нет, поэтому монахи очень надеялись, что подходящие люди найдутся.

Они действительно пришли – поначалу двое. Но, когда осмотрелись, сразу призадумались: сколько же придётся готовить, учитывая время оставшегося поста и все праздники. «А сколько, говорите, требуется порций для паломников в праздник? – спрашивали. – Двести или триста? Нет, спасибо, это нам не подходит».

Потом и другие повара приходили, но тоже надолго не задерживались. Отработали несколько дней и спешно прощались.

Во многих монастырях не кормят паломнические группы в трапезных, но в обители, где подвизается мой знакомый батюшка, придерживаются иного устава – угощать всех бесплатно или за скромное пожертвование. Обычно паломников ждёт обед из трёх блюд: первое, салат, заливная рыба с пюре. В крайнем случае гостям предложат кашу, компот или чай с булочками и пирожками. Когда добрые люди жертвуют за обед, братия обычно не берёт больше ста рублей с человека, а то и пятидесяти. Если у людей нет денег, то вступает в силу другое правило: «Ешьте во славу Божию».

Без «хозяина» сейчас стоит даже монастырский свечной ящик. Там с десяток лет трудилась добросовестная монахиня, честно и во славу Божию продавала паломникам свечи, книги и иконы. Да вот беда: пожилая матушка скончалась, и почти год её место вакантно. Временно за свечной ящик встаёт то один монах, то другой, то смиренный послушник.

Если даже найдут подходящего продавца или повара из мирян, дело осложняется тем, что добраться в монастырь общественным транспортом невозможно, а личным – дорого, к тому же в обители придётся жить. А это удобно далеко не всем.

Более мелких послушаний тоже хватает выше крыши. Нужно почистить снег, щедрый в этом году, когда сугробы выросли почти в человеческий рост, навести порядок в гостинице, в которой с паломников плату не берут, хотя пожертвования, конечно, принимают с благодарностью. Ну а про чисто «женские» послушания и говорить нечего: мытьё полов в двух храмах, чистка от воска больших подсвечников и паникадила, выпекание просфор, изготовление восковых свечей вручную. А их нужно заготовить особенно много на предстоящие праздники и требы.

Должность ночного сторожа и та свободна. Но не думайте, что она похожа на труд обычных мирских охранников, дремлющих на диване перед телевизором. Монастырская ночная сторожка располагается у самых ворот. В ней тепло, но прилечь не удастся – настоятель не благословляет ни диван, ни даже скромную лежанку. Стул, стол, свет, телефон, иконы – вот и все «удобства».

Ещё в монастыре сейчас очень востребованы мужские руки, способные помочь с ремонтом и строительными работами. Необходимо построить новую баню, установить сантехнику, провести электрику. Иногда с помощью благотворителей обитель нанимает рабочих и специалистов со стороны, а если с деньгами туго, всё приходится делать своими силами.

Написал мне уставший батюшка обо всех этих тяготах и в шутку предложил сочинить стихи со словами «кухня, ящик и сторожка». По этому замкнутому кругу, говорит, не считая обязательного для иеромонаха времени служения в храме, он перемещался весь последний месяц. Я немного подумала и написала. Батюшка одобрил.

За радостными впечатлениями от пребывания в монастыре, от ощущения благодати, христианской любви, добросовестно проведённых экскурсий стоит труд тяжёлый, постоянный, без выходных и часто без полноценного сна. Но как бы ни было тяжело, братия не унывает. Ведь пришли они в обитель ради труда, они этим счастливы и ни на что своё монашество не променяют.

Из письма Киры
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №2, январь 2023 года