Как грешники играют святых
18.01.2023 16:44
Как грешникиПочти десять лет назад в России был принят закон о защите религиозных убеждений и чувств верующих. Он касается, помимо прочего, фильмов, где затрагивается церковная тематика. Но далеко не все они заслуживают осуждения. Тем не менее и в советские времена, и в наши дни фильмы о вере, церкви и священнослужителях выходили и выходят на экран.

За души надо бороться

Советский режиссёр Сергей Эйзенштейн провёл детство при Александро-Невской лавре, поскольку его мать была женщиной набожной. Наверное, неслучайно в фильме «Иван Грозный» так часто звучит религиозная тема – например, сцена покаяния царя в Успенском соборе Московского Кремля, или сцена венчания на царство, когда Грозный сам себя коронует, или отпевание царицы и так далее.

Снимать этот фильм начали в 1941-м, в эвакуации в Алма-Ате. Больших павильонов у недавно созданной Центральной Объединённой киностудии в городе не было, и правительство Казахской ССР выделило режиссёру местный Дом культуры. Декораторы воссоздали палаты и Успенский собор, боярские дворы. Фанеры не хватало, поэтому для каркаса использовали местное растение чий – из него плели циновки, которые потом штукатурили и расписывали.

Интерьеры для фильма отличались от реальных зданий. Например, по просьбе Эйзенштейна в декорации Успенского собора добавили фреску «Страшный суд» – именно на неё смотрел Владимир Старицкий в царском одеянии (Павел Кадочников), которого уже поджидал убийца.

Все эпизоды снимали ночью, поскольку днём электроэнергия требовалась на заводах. Подлинные церковные облачения времён Ивана Грозного позаимствовали в Московском областном краеведческом музее (ныне – Новоиерусалимский монастырь). А когда съёмки продолжились в столице, на студии «Мосфильм» в павильоне установили настоящий иконостас из храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.

Создать фильм «Иван Грозный» приказал сам Сталин, поэтому Эйзенштейну помогали все, в том числе и представители церкви, к которой в военные годы вождь изменил отношение, желая мобилизовать народ ради общей победы.

Поднять руку и перекреститься

Когда в 1966 году на экраны вышел фильм Тарковского «Андрей Рублёв», зрителей поразили масштабность съёмок и обилие церковных эпизодов. А как иначе рассказать о житие иконописца?

Для сцен сожжения монголами Успенского собора во Владимире построили бутафорский вход в храм и макет монастырской стены в натуральную величину. А соборные интерьеры воссоздали в павильонах «Мосфильма» – в реальности иконостас и фрески Андрея Рублёва сохранились лишь частично. Несколько эпизодов снимали во дворе московского Андроникова монастыря, где в келье провёл последние годы Андрей Рублёв. Сейчас там расположен Музей древнерусского искусства его имени.

На съёмках режиссёр повесил на грудь актёра Николая Бурляева оловянный крестик. Актёр отмечал, что крещён ещё младенцем, но крест на съёмках надел впервые.

– Мы глубоко погрузились в православную Русь пятнадцатого века, в судьбу иконописца Андрея Рублёва, – вспоминает Бурляев. – Консультант фильма, искусствовед Савелий Ямщиков, позже привёз меня в Псково-Печерский монастырь и познакомил с наместником, архимандритом Алипием. Он предоставил мне келью, в которой я жил. Мы очень много обо всём говорили, вместе трапезничали. Это мой первый духовник. Ему я мог доверить всё самое тайное, задать очень личные вопросы. Поначалу трудно было поднять руку и перекреститься. А дальше это вошло в привычку.

…Трудно играть духовное лицо, но ещё труднее играть нечистую силу. Картина Александра Птушко «Вий», вышедшая в 1967 году, до сих пор интересна зрителям, ну а в те времена летающие гробы в церкви и бегающие черти на фоне крестов буквально приводили в ужас.

Поначалу фильм снимали в городе Седневе под Черниговом, в Георгиевской (Юрьевской) церкви. Но, просмотрев отснятый материал, художественное руководство студии кадры зарубило. Тогда в украинском селе Горохолин Лес нашли деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Снимали её только снаружи, а уже на «Мосфильме» выстроили внутреннее сумрачное убранство – да с такой подлинностью, что рабочие павильона старались лишний раз туда не заходить.

– Мы часто спорили с Птушко, потому что он хотел, чтобы церковь была кривая, – вспоминал художник-постановщик картины Николай Маркин. – Но где вы видели покосившуюся церковь? Храмы всегда строили очень добротно, на века. Он требовал, чтобы нашли гнилые брёвна, трухлявые доски. Мы без конца что-то рубили, резали, подкрашивали. Бывало, что режиссёр сам брал в руки топор – любил всё делать своими руками.

– Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, грех, – размышляет исполнительница роли Панночки Наталья Варлей. – Но, во-первых, снимали в основном в павильоне студии, во-вторых, если грех и случался, то по неведению. После съёмок я окрестилась, исповедалась, и, надеюсь, Бог меня простил. С тех пор стараюсь жить по заповедям.

Батюшка сказал: не снимайтесь

Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» выставили отца Фёдора комическим персонажем. В 1971 году режиссёр Леонид Гайдай снял фильм по этой книге, и роль отца Фёдора сыграл Михаил Пуговкин.

Три недели он не давал согласия на съёмки. Причина: мать была верующей и не хотела, чтобы Михаил изображал священнослужителя в таком ключе. Однако в конце концов сын с мамой всё-таки пришли к выводу, что сыграть эту роль вовсе не грех, поскольку отец Фёдор как бы пародирует не саму веру, а стяжательство некоторых церковников. Мама дала благословение: «Не волнуйся, снимайся, за чистые души надо бороться».

…Актриса Римма Маркова, прежде чем согласиться на роль, связанную с церковью или мистикой, спрашивала совета у своего духовника. Так она поступила и перед съёмками фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987), где сыграла настоятельницу монастыря Леонидию. Съёмки проходили в храме Казанской иконы Божьей матери в Коломенском. А вот в 2000-е Маркова отказалась от участия в сериале «Вангелия».

– Предложили мне сыграть прорицательницу Вангу. Как раз возраст под смерть, – вспоминала Римма Васильевна. – Прислали сценарий – потрясающий! Там и Гитлер, и Сталин, и Гагарин. Двенадцать серий. Я бы смогла на этот гонорар что-нибудь купить, одеться, забор на даче поставить. Спросила совета у батюшки, он сказал: «Не снимайтесь». Решила не рисковать.

…В начале 2000-х режиссёры фильмов и сериалов чаще обращались к теме религии, чем в наши дни. В 2003 году на телеэкраны вышел сериал «Спас под берёзами», где актёр Юрий Беляев сыграл священника, отца Георгия.

– Я не слишком набожен, хотя и крестился, уже будучи взрослым. В начале работы над образом мне становилось физически плохо, – вспоминает Беляев. – Например, когда впервые вошёл в алтарь и облачился, чтобы выйти к прихожанам с проповедью, меня трясло от волнения. Но и потом легче не стало. Я чувствовал, что не имею права на эту роль. Боялся, что верующие зрители осудят меня.

Однако православные батюшки не склонны лишь запрещать артистам сниматься в подобных ролях. Некоторые исполнители, напротив, получили благословение.

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор считается мистическим произведением, да и образ Христа (Иешуа) вызывает споры. В этой роли в сериале Владимира Бортко по одноимённому роману Булгакова в 2005 году снялся Сергей Безруков. По словам актёра, он просил благословения у своего духовника, а перед съёмками ещё и постился.

Композитор Игорь Корнелюк, написавший музыку к проекту, также получил благословение. Знакомый священник сказал: «Если уж это будут делать, то пусть лучше ты». В вокально-музыкальных темах «Гефсиманский сад» и «Казнь» используются слова из православной литургии и молитвы в Великую пятницу. В процессе работы композитор изучал Священное Писание.

Забудь слово «я»

Пожалуй, самым заметным фильмом нового времени на религиозную тему стал «Остров» Павла Лунгина. Историю о насельниках монастыря снимали в Карелии, на берегу Белого моря, в небольшом посёлке Рабочеостровске. Заброшенную навигационную башню превратили в колокольню, а старый барак – в церковь. Внутри и снаружи произвели реставрацию, восстановили крышу, надстроили купола. И, конечно, большой удачей оказалась заброшенная баржа, сыгравшая значимую роль в сюжете. По словам режиссёра, её затопили специально для фильма.

Для проведения молебна перед началом работы Лунгин пригласил на съёмочную площадку монаха Донского монастыря отца Косьму.

Все актёры, снимавшиеся в фильме, оказались верующими, поэтому играли искренне. Например, Дмитрий Дюжев (отец Иов) одно время даже жил в монастыре.

– В детстве мне представлялся город, который я не мог описать словами, не понимал, почему именно там хочу жить. Но мечтал о нём, – рассказывает Дмитрий. – И вот как-то раз оказался в монастыре. Вошёл на территорию – и узнал этот город. Когда после ухода мамы почувствовал, что потерял себя, вернулся туда. Уныние – грех, боязнь – грех, объедание – грех. На всё это – запрет. В монастыре молодое поколение почитает старших, и это мне нравится. А главное правило – не теряй ни минуты, трудись над собой. В мирской жизни это не всегда получается… Сейчас мы всей семьёй по выходным ходим в церковь. У нас есть духовный наставник – крёстный отец наших детей. У него мы причащаемся.

Главную роль отца Анатолия сыграл Пётр Мамонов, известный особым отношением к церкви. Поначалу он сомневался, стоит ли соглашаться на эту роль.

– Я человек грешный, не считаю себя глупым и безвольным, но не могу с утра больше пяти минут продержаться без слов типа «я», «хочу», – признавался Пётр Николаевич. – Ну как мне такому играть святого старца? Пошёл к духовнику. Он сказал: «Вперёд, это твоя работа!» Очень тяжело давалась сцена изгнания бесов. Но вышло удачно – не перебрали. Я потом целый день молился, меня аж трясло!

По словам артиста Виктора Сухорукова, сыгравшего отца Филарета, поначалу он с трудом сдерживал свой неуёмный темперамент.

– «Играй мудрость» – сказал я себе! – вспоминает Виктор Иванович. – Вечерами мы с Петром Мамоновым слушали в наушниках проповеди, говорили о Боге, обсуждали съёмки. Таким образом Пётр меня настраивал, подсказывал, учил.

…В другом фильме Павла Лунгина «Царь» (2009) Олег Янковский сыграл митрополита Филиппа. Это оказалась последняя работа Олега Ивановича. Как вспоминал его партнёр по картине Иван Охлобыстин, Янковский не был особо верующим, до съёмок не знал, как правильно креститься, не носил нательного креста и искренне недоумевал, почему в храме нельзя курить трубку. Но быстро всё уяснил. А благословение на съёмки получил у самого патриарха Алексия II. По роли Янковскому предстояло лечь в гроб – у артистов это считается плохой приметой. Художники-костюмеры изготовили для него красивый крест из костяной крошки, оплетённый медной нитью. Крест Олегу Ивановичу очень понравился, он потом хотел его выкупить. Конечно же, ему этот реквизит подарили. А Охлобыстин освятил его в монастыре недалеко от Суздаля, где проходили съёмки.

Учись пользоваться кадилом

Артист Сергей Маковецкий до сих пор считает роль отца Александра в фильме Владимира Хотиненко «Поп» (2009) исключительной. «Когда у тебя в руках наперсный крест 1837 года, приходится выверять всё до микрона», – делился артист своим мнением во время съёмок. Около года он с режиссёром работал над ролью священника, в 1941 году оказавшегося на оккупированной немцами территории. Автор сценария Александр Сегень взял за основу образ своего духовника.

– Он приходил к нам, когда мы работали над сценарием, дал нам пояс владыки Сергия – такой чудный расшитый священнический поясок. В фильме Маковецкий снимался в нём, – вспоминает Хотиненко. – Конечно, мы создавали собирательный образ. Смотрели много материалов об отце Иоанне (Крестьянкине). Маковецкий во многом копировал манеру его поведения.

Фильм неоднократно менял названия – и «На реках Вавилона», и «Прощёное воскресенье», и «Преображение». И вот, наконец, – «Поп».

– Слово «поп» в советское время объяснялось как «пастырь овец православных». А происходит оно от греческого «папа», «отец». Также означает «священник». Мне кажется, у этого слова мощнейшая энергетика. И, может быть, своим фильмом мы его реабилитировали, – высказывает Маковецкий своё мнение о названии.

…В картине Николая Досталя «Монах и бес» (2016) артист Борис Каморзин сыграл настоятеля монастыря. Перед началом съёмок он посещал московский храм иконы Божией Матери «Знамение», где общался с местным батюшкой. Каморзин слушал, наблюдал, учился правильно пользоваться кадилом, складывать пальцы для крестного знамения и вообще вести себя так, чтобы в кадре всё выглядело убедительно. А потом члены съёмочной группы месяц прожили в Кирилло-Белозерском монастыре на Вологодчине. Кстати, однажды местные жители вышли с протестом – мол, «киношники оскорбляют чувства верующих». Однако их удалось утихомирить, объяснив, что никто в картине не выставляет религию в дурном свете.

…Снимать фильмы духовного содержания всегда неимоверно сложно. Ведь искусство может лишь слегка приблизиться к величию замысла, которое содержит в себе христианство. К тому же здесь легко кого-нибудь обидеть. Однако такие фильмы очень нужны, поскольку  делают религию более понятной, сомасштабной простому человеку. И показывают, что вера – часть нашей жизни.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №2, январь 2023 года