СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Нежный возраст «У вашего сына есть только фамилия»
«У вашего сына есть только фамилия»
13.03.2023 15:07
Учительница называет его «моим утёночком»

У вашего сынаЗдравствуйте, уважаемые сотрудники самой интересной и полезной газеты! Хочу рассказать о ситуации, в которой оказался сын-второклассник. Меня возмущает поведение его учительницы. Но может быть, права именно она, а не я? Буду благодарна, если мою историю прокомментирует психолог и, надеюсь, даст совет.

Мой мальчик с первого класса жалуется, что учительница обращается к нему исключительно по фамилии. Ему это не нравится, он переживает. «Мам, почему мы должны обращаться к ней по имени и отчеству, а она нас называет только по фамилиям?» Объясняла сыну, что так принято в школе, попросила не обращать внимания – мол, привыкнешь.

Однажды приходит из школы и заявляет с порога: «Мама, у меня сегодня самый счастливый день – Наталья Александровна назвала меня Глебушкой! Даже не знаю, что сделал такого хорошего». После этого сел за прописи, учил уроки не из-под палки, как обычно, а сам, до победного конца. Так сыну хотелось, чтобы учительница ещё хоть раз назвала его Глебушкой! Но затем всё вернулось на круги своя – к нему обращались по фамилии.

Учительница жалуется на родительских собраниях, что дети совсем разболтались: шумят, отвлекаются, она их ругает весь урок. Я поговорила с сыном, он рассказал, что не хочет ходить в школу, потому что Наталья Александровна постоянно кричит и почти всех в классе называет по фамилиям. Правда, есть мальчик, который для неё «Никитушка», «мой утёночек», а у остальных «есть только фамилии».

Я попросила учительницу по возможности обращаться к сыну по имени. Причём не обязательно сюсюкать – достаточно просто называть Глебом. В ответ услышала: «Я буду так обращаться только в том случае, если ваш сын сделает что-нибудь хорошее. А если нет – у него есть фамилия». Да ещё сослалась на то, что в армии всех зовут по фамилии, и ничего. Я возразила: наши дети всё-таки не солдаты. Но Наталью Александровну переубедить так и не смогла. Она осталась уверенной в том, что поступает правильно, называя малышей по именам лишь за особые заслуги.

Недавно едем с Глебом на тренировку. «Мам, мне сегодня так грустно! – заявляет ребёнок. – Учительница раздавала фотографии (детей фотографировали в классе) и так ласково Лизу назвала по имени, а она ведь ничего хорошего не сделала. К другим Наталья Александровна обращалась только по фамилиям, а ко мне вообще никак, потому что я болел и не фотографировался».

На мой взгляд, это просто издевательство! Знать, что ребёнку не нравится такое обращение, и продолжать так его называть! И чем это объясняется? Тем, что ученики якобы не заслуживают такого отношения? Не понимаю, какой смысл в обращении к детям по фамилии. А если мы, родители, начнём обращаться к учительнице на «ты»? Наверняка ей не понравится.

Все странности Натальи Александровны я объясняю по-своему. Говорить «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», называть человека по имени, когда к нему обращаешься, – эту науку не преподают в пединститутах. Всему перечисленному учат в детстве мама с папой, и называется это воспитанием. Если человек поступает иначе, значит, он просто хам, и от профессии это не зависит. И врач, и учитель, и дворник могут оказаться невоспитанными типами.

К сожалению, если такой человек не хочет исправлять ситуацию, он так и останется невежей. Вот только очень жаль, что моему сыну попалась такая учительница.

Из письма Л.

Комментарий детского психолога

Здравствуйте, уважаемая читательница! Вы подняли очень важную для всех родителей тему выбора первой учительницы для ребёнка.

Конечно, все папы и мамы хотят, чтобы детки, поступая в начальную школу, попадали в руки ласковых, хорошо воспитанных педагогов, настоящих профессионалов. В свою очередь, и учителя мечтают видеть способных, вежливых, усидчивых учеников. Иногда так и случается: учителя и ученики, встретившись, не нарадуются друг на друга. Но чаще, к сожалению, происходит обратное: чуть ли не с первых школьных дней родители и педагоги открывают счёт взаимным претензиям.

«Ваши дети разболтались, вертятся и шумят!» – доносится с одной стороны. Другая парирует: «Учительница ругается и обращается к детям как в армии!» Каждая из сторон требует справедливости, ищет «эксперта», который на вопрос, кто прав, подтвердил бы именно её точку зрения. Конечно, в ситуации, когда в классе вместо атмосферы творчества установилась атмосфера страха и обид, нормального учебного процесса быть не может. Как же выйти из порочного противостояния?

Начнём с вопроса, вежливо ли вообще обращаться к людям по фамилии. Само по себе это не оскорбительно. Вернее, здесь многое зависит от контекста. Скажем, в семейном кругу или с друзьями такое обращение может выглядеть неадекватным. А вот в рабочем коллективе с большим количеством сотрудников это вполне допустимый формат.

Возможно, когда сын спрашивал, почему учительница требует обращаться к ней по имени и отчеству, а сама детей называет только по фамилиям, он хотел услышать объяснение сути этой нормы, а не общие слова, что так принято. Но почему существует подобная традиция?

Потому что это одно из отражений субординации, удобное в больших многолюдных организациях. Любой руководитель – фигура единичная и поэтому исключительная. Предполагается, что все подчинённые должны его хорошо знать и обращаться по имени-отчеству. Сотрудников же может быть много, и если руководитель различает их по фамилиям – уже хорошо. Конечно, всякому человеку приятно, когда начальник помнит его имя, но требовать такое от руководителя вряд ли возможно.

Учителя всегда использовали для обращения фамилии учеников, даже в Институте благородных девиц. Но иногда называли и по именам – это всегда считалось поощрением. Список учеников в классном журнале тоже традиционно ведётся по фамилиям. Если к доске вызовут условную Машу, то вздрогнут сразу все Маши в классе. Что в этом хорошего?

Да, вы можете обратиться к учительнице с любой просьбой, она вольна согласиться или отклонить её, но приказывать ей не в вашей власти. У вас есть право рассказать о проблеме директору, возможно, он повлияет на несговорчивого педагога. Но чего точно не стоит делать, так это бесплодно распаляться и передавать ребёнку своё отношение к учительнице. Судя по тону письма и рассуждениям о хамах среди педагогов и дворников, вы всерьёз рассержены. Если ваше настроение увидит сын, это ему только навредит и вызовет страх перед диалогом с «нехорошей» учительницей, сделает школьные часы крайне напряжёнными.

Какие возможны варианты помощи ребёнку для создания комфортной учебной атмосферы? Если Наталья Александровна так плоха, как вы описываете, то наилучшим решением станет поиск новой учительницы. Переделать на свой вкус взрослого человека, много лет работающего в школе, вам не удастся. Если она кричит и не в состоянии удерживать дисциплину в классе, так будет продолжаться на протяжении всех четырёх лет.

Многие родители стараются заранее подобрать первокласснику подходящую школу и особенно первую учительницу, поскольку именно от этого выбора во многом зависит, возникнет ли у ребёнка интерес к знаниям. Допустим, родители совершили ошибку и не познакомились заранее с педагогом, с особенностями его характера и профессиональными качествами. Никогда не поздно исправить эту ошибку. Вы можете разыскать подробную информацию об учителях параллельных классов или соседней школы. Возможно, ребёнку необходим более мягкий и деликатный педагог, создающий в классе семейную атмосферу и называющий детей по именам.

Я знаю родителей, которые не один класс сменили в поисках идеального педагога, зато сегодня спокойны за детей, которые с удовольствием бегут в школу к любимой учительнице.

Рекомендую вам успокоиться – это главное. Все важные решения нужно принимать только в спокойном состоянии, но никак не сгоряча. Да, наверное, было ошибкой пустить на самотёк выбор учительницы, но теперь ситуация такова, какая есть. И настолько ли она плоха, чтобы её радикально изменять? Если всё не катастрофично, помогут малые меры. Например, позитивная обратная связь.

Для этого стоит подойти к Наталье Александровне и поблагодарить за то, что она обращалась к вашему сыну по имени. Расскажите ей, какое волшебное действие это оказало на стремление ребёнка выполнять домашнее задание. Этим учительница помогла вам – не пришлось стоять у ребёнка над душой. Благодарности за малые дары оказывают более благотворное влияние на улучшение отношений, чем грандиозные претензии.

И, конечно, советую вам пересмотреть отношение к учителю, как к хаму. Если вы обратитесь к человеку с просьбой, считая его невоспитанным типом, будьте уверены, что он будет зеркально воспринимать вас точно таким же хамом. А два рассерженных «хама» вряд ли достигнут взаимопонимания.

Но если учительница на самом деле не настолько плоха (вы ведь второй год доверяете ей сына), то в позитивном, уважительном диалоге, подчёркивая её профессиональные достоинства, пусть даже и неявные, вы, несомненно, добьётесь большего.
Желаю вам взаимопонимания с Натальей Александровной, а вашему сыну – успехов в учёбе!

Татьяна БЕЛЮЧЕНКО
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №10, март 2023 года