Мы к вам заехали на час
15.03.2023 15:10
Как создают программу «Ну-ка, все вместе!»

Мы к вам заехалиЧетвёртый год на телеканале «Россия 1» выходит вокальное шоу «Ну-ка, все вместе!», в котором свои таланты может проявить любой. Недавно в эфире прошла «Битва сезонов», где участвовали финалисты прошлых лет, а осенью в эфире ожидается пятый сезон. Главное отличие от других песенных конкурсов в том, что здесь выступления оценивают не три-четыре члена жюри, а целая сотня музыкантов, артистов, композиторов, продюсеров, поэтов, преподавателей вокала, критиков, блогеров. То есть уже можно надеяться, что в программе всё честно и объективно.

Нажми на кнопку – получишь

Идея телешоу, как обычно, родилась в Великобритании, где в конце января 2018 года проходил конкурс All Together Now («Теперь все вместе»). Название позаимствовали из одноимённой песни группы «Битлз».

Зрителю понравилось, что продемонстрировать на телевидении свои вокальные данные может любой житель страны, независимо от образования и возраста. Это шоу приобрело сразу 14 стран, в том числе Россия. На нашем телевидении проект решили назвать «Ну-ка, все вместе!», вспомнив песню из мультфильма «Бременские музыканты»: «Ну-ка, все вместе уши развесьте! Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы!»

Хлопать в ладоши и подпевать могут не только зрители перед телеэкранами, но и сто членов жюри. Но о судьях позже, сначала о том, как конкурсанты попадают в проект.

Как рассказывают организаторы конкурса, отбор исполнителей длится в течение года. Редакторы – кстати, обязательно с музыкальным образованием – тщательно просматривают все заявки. От кандидатов на участие требуется представить видеозапись с кратким рассказом о себе и исполнением песни. А таких заявок приходит до десяти тысяч на сезон.

– Я смотрю видео, которые присылают. Обязательное требование – звук должен быть без профессиональной вокальной обработки, – рассказывает кастинг-продюсер проекта Ольга Хализова-Волкова. – Мои критерии отбора – это, конечно, голос, а также артистизм и личная история человека. Тех, кого отобрала, передаю далее в работу. Подключаются креативный и музыкальный продюсеры, преподаватели вокала. Так что моё решение не окончательное.

Далее выбор за генеральным продюсером Юлией Сумачёвой и представителями телеканала «Россия», потом – отбор через онлайн-общение.

– На этом виртуальном собеседовании мы спрашиваем, какой репертуар исполняет потенциальный участник и как быстро он сможет выучить что-либо новое, – делится Юлия. – Важно, чтобы песня соответствовала характеру певца и его вокальным данным. Но мы со своей стороны можем предложить что-нибудь участнику или выбрать из репертуара, который он исполняет.

Участники шоу «Ну-ка, все вместе!» поют под живой аккомпанемент, поэтому продюсерам важно заранее знать, какая композиция будет исполняться, чтобы музыканты успели подготовиться. Конкурсант, чтобы стать участником следующего этапа, должен спеть одну песню и набрать как можно больше голосов жюри (максимально 100). Члены жюри могут выражать своё мнение при помощи кнопки, после нажатия которой фон за креслом становится золотистым, и теперь можно встать со своего места и подпевать конкурсанту.

Крайне непростая задача – поднять всю сотню членов жюри! И всё-таки некоторым это удаётся.

В полуфинал в итоге проходят трое.

– Я приехал на проект для того, чтобы получить новый опыт, – говорит итальянец Грег Рега. – Между Россией и Италией есть особая связь. Возможно, я тоже стану артистом, который будет популярен не только в своей родной стране, но и у вас. Честно скажу, из-за пандемии оказалось сложно сюда добраться, но организаторы мне очень помогли. Кстати, первое, что я увидел, когда приехал в Россию, – снег кругом! В Неаполе, конечно, такого нет – только, может, на вершине Везувия.

Стенка на стенку

Организаторы шоу сразу решили: вести программу будет Сергей Лазарев.

– Он – лучший претендент на роль предводителя сотни жюри, – делится Юлия Сумачёва. – Среди поклонников Сергея есть люди разного возраста, у него песни на любой вкус. Я предложила Лазареву участвовать в проекте, и ему сразу понравилась идея. Поэтому мы с телеканалом даже не искали других кандидатов на роль «капитана сотни».

– Мои дети обожают этот проект, они смотрят его по телевизору, – говорит Сергей. – Сын Никита переживает, следит, сколько человек поднялось с мест, обязательно записывает на листочек, кто из участников сколько баллов набрал. Очень хорошо, что в шоу участвуют и молодёжь, и более старшее поколение, звучат самые разные песни – и хиты прошлых лет, и современные! Да и все члены жюри такие разные – абсолютно не похожи друг на друга. Это объективный срез нашего общества. Скажу честно: я полюбил сотню всей душой. Да, зачастую выясняю отношения с членами жюри, потому что, как лидер сотни, не всегда согласен с мнением тех, кто необоснованно игнорирует выступления очевидно талантливых людей. Я переживаю за каждого конкурсанта, для меня любой из них – как родной ребёнок, и мне важно помочь ему раскрыться на сцене. Но когда он всё делает правильно, а некоторые члены жюри не реагируют, у меня возникают вопросы. Думаю, у многих зрителей тоже. Почему не встали? В таких ситуациях я эмоционально загораюсь.

Программу снимают в первом, самом большом павильоне «Мосфильма». Специально для членов жюри сооружена 12-метровая стена, в которую встроен сложный механизм, подсчитывающий голоса. Программа управления светом на этой стене разрабатывалась три месяца. Система сложная, она не только меняет цвет секторов с красного на жёлтый, но и включает микрофоны для членов жюри и подсчитывает голоса. При этом сотне нельзя «забивать» голос конкурсанта, она должна звучать лишь как хор на подпевке.

– Конечно, собрать сто человек сложно. У каждого свой график, в том числе и гастрольный, да и у нас чётко расписанные съёмочные дни, – говорит Сумачёва. – Кроме того, важно, чтобы на стене находились представители разных стилей и жанров музыки: певцы, композиторы, педагоги. Поэтому у нас нет постоянной сотни, от программы к программе состав меняется. Наша сотня – люди творческие, и каждый имеет своё мнение. Бывало, что небольшой обмен аргументами перерастал в жаркий спор, в который вовлекались все члены жюри. Порой это даже напоминало балаган. В такие моменты приходится по громкой связи просить закончить массовые дискуссии и вернуться к спокойному диалогу. Но такое случается нечасто.

Ну, ты артист

Над созданием шоу работает более 300 человек. За каждым рядом на стене жюри (между собой их называют «пионерлагерями») закреплён администратор. У них есть свой интернет-канал, в котором во время пауз можно решить технические и бытовые вопросы.

На столах у членов жюри разнообразные предметы: у кого-то – бутылочка воды, у кого-то – духи, у кого-то – листочек с ручкой, чтобы отмечать наиболее понравившихся участников. А у некоторых даже небольшой карманный вентилятор: вдруг станет жарко.

– Я с собой беру домашние тапочки, потому что в туфлях на каблуке устаёшь – снимаешься с девяти утра и до полуночи. Незаметно для зрителя переобуваюсь под столом, – смеётся солистка группы «Лицей» Анастасия Макаревич. – Мне повезло: я всегда сижу на первом этаже стены. Думаю, наверху немного страшно: когда все встают и начинают пританцовывать, стена дрожит. Но декорация хорошо укреплена, прочная, поэтому никаких трагедий не случалось. И добавлю: вопреки слухам, все члены жюри снимаются абсолютно бесплатно. Никто нам не указывает, как голосовать. Да мы и не знаем, кто участвует в проекте, всех кандидатов до съёмок держат отдельно от нас.
– В жюри всегда испытываешь волнение, тем более в шоу «Ну-ка, все вместе!». Я не вокалистка, не профессиональная певица с выдающимся голосом, так что для меня в артисте важнее всего харизма, – говорит один из членов жюри, видеоблогер, телеведущая Клава Кока. – Человек может не иметь диапазон в пять октав, не удивлять своим вибрато, но зато будет «цеплять» нечто другое: тембральный окрас или то, как артист подаёт себя, насколько органичен, насколько уверенно чувствует себя на сцене. Зачастую простые ребята, которые учились сами, вызывают намного больше ярких эмоций.

В сотне, помимо постоянных членов жюри, таких как Алексей Глызин, Антон Зацепин, Ирина Ортман, Наталья Гулькина, Светлана Мастеркова и других, в каждом выпуске появляется специальный гость, который сам исполняет песню.

– Я знаю, что такое выходить на конкурс, что такое играть фортепьянные концерты, когда ты на клавиши кладёшь руки, а у тебя они трясутся. Это – волнение, – рассказывает одна такая гостья, Ирина Понаровская. – И чем дольше человек волнуется, тем дороже ему профессия. Все конкурсанты – по-настоящему глубокие ребята с замечательным, профессиональным отношением к вокалу, материалу, который они исполняют, с уважением к сцене. Я сразу вижу артиста, мне не нужно долго решать, вставать или нет. Певцов много – артистов мало. Ведь певцы поют громко, красиво, но это ещё не утверждает их как артистов.

– Я приятно удивлён и рад тому, что есть такой конкурс, где обязательно живое исполнение, живые голоса. Поют все здорово! – делится впечатлением от участия в программе Александр Буйнов. – И это ещё раз доказывает, что фонограмма никому не нужна. Для меня это самый главный критерий! Меня особо не волнует техника, важнее – насколько человек в образе, как соответствует его вокальная манера тому, что он исполняет на сцене. И главное – всегда нужно стремиться к первому месту.

Певица Алсу стала приглашённым членом жюри первого выпуска. Она отметила, что у судей нет единого мнения и они часто вступают в споры.

– Мне хотелось поддержать каждого участника, ведь все они проделали огромный путь, прошли отбор и достойны победы. Кого-то подвело волнение, кто-то, наоборот, раскрылся, но все они однозначно талантливы.
– Единственный мой критерий – это честность. Я просто очень честно отношусь к тому, что делаю. Всегда. Не нравится – покажу, что не нравится. Нравится – буду болеть, и голосовать, и вставать, – рассуждает ещё один член жюри Лариса Долина. – Когда меня называют певицей или вокалисткой, я сильно обижаюсь, потому что я – артистка в самом широком значении этого слова. И мне тоже хочется видеть потенциальных артистов, поэтому смотрю на каждого конкурсанта в целом, а не слушаю только голос.

Похоже, вы выиграли

Соведущим Сергея Лазарева пригласили Николая Баскова. Во время съёмок, когда возникают технические паузы, балагур Николай любит пошутить, чтобы разрядить напряжённую обстановку.

Победителем первого сезона шоу стал 24-летний уроженец города Сочи Андрей Лисовский. За свою победу он получил 1 миллион рублей. Когда Андрей исполнил песню Тома Джонса «Секс-бомба», со своих мест поднялось аж 95 членов жюри.

– «Ну-ка, все вместе!» – далеко не первый мой проект. До этого я ходил на отборочные прослушивания: «ТНТ-песни», «Голос», «Новая волна». И на последнем этапе меня обычно сливали перед съёмками, – признаётся Лисовский. – На этом проекте я выбрал тактику «старого деда» – в основном спал в гримёрке. Ведь съёмочные дни очень длинные, с восьми утра до часу ночи. Я познакомился с большим количеством интересных людей. Опыт весомый. Работа с аудиторией, камерой, стилистами, гримёрами… Было довольно интересно, но повторять этот опыт, если честно, не хочу.

Первой из участников, который смог «поднять» всю сотню жюри, стала жительница Ангарска Мария Кирпичёва. Она исполнила песню из кинофильма «Весна». Правда, победительницей финала в итоге не стала. Второй сезон шоу выиграла артистка из Башкортостана Яна Клявиня.

В третьем сезоне, который открылся в 2021 году, на зрителей и членов жюри произвела впечатление Ксения Бахчалова. Певица с детства испытывает проблемы со зрением, но это не помешало ей сделать карьеру вокалистки. Сегодня она, помимо артистической, занимается преподавательской деятельностью. Бахчалова прошла в финал, но не набрала достаточного количества баллов.

Порадовал тогда публику и Эрик Панич из Москвы. Парень не первый раз штурмует телеэфиры, его помнят поклонники шоу «Голос. Дети». В отборочном туре «Ну-ка, все вместе!» юный музыкант с песней «Дом восходящего солнца» составил конкуренцию Елизавете Слышкиной, солистке Калужской филармонии. Они набрали по 99 баллов, и борьба за место в финале оказалась напряжённой: оба прошли в последний тур. Но в результате победа досталась армянской певице Сюзанне Мелконян.

Съёмки четвёртого сезона телепроекта завершились ещё в марте 2022-го, но тогда из эфира убрали все развлекательные передачи, и программа не выходила полгода. Лучшей в этом сезоне среди девяти финалистов стала Варвара Убель из Новосибирска.

А вот в «Битве сезонов» собрались финалисты четырёх предыдущих лет. Лучшие участники снова вышли на сцену. Они проделали работу над ошибками и вновь смогли удивить сотню.

В финал вышла 29-летняя Арпи Абкарян из Сочи. Трогательное исполнение песни «Ко мне всё возвращается» Селин Дион подняло с мест всю сотню жюри. Певица Этери Бериашвили высоко оценила её выступление и даже попросила пригласительный билет на сольный концерт конкурсантки.

– Проект «Ну-ка, все вместе!» – удивительный! Сколько же талантливых людей я там вижу! – говорит постоянный член жюри, солист группы «Доктор Ватсон» Тимур Миронов. – Помню, как в третьем сезоне вышел 16-летний мальчик и так спел, что специальный гость Филипп Киркоров заплакал! Помню, Понаровская пошутила: «Тут так поют, что мне на эстраде делать уже нечего». Знаю, что сейчас организаторы шоу готовят гастроли участников программы и люди смогут увидеть этих талантливых ребят воочию. Думаю, это хороший старт для начинающих исполнителей.

Олег ПЕРАНОВ
Фото: телеканал «Россия1»

Опубликовано в №10, март 2023 года