Усатые русалочки
16.03.2023 12:25
Глазастая подводная лодка

Усатые русалочкиВсе мы когда-то вышли из океана, и частичка моря до сих пор живёт в каждом из нас. Около 375 миллионов лет назад древняя лопастепёрая рыба тиктаалик первой отважилась выйти на сушу и приподняться на ластах, став переходным звеном от рыб к наземным позвоночным.

Некоторые животные взмыли в небо, другие навсегда заземлились на суше, а кто-то спустя миллионы лет эволюции снова вернулся в водную стихию. Так произошло и с нерпами, одной из групп семейства тюленей.

Всего существует три вида нерп. Кольчатая встречается в умеренных и холодных водах Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов, а в России обитает во всех северных морях. Каспийская и байкальская нерпы – эндемики Каспийского моря и Байкала. Ещё два подвида кольчатых нерп населяют Ладогу и финское озеро Сайма.

Нерпы – хищники, но довольно безобидные, питаются в основном рыбой и ракообразными. Средняя длина животного – около 1,5 метра, а вес – от 50 до 150 килограммов. Самые крупные нерпы – балтийские. При благоприятных условиях они могут прожить 55 лет.

Ластоногие оснащены всем необходимым для подводного плавания: обтекаемым веретенообразным телом, превращёнными в плавники передними и задними конечностями. Но на берегу животные выглядят неуклюжими. В отличие от моржей и ушастых тюленей, которые способны передвигаться на четырёх ластах, – нерпы ползут по суше, как гусеницы, за счёт сокращения мышц, помогая себе передними ластами. А вот «ноги» волочатся позади тела этаким русалочьим хвостом.

Голова нерпы с короткой закруглённой мордочкой похожа на кошачью, но с более густыми и жёсткими вибриссами (усами). Ноздри при нахождении в воде закрываются клапанами. При этом слышат нерпы превосходно.

Зрение у нерп тоже отличное. Их глаза, такие бездонные и выразительные, особенно контрастно смотрятся на фоне белой шёрстки малышей. Многие ошибочно считают, что это и есть зрачки, занимающие всё глазное яблоко. Но на самом деле зрачки у нерпы вертикальные, как у кошки. Они прячутся за этими чёрными линзами по типу тонированных очков полярника, защищая глаза от яркого солнца, ослепительно-белого снега и повреждений под водой.

Гидрокостюм нерпы покрыт густым коротким мехом с водоотталкивающими свойствами, а жировой утеплитель достигает толщины 10–15 сантиметров. Он служит не только для термоизоляции. Жировая прослойка является энергетической кладовой при недостатке кормовой базы. А ещё исполняет функцию надувного матраса, увеличивая плавучесть и позволяя нерпе спокойно спать, лёжа на водной поверхности.

Как нерпа в воде

Байкальские нерпы – лучшие ныряльщики среди всех ластоногих, они могут опускаться на глубину до 400 метров и проводить под водой более часа! Конечно, нерпам необходимо время от времени пополнять запасы кислорода, выныривая на поверхность. Когда вода зимой покрывается толстым льдом, нерпы делают в нём отдушины-продухи, расковыривая снизу лёд когтями передних ласт.

Способность делать продухи – врождённый инстинкт. Учёные проводили эксперименты в искусственных бассейнах с маленькими нерпятами, которые никогда не видели льда. Для этого часть бассейна покрывали пенопластом. И хотя большая часть поверхности воды была свободна, нерпята подныривали под покрытие, проделывали в нём отверстия когтями, совали туда нос и дышали.

Однако у хитроумных нерп существуют и другие идеи относительно запасов кислорода. Перед погружением на глубину они выдыхают часть воздуха, и тот собирается подо льдом пузырями. При необходимости нерпа возвращается к этим воздушным подушкам подышать.

Будучи довольно неповоротливой на суше, в воде нерпа очень грациозна и стремительна. Бесполезные на берегу задние конечности оживают и превращаются в основной двигатель. В спокойном ритме нерпа плавает со скоростью около 8 километров в час, но при угрозе жизни или во время охоты способна ускориться до 25 километров.

А ещё очень чуткая и тревожная на суше нерпа может подолгу спать под водой, пока хватает запасов кислорода. Спит так глубоко и безмятежно, что подплывающие к ней аквалангисты могут не только потрогать животное, но даже переворачивать его, а нерпа от такого нахальства и не думает просыпаться.

Ледяная колыбель

Во взрослом возрасте нерпы – существа бездомные. Бродяжничают по морям-океанам, путешествуют на льдинах, могут заходить в устья рек за нерестящимся лососем, в тёплое время года собираются на пляжные лежбища… Но приходит время, когда без крыши над головой никак.

Нерпы-самочки, как и все девочки, взрослеют раньше мальчиков. Они осознают своё женское предназначение в 4–6 лет, тогда как парни до 6–8 лет – дураки дураками. Да и созрев, мужики ведут себя совершенно безответственно: жильём семью не обеспечивают, супружеской верности ноль, в воспитании детей не участвуют.

Они лишь приплывают на призывное мычание свободных дам в марте-апреле. Особо страстных сцен не разыгрывают, хотя могут подраться с соперниками, похватать друг друга за ласты. А потом мужики сделают своё дело, осчастливят походя ещё несколько подруг – и опять на рыбалку.

Нерпихи ведут себя куда серьёзнее. Будучи на сносях, не сидят сложа ласты, а заблаговременно, в начале февраля, начинают строить домики для будущих малышей. Вынашивают ребёночка 11 месяцев, а порой и не одного. Случается такое, что из-за неблагоприятных условий мамы задерживают прошлогоднюю беременность, эмбрион затаивается до лучших времён, и тогда нерпа рожает сразу двойню.

Нерпы создают свои логова на торосах, в нагромождении льдин, с обязательным тоннелем, ведущим к вентиляционным отверстиям в воде. На всякий случай отныров делают несколько. Подснежная квартира байкальских нерп часто многокомнатная, она может занимать 10–15 квадратных метров.

Нерпёнок рождается размером с человеческого младенца, около 50 сантиметров и весом 4–5 килограммов.

Белый и пушистый

Кто может быть милее нерп? Только их детёныши! Это настоящее очарование с огромными доверчивыми глазами и белым пушистым мехом, за что их и прозвали бельками. Такая шубка отлично согревает и маскирует малышей на снегу.

Хотя белёк умеет плавать и нырять с рождения, охотиться под водой ему не дозволено в первые 2–3 месяца, пока не перелиняет в «серка» серебристо-серого цвета. А когда совсем повзрослеет, становится буро-коричневым. Младенческая белая шубка хороша только на суше, но она не обладает водонепроницаемостью, а жировой прослойки пока недостаточно для ледяной воды.

При морозе в 20 градусов внутри снежного домика в присутствии мамы температура держится на уровне +5–7 градусов. Нерпа откармливает малыша своим молоком 45–60-процентной жирности, и каждый день он прибавляет в весе по 4–5 килограммов. Мама не может находиться с ним постоянно, ей надо рыбачить, однако она чутко слышит его тревожный призыв на любом расстоянии и стремительно плывёт на помощь.

Внутри логова есть несколько отдушин во льду, через которые мама ходит на работу. А в случае опасности сталкивает в отнырок белька и, убегая с ним от преследования под водой, может держать дитя зубами за шиворот или даже «на ручках», прижимая к себе передними ластами.

Молочное вскармливание продолжается, пока малыш окончательно не перелиняет. Для перехода деток к самостоятельной добыче пищи мать приносит в логово рыбу. Первые уроки охоты происходят через домашние отнырки.

У байкальских нерп нет естественных врагов, и снежный домик уберегает малыша от непогоды и посторонних глаз. Но нерпята, как все дети, непоседливы и любопытны. Выползают наружу, и тут им грозит опасность с воздуха – вороны и белоголовые орланы способны заклевать ребёнка насмерть.

Гораздо труднее складывается жизнь каспийских нерп. Им угрожают не только хищные птицы, но волки, лисы и собаки. А уж в Арктике смерть караулит нерп повсюду – это и акулы с косатками, и белые медведи.

Спят твои соседи белые медведи

Кольчатая нерпа – любимая добыча белого медведя.

У него чуткий нос. Он может уловить запах нерпы на метровой глубине в её логове под снегом. Это всегда драматическая история – когда по снежному настилу, осторожно принюхиваясь, бродит мать-медведица с голодными малышами, а под снегом испуганно затаилась нерпа со своим потомством. И каждая из матерей движима благородной целью – заботой о детёнышах.

Учуяв под снегом логово нерпы, медведица пробивает его своими лапами, ударяя с силой в две тонны. Но у нерпы из пещеры к воде прорыто несколько тоннелей, она может ускользнуть по одному из них в море. Правда, не всегда удаётся эвакуировать нерасторопного белька, особенно если их двое. Кем-то точно придётся пожертвовать.

Охотясь на взрослого тюленя, медведь подбирается к нему ползком, выскакивая из-за укрытия, как кошка, а может тихо опуститься в воду, незаметно подплыть к льдине и, поднырнув под неё, оказаться у самого носа загорающей нерпы.
Другой метод – «тихая охота». С терпеливостью буддийского монаха медведь несколько часов просиживает у отдушины без движения, в ожидании, когда нерпа вынырнет глотнуть воздуха. Тогда, оглушив её одним мощным ударом, можно вытащить добычу на лёд. Эта азартная игра похожа на «русскую рулетку».

Лунок во льду очень много, умке нужно включить интуицию и угадать, из какой именно покажется жертва. Нерпа благодаря сверхчувствительным вибриссам улавливает малейшую вибрацию и ощущает присутствие косолапого, даже не видя его. Поэтому медведь ведёт себя в засаде тихо, почти не дыша. Но умница нерпа знакома с его тактикой и перед всплытием выпускает остатки воздуха, чтобы обмануть охотника. Медведь бросается на воздушный пузырь и выдаёт себя. Тогда нерпа из последних сил плывёт под водой к другой лунке, но мишка не знает, к какой именно. Если медведь оказался прозорлив, а нерпе уже не хватает воздуха, то охота страшного умки оказывается удачной.

Но самый коварный и беспощадный хищник – это человек. Испокон веков во всех северных странах, от Канады до Норвегии, от русского Белого моря до Байкала шла жестокая охота на тюленей. С экономической точки зрения она была выгоднее рыбной ловли, ведь на продажу шли мясо, жир и мех. Особенно ценился белоснежный пушистый мех бельков. Многие из нас в 70–80-х годах беспечно носили модные тёплые ушанки из бельков, даже не задумываясь, что это не просто шапки, а убитые дети.

Всё это безобразие длилось вплоть до февраля 2009 года, пока Росрыболовство не ввело полный запрет на добычу белька в возрасте до 1 месяца по всей акватории Белого моря. А в 2019 году под давлением общественности на федеральном уровне полностью запретили добычу молодняка. Теперь эта охота незаконна и уголовно наказуема. Впрочем, это не мешает браконьерам продолжать своё чёрное дело.

Всемирный день защиты белька отмечается 15 марта.

Не глупее дельфинов

Биологи, волонтёры, тренеры в нерпинариях – словом, все, кто занимается нерпами, утверждают, что эти животные не уступают в интеллекте дельфинам.

Найти подход к нерпе и договориться с ней можно только на равных, не допуская высокомерия. И в первую очередь надо вызвать у этих животных доверие, потому что веками, из поколения в поколение, нерпы передавали друг другу убеждение, что человек – это зло и его надо бояться.

Работники иркутского нерпинария тренируют нерп и устраивают с ними представления. Нерпы очень игривы, любопытны и общительны, если чувствуют в человеке товарища. Они не только с удовольствием учатся разным трюкам, но и предлагают свои идеи.

Нерпы очень чувствительны к настроению человека. Каждое утро персональные тренеры, которых нерпы узнают и различают, должны поздороваться с животными, погладить, пожать ласты, почесать животик, рассказать новости. Нерпы радостно плывут им навстречу: «Пришёл мой человек, сейчас будет весело и интересно!»

Если ты не в духе или нерпам что-нибудь не нравится, они могут отказаться работать, уплывают под мостик, смотрят оттуда обиженными глазами, ворчат и сопят носами. Нередко они проверяют новичков на вшивость: чувствуя слабину тренера, могут начать им командовать.

Нерпы размышляют на уровне 3–4-летнего ребёнка. И ведь потребности у них как у детей: поиграть, поесть, сходить в туалет, и главное – чтобы их любили! Хитрят они так же смешно и наивно, как дети.

Основатель иркутского нерпинария, кандидат биологических наук Евгений Баранов уверяет: «Нерпа начнёт слушаться, только когда поверит, что ты тоже нерпа».

Но бывают и обратные случаи. Например, нерпёнок Крошик, любимец и звезда Санкт-Петербурга, убеждён, что он – человек.

Человечек с ластами

Замечательный и поистине героический питерский реабилитационный центр «Фонд друзей балтийской нерпы» совместно с «Водоканалом» с 2014 года занимается спасением морских животных Финского залива.

Если зима оказалась тёплой, льда мало, то он быстро разрушается. Тогда малыши преждевременно отрываются от своих мам. Беспомощных нерпят и тюленят уносит на осколках льдин. Нередко они попадают в Неву, их даже заносит в город.

К волонтёрам центра они попадают истощёнными, ранеными, простуженными. Некоторых спасти не удаётся, но обычно за сезон сотрудники центра выхаживают около 30 животных, и это совсем не мало с учётом того, что в Финском заливе осталось всего 200 балтийских нерп. А ведь ещё сорок лет назад их было несколько тысяч.

Спасённые нерпята проходят реабилитацию, затем их выпускают обратно в море. Но порой они так привязываются к людям, что отказываются жить в диком мире.

Так произошло со знаменитым балтийским нерпёнком Крошиком. В марте 2016 года спасённый неравнодушным рыбаком на Ладоге, он попал в центр истощённым и обезвоженным, с сильно стёртыми передними ластами. Весил всего 4 килограмма и был немногим больше домашней кошки.

Малыш сразу повёл себя нетипично для тюленя: лез на руки к людям, требовал внимания и ласки, был такой сладкий-сладкий детёныш. В конце августа зоологи решили вернуть окрепшего Крошика обратно в Ладогу. Нерпёнок отплыл от берега всего на 100 метров, а через 15 минут вернулся к волонтёрам и попросился на ручки.

В итоге ластоногого хитреца оставили зимовать в центре. Сотрудники прилагали все усилия, чтобы Крошик отвык от людей, его научили самостоятельно добывать пищу, привили навыки, необходимые для выживания в дикой природе. В мае 2017 года Крошика второй раз торжественно выпустили в Ладожское озеро. Малыш скрылся из вида, и волонтёры решили, что возвращение состоялось. Но очень скоро в центр стали звонить люди: какой-то тюлень залезает в палатки, хулиганит, катается на катерах, ворует рыбу с лодок, выходит на берег и пристаёт к детям.

Стало понятно, что это добром не кончится. Нерпёнок по-прежнему искал встреч с людьми, но ведь не все дружелюбно настроены к животным.

Спустя четыре недели таких приключений было решено вернуть Крошика в центр. За это время он подрос, набрал нормальный вес, превратился в настоящего красивого тюленя, но считает себя человеком. И когда в его бассейн подселяют других нерпят, воспринимает это как оскорбление.

Сейчас Крошику уже семь лет, он стал серьёзным половозрелым юношей. Ему подыскивают подходящую невесту. Но парни-тюлени – они же всё равно дураки дураками, и Крошик до сих пор просится на ручки, требует, чтобы почесали брюшко, хватает людей за штанины, приглашая с ним поиграть.

Наталия СТАРЫХ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №10, март 2023 года