Мы воспитывали их одинаково
20.03.2023 16:02
Но почему-то только один ребёнок получился хорошим

Мы воспитывали их одинаковоДоброго дня всем, кто готовит выпуски замечательной газеты «Моя Семья»! Вот уже пять лет читаю её регулярно. Поскольку я мать двоих детей, с особым интересом знакомлюсь с рубрикой «Нежный возраст».

Решила вам написать, поделиться мыслями, которые меня волнуют; они связаны с воспитанием детей. Возможно, кто-нибудь не согласится со мной, тогда готова вступить в дискуссию.

Довольно часто в разговорах и с экрана телевизора слышу мнение, что родители ответственны за поступки своих детей, независимо от их возраста. Иными словами, пожизненно. А я знаю семьи, в которых родители хорошие, а отпрыски выросли – оторви и выбрось, с юного возраста срок мотают. Для отцов и матерей это, конечно, страшная боль. Не дай бог никому оказаться на их месте.

Но в чём виноваты родители? Почему эти люди должны всю жизнь отвечать за беспутных отпрысков? Они пытались их исправить, наставить на путь истинный – увы, не получилось. Специнтернат для неуправляемых малолеток, может, и является выходом, хотя это вызывает большие вопросы. Мой родственник, судья, многое повидал. Он говорит, что не знает ни одного человека, которому тюрьма или специнтернат пошли на пользу.

Приведу в пример моих дальних родственников, которых неплохо знаю. Это честные, интеллигентные, отзывчивые люди. Наш посёлок небольшой, все знакомы и, конечно, друг друга обсуждают – куда же без этого. Но я не слышала об этих людях ни единого плохого слова. Если бы что-нибудь случилось, то сплетни обязательно бы распространились.

Однако их дети выросли. Один инфантильный, ни рыба ни мясо. Вроде и семью завёл, а внуков до сих пор родители нянчат. Второй вовсе сидит в тюрьме.

Разве редко случается ситуация, когда один ребёнок у папы и мамы умница и молодчина, а второй – будто от других родителей? Мне такое тоже приходилось наблюдать. Хотя вроде бы воспитывают в семье и первого, и второго ребёнка абсолютно одинаково. Кстати, воспитание личным примером всегда считалось лучшим методом в этом непростом деле. Именно его применяли мои родственники.

Их дети всегда имели перед глазами такой пример – лучше некуда. Но хороший результат достигнут лишь с одним ребёнком. Надо сказать, что по-другому воспитывать людям некогда – только примером. Жизнь в посёлке – вечная беготня: печка – дрова – огород – работа – готовка – уборка. Если живы дедушки-бабушки, ещё им помогать надо. Тут не до душеспасительных бесед, уроки бы проверить (моим родителям было некогда) да сходить на родительское собрание. С детским досугом тоже плохо. И в чём вина родителей, если ребёнок вырос непутёвым?

Меня эта тема давно волнует. Даже в Библии есть подобные примеры. Помню, меня поразила история пророка Самуила, который напрямую общался с Богом. Какой мудростью обладал этот человек! К тому же слыл образцом благочестия. Но сыновья Самуила выросли блудниками и взяточниками. Почему? У меня нет ответа на этот вопрос.

Конечно, мы несём ответственность за детей, с этим трудно спорить. Но я против пожизненной ответственности родителей, чьи дети не выросли людьми, достойными уважения. Такие папы и мамы и без того хлебнули горькую чашу позора. Но ведь с определённого возраста дети сами понимают, что такое хорошо и что такое плохо. А значит, способны выбирать, как им поступать.

Бывает, со стороны кажется, будто родители ребёнком не интересуются, но это неверно. На самом деле они с ним просто не совпадают. Воспитывают по-своему, а ребёнку надо совсем другое. Но родители об этом не знают, ведь их представления о детских потребностях сформированы жизненным опытом предыдущих поколений. Другого опыта у них нет.

К примеру, меня с пяти лет сажали в уголок с книгой, и я с удовольствием сидела так целый день. А с моими детьми этот номер не проходит, им чтение неинтересно – надо бегать, крушить, кричать. Поскольку у меня совершенно иной характер и темперамент, приходится приспосабливаться. Я пытаюсь прислушиваться к сыновьям, понимать их (честно скажу, не всегда получается), но иногда вижу, что очевидные для меня вещи для мальчиков являются китайской грамотой. Просто мы устроены по-разному.

Мой старший сын приближается к подростковому возрасту, и для меня его внутренний мир уже тёмный лес. Это очень пугает. Кое-что узнаю от классного руководителя, о чём-то рассказывает мама друга-одноклассника. Она дама весьма осведомлённая, общается со всеми, в курсе всех школьных дел.

Дома расспрашиваю сына, как провёл день, что интересного произошло в школе. Ответ один: «Всё нормально». Если спрашиваю о каком-нибудь инциденте, он отвечает: «Мам, да я не помню». Выходит, память на события у сына, как у аквариумной рыбки? Что-то случилось, с кем-то повздорил – через пять минут забыл.

Сегодня, например, состоялся такой разговор:
– Разведка донесла, что ты в школе кое с кем поссорился. Что произошло?
– Я поссорился? – удивляется сын. – Ну да, с другом повздорил, уже не помню из-за чего. Но мы вроде помирились. Ладно, мам, всё нормально.

Опять это «вроде»! Ну и как при таком общении достучаться до взрослеющего ребёнка, узнать, что происходит в его жизни и душе?

Из письма К.М.
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №11, март 2023 года