Медведи в шоке
27.09.2012 00:00
У этих зверей очень чувствительная психика

Медведи в шокеНе знаю, кому как, а мне с детства цирк казался жутковатым местом. Я даже не говорю о том, что дети часто боятся клоунов. В цирке всё построено на адреналине, который должен постоянно выбрасываться в кровь зрителей, особенно когда гимнасты и дрессировщики играют со смертью. А вот чтобы впечатлительные зрители сами заставляли хвататься за сердце циркачей – такое происходит крайне редко. Но одну забавную историю я всё-таки припоминаю.

Дело было в конце 80-х. В цирке на проспекте Вернадского дрессировщик готовил номер с бурыми медведями. Представление с топтыгиными было гвоздём программы – с мишками работали не одну пятилетку, чтобы добиться от них филигранных выкрутасов. Они ездили на велосипедах, танцевали вприсядку и чуть ли не выпивали на пару с дрессировщиками. Публика была в восторге. И вот однажды один случай всё перечеркнул.

Один восторженный зритель из какой-то африканской страны захотел узнать, как живут умные медведи. Его ребёнок постоянно канючил, непременно желая посмотреть на учёных мишек поближе.

Сразу по окончании программы чернокожий посетитель спустился вниз с сыном, но вместо того чтобы выйти вместе с остальными людьми из цирка, они юркнули в служебные помещения. Искать долго не пришлось: где-то вдалеке утробно рыкали львы и тигры, и отец с сыном пошли на этот рык. Им удалось проследовать незамеченными мимо клеток с хищниками, которые на них не обратили никакого внимания – видимо, были сыты. Ни одного сотрудника цирка на глаза им не попалось.

Наконец впереди показались клетки с медведями. Три бурых умника сидели около дверей своих клеток и заинтересованно поглядывали в сторону людей.
– А вот и твои мишки, – удовлетворённо выдохнул негр и подошёл с сыном к клетке.

Но тут с медведями начало происходить что-то не то. Они издали тревожный вой, замотали головой и шарахнулись вглубь клетки, пряча голову за лапами. Мишки бились в глубине клеток, не находя себе места.
– Что вы тут делаете? – закричал подбежавший на медвежий вопль работник цирка. – А ну-ка марш отсюда!

Негр с сыном выскочили из циркового зверинца как ошпаренные.

На следующий день к дрессировщику подошёл смотритель зверинца.
– Слушай, твои медведи есть отказываются.
– А что с ними такое?
– Не знаю. Странные они какие-то.

Ветеринар оказался бессилен – источник беспокойного поведения медведей не был установлен. Медведи не слушали команды и метались по клеткам. Никто не припоминал случая, чтобы тихие и послушные звери вели себя так необычно.

Дирекция цирка была вне себя:
– У нас номер пропадает! Немедленно вызывайте специалистов!

Прибывший вскоре зоолог внимательно осмотрел животных и попросил работников зверинца рассказать, не случалось ли с мишками за последние дни чего-нибудь экстраординарного.
– Ничего такого не было, – разводили руками цирковые.
– Я тут, правда, негра с негритёнком недавно выгнал из зверинца, – вдруг вспомнил один из сотрудников. – Крутились около клеток.
– Какого ещё негра? – удивился администратор. – У нас никаких негров нет.
– Из зрителей. Заблудились, наверное, – пожал плечами смотритель.
– Так, – привстал зоолог. – Теперь всё ясно!
– Что ясно? – хором перебили сотрудники цирка.
– Негр ваших медведей и напугал!
– То есть как это – «негр напугал»? – недоумённо спросили дрессировщик со смотрителем. – Вы хотите сказать, что наших мирных мишек, которые едят с руки и на балалайке играют, до смерти напугал чернокожий человек?

– Вот именно, – потёр руки зоолог. – Вы когда-нибудь видели, чтобы бурым медведям на воле попадались живые негры? Встаньте на их место – зверь впервые видит вблизи не привычного ему европейца, а чернокожего человека. Что бы вы испытали? Конечно, шок! У медведей очень чувствительная психика.
– Так что нам теперь делать? – испугались цирковые.
– Не знаю, – вздохнул специалист по медвежьим душам. – Но скорее всего, теперь вашим мишкам прямая дорога в зоопарк. Не артисты они больше.

Так оно и вышло. Учёные мишки не пришли в себя, и пришлось их распределить по зоопаркам. Все номера с медведями, естественно, полетели кувырком – нужны были новые звери, а делать из мишек артистов – кропотливая и долгая работа. Дрессировщик, как говорят, после того случая запил и уволился.

Но хуже всех пришлось администратору. Дирекция заставила его писать объяснительную. Долго ещё в цирковых коридорах ходила байка, как бедный администратор то плакал, то ржал как конь, страдая над текстом, постоянно зачёркивая варианты: «Ввиду появления негра у медведей случился приступ животной паники», «Из-за отсутствия знакомства медведей ранее с негроидной расой…», «Представитель дружественной африканской страны вызвал у медведей культурный шок».

Жаль, что о конечном варианте текста этого примечательного во всех смыслах документа ничего и не известно.

Иван ЕПАНЧИН