Откуда взялись греки
31.10.2012 00:00
Краткая история народа

Откуда взялись грекиГреция сегодня упоминается в телерепортажах чаще любой другой страны. Демонстрации, забастовки, драки с полицией, а в ближайшем будущем и выход из Евросоюза… Это при том что никакого Евросоюза, да и вообще западной цивилизации без Греции, скорее всего, не существовало бы. Здесь родились современные науки, философия и демократия. Предки немцев и французов ещё одевались в шкуры и жили в лесах, а греки уже устраивали предвыборные кампании и доказывали, что мир состоит из атомов. За четыре с лишним тысячи лет существования этот народ несколько раз громко заявлял о себе и несколько раз сходил с мировой сцены. Каждое угасание казалось окончательным, но оно обязательно сменялось новым возрождением, причём уникальным, не похожим на предыдущее. Греческая история напоминает калейдоскоп, в котором стёклышки от встряхивания не рассыпаются, а складываются в новые узоры.

Визит к Минотавру

Начиналось всё с Крита: четыре тысячи лет назад здесь выросла серьёзная цивилизация. От неё сохранились остатки огромных многоуровневых дворцов с колоннами и прекрасными настенными росписями. На этих фресках изображены женщины в странных платьях с туго перетянутыми талиями и совершенно открытой грудью и мужчины в набедренных повязках. То, что на картинках нет военных сцен, в захоронениях отсутствует оружие, а дворцы критян не имели защитных стен, говорит об исключительно миролюбивой и жизнерадостной цивилизации.

Положение Крита было крайне удачным для торговли с восточными странами, например с Египтом, а конкурентов в такой торговле ещё не было. Воевать было не с кем.

Но жизнь тогдашних критян нельзя назвать безоблачной. Раз в полвека на острове случались разрушительные землетрясения, и чтобы задобрить ответственных за это богов, жители устраивали ритуальные игры с быками и приносили человеческие жертвы. Отголоски этих обычаев остались в греческом мифе о Минотавре – чудовище с человеческим телом и головой быка. Минотавр, по легенде, подстерегал свои жертвы в запутанном лабиринте, и это находит археологическое подтверждение. Критские дворцы состояли из многочисленных залов, переходивших один в другой, и хаотично возведённых вокруг них пристроек.

Ослабленная очередным землетрясением, Критская цивилизация погибла от нашествия греков-ахейцев. Но культурную эстафету своим уничтожителям всё же передала. Через несколько столетий дикие ахейцы обинтелигентились и начали строить дворцы, похожие на критские, развили искусство и ремёсла. Тут их цивилизацию и уничтожило другое греческое племя – дорийцы. После чего Греция погрузилась в «тёмные века», которые ещё называются гомеровскими, поскольку известны по описаниям этого автора.

О строительстве крупных сооружений речь уже не шла, исчезла грамотность, деградировали технологии. Цари и аристократы этого времени жили в примитивных деревянных домах, которые отапливались «по-чёрному», так что потолки и стены были покрыты сажей. Если во дворцах предыдущего времени были ванные и туалетные комнаты, то жители гомеровской эпохи справляли нужду во дворе. Казалось бы, полное варварство, но из него выросла новая цивилизация, намного более продвинутая, чем все существовавшие прежде. Именно от неё остались мраморные статуи, руины величественных храмов, алфавит, из которого выросли латиница и кириллица, книги философов и всё то, что называется историей Древней Греции.

Гражданское общество

Вообще родиной первых высокоразвитых обществ был Восток. В Египте, Вавилоне, Китае цивилизации появились намного раньше, но все они возникали вокруг крупных рек – из-за необходимости рыть оросительные каналы и организовывать сельхозпроизводство.

Мелкий частник с такой задачей справиться не мог, для ирригации требовались сотни тысяч рук, а их могла мобилизовать только жёсткая власть. Поэтому системы получались централизованными и деспотичными. Один большой колхоз под руководством всевластного царя, который заодно считался и богом. Все блага и наказания шли исключительно от верховной власти, на неё ориентировались и от неё зависели чиновники, жрецы и военные. Даже самый высокопоставленный и богатый член такого общества считался рабом царя.

Греческая система сложилась по-другому. Юго-восточная часть Балкан и множество прилегающих к ним островков, которые заселили греки, имели очень неровную поверхность. Многочисленные поселения были отделены друг от друга горами или водой, что способствовало их независимости. Единое хозяйство создать было невозможно, небогатая почва требовала в разных местах разного подхода, выходы к морю способствовали развитию торговли. В результате родилось множество самостоятельных общин – полисов, как правило, небольших. Население самых крупных составляло 150–200 тысяч человек, но чаще не превышало несколько тысяч, а то и сотен.

Территорию большинства полисов можно было обойти из конца в конец за день, их жители, как правило, знали друг друга в лицо и прекрасно осознавали свои проблемы. Поначалу решение этих проблем лежало на богатых и влиятельных аристократах, которые заодно и защищали свой полис, в случае войны садясь на коней.

Но потом боевая роль аристократии уменьшилась, зато выросла роль пехотинцев-гоплитов. А поскольку набиралась пехота из простых землевладельцев, которые вооружались за свой счёт, значит, последние имели право и на кусок власти. Все важные вопросы стали решаться на общих собраниях граждан. Именно тогда в Греции родилось слово «идиот». Так называли полноправного гражданина, который почему-то отказывается от участия в управлении родным полисом.

Демократия против деспотии


Первым испытанием для греческой системы стала война с персами. Мощная держава попыталась подмять разрозненные маленькие государства, из которых состоял греческий мир. При этом огромная персидская армия состояла из профессиональных вояк, а силы маленьких полисов были ополчением, состояли из мирных земледельцев, которые, конечно, время от времени тренировались в боевых искусствах, но всё-таки не посвящали им всю жизнь.

Исключением были только спартанцы. Граждане Спарты учились воевать с раннего детства и считались военнообязанными до 60 лет. Всё потому, что жили на захваченных когда-то землях, население которых поработили и заставили работать на себя. Порабощённые илоты ненавидели угнетателей и, по словам современника, «были готовы сожрать спартиата живьём». Так что хорошая физическая форма и боевая выучка были для спартанцев вопросом выживания.

Греко-персидские войны длились около 50 лет и закончились поражением агрессора. В самом начале войны единства между греческими полисами не было. Кто-то предпочёл держать нейтралитет, кто-то даже оказывал помощь персам. Тем более что те не всегда навязывали побеждённым свою политическую систему, ограничиваясь взиманием дани. Но два самых сильных полиса, Спарта и Афины, отказались подчиниться персидскому царю. Спартанцы утопили царских послов в колодце, афиняне сбросили их со скалы.

В одном из первых сражений на Марафонской равнине греческая фаланга доказала своё преимущество над рассыпным строем персов. Позже, правда была проигранная греками битва за узкий Фермопильский проход, в котором полегли 300 спартанцев. После этого персы оккупировали большую часть Греции, сожгли Афины, но уже через месяц их флот был разбит при Саламине, а через год при Платеях уничтожен персидский сухопутный корпус.

Как только опасность для греческого мира миновала, он сразу перестал быть единым. Спартанцы, поссорившись с союзниками, вышли из войны. Афины воевали ещё лет двадцать, но потом заключили с персами мир.

Два мира, две системы

Победа обогатила греков, было добыто много трофейного золота, 150 тысяч пленных персов превратились в рабов и были проданы на местных рынках.

Такое вливание дармовой рабочей силы, с одной стороны, ускорило экономику, а с другой – освободило самих греков от тяжёлой работы, что обернулось ростом культурного уровня населения. V–IV века до нашей эры стали расцветом литературы, истории, философии. Физический труд вообще стал считаться рабским, неприемлемым для уважающего себя человека. Так что многие обедневшие граждане предпочитали жить на подачки государства, но отказывались заниматься ремеслом.

Кроме того, разобравшись с внешним противником, греки тут же начали пожирать друг друга. Обострились отношения между полисами, особенно между Спартой и Афинами. Каждое из этих государств претендовало на лидерство в греческом мире. Всё это привело к затяжной войне между конкурентами. Причём в эту войну активно вмешивалась Персия, то помогая одной из сторон деньгами, то выступая посредником на переговорах. Всё с целью максимально ослабить обе враждующие стороны.

Война закончилась победой Спарты и экономическим разорением Афин, но, в общем, она нанесла урон всему греческому сообществу. Войны между полисами продолжались последующие сто лет, пока всех их не проглотило Македонское царство. Оно же завоевало и персов. В наше время Македония заселена славянами, а тогда она была греческим государством. Так что завоевания Александра Великого и государства, возникшие на обломках его империи, были частью древнегреческой истории. Она закончилось только после завоевания этих территорий Римом.

Волшебники изумрудного города

Следующим звёздным часом для греков стал распад Римской империи на Западную и Восточную части. Западная постоянно хирела и подвергалась нашествиям варваров, а Восточная со столицей в Константинополе, наоборот, усиливалась и процветала. Она включала в себя Ближний Восток, часть Африки и Балканы с Греческим архипелагом.

В VI веке Западная Римская империя перестала существовать, Восточная стала преемницей погибшего государства. Её принято называть Византией, по имени древнегреческой колонии, на месте которой был построен Константинополь, но сами византийцы называли себя римлянами, а свою державу – Римской империей. При этом официальным языком империи был греческий, а становым хребтом пёстрого государства был греческий народ. В остальном внутренняя политика Византии была интернациональной. Государство, армию и церковь часто возглавляли выходцы из разных народов.

В это время Византия была самым сильным, крупным и богатым государством Европы, численность её населения доходила до 26 миллионов человек. Но уже через несколько столетий империя потеряла массу территорий и число её подданных сократилась до 7 миллионов. К этому времени военная мощь уже не была главным козырем греческой империи. Зато возросла роль её дипломатии. Заключив союз с одной из стран, Византия обязательно подписывала соглашение и с его врагами, чтобы контролировать нового союзника. Заключая мирный договор с Болгарией, империя одновременно домогалась союза с врагами болгар – венграми. Договариваясь с русским князем Святославом, она договорилась заодно и с печенегами, которые и убили князя на пути из Константинополя.

При этом в отношениях с любым государством Византия никогда не хотела выступать в качестве равной стороны. Даже побеждённая и униженная, она не отступала, а снисходила. И это не был сознательно разыгрываемый её дипломатами и политиками спектакль, а их искренняя позиция.

Приём послов обставлялся очень пышно. Пока гость сгибался в поклоне, трон императора поднимался под потолок приёмного зала, статуи львов по сторонам от трона рычали, привставая и взмахивая хвостами, щебетали искусственные птицы на золотых деревьях. Иногда император считал нужным поразить гостей грудами золота и драгоценных изделий в казне, делал им богатые подарки. В общем, как Гудвин в сказке, создавал иллюзию невиданного могущества.

При этом военной силы у Византии становилось всё меньше, её территории сокращались, всё большую часть армии составляли иностранные наёмники. По словам одного араба, «Константинополь подобен сказочному городу, его обитатели разодеты в шелка, шитые золотом, и ездят на конях; обильна их земля; страна их богаче всех стран мира. Жители её образованны и счастливы, а для военных целей они нанимают иноземцев, так как нет у греков мужества и они подобны женщинам».

Естественно, территориальные потери превращались в финансовые. Приёмы послов со временем обставлялись всё скромнее, золотые предметы заменялись позолоченными, бриллианты – стекляшками.

Византия таяла, как лёд на солнце. К концу своего существования некогда обширная и многомиллионная империя сократилась до столицы с окрестностями. В 1453, когда турки захватили Константинополь, тот насчитывал 60 тысяч жителей.

Греческий проект


Умение договариваться всё же было сильной стороной византийцев, а некоторые дипломатические операции многовековой давности имели долгоиграющие последствия и способствовали воскрешению греческого государства. Такими удачами для греков стало обращение в православную веру киевского князя Владимира Красное Солнышко и женитьба московского государя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог.

Далее последовало Крещение Руси, и в византийскую казну из русских земель потекли богатые взносы, увеличивавшиеся с каждым столетием. Российским царям взамен достался византийский двуглавый орёл на гербе, и это внушило им мысль, что они теперь являются наследниками византийских императоров, а их столица – Третьим Римом.

Как следствие, идея отвоевания у турок Второго Рима – Константинополя и водружения креста над Святой Софией, превращённой врагами в мечеть, всё больше овладевала русской элитой. В XVIII веке это вылилось в «Греческий проект» Екатерины II. Императрица не только отобрала у османов Крым, но готовилась дойти до Босфора и Дарданелл, восстановить греческую империю во всём её блеске. В соответствии с этой затеей она даже дала имена троим своим внукам. Старшего, будущего Александра I, назвала в честь Македонского. Среднего назвала Константином в честь римского императора, основателя византийской столицы. И, наконец, младшему царевичу, ставшему впоследствии Николаем I, бабка дала имя Николая Угодника, родившегося на бывшей византийской территории, захваченной турками.

При Екатерине проект не реализовался, в царствование Александра от него почти отказались – когда в 1821 году греки, никого не спросив, взбунтовались против турок. Турки начали зверскую расправу с восставшими и даже повесили греческого патриарха. Пришлось вмешаться международным силам, в том числе и России. Озлобленная вмешательством Турция в 1828 году выдворила русских поданных со своей территории и закрыла проливы для русского флота. После этого император Николай I объявил туркам войну. Война длилась полтора года, закончилась присоединением к России Сухума и Суджук-Кале, на месте которого сейчас стоит Новороссийск, выплатой турками контрибуции в 1,5 миллиона червонцев и признания последними греческой свободы.

В 1830 году Греция стала независимым государством, правда, с сильно урезанной территорией, за расширение которой она ещё не раз будет воевать в XIX и XX веках.

Павел БУРИН