| Найдите эту «крысу» |
| 14.06.2025 00:15 |
|
Как забавно: мошенники предупреждают о мошенниках Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу поделиться печальным опытом. Недавно я, к сожалению, доверилась мошенникам. Они действовали убедительно, и я не сразу догадалась, что имею дело со злоумышленниками. Во что теперь выльется наше общение, пока не знаю.Итак, позавчера раздался звонок по стационарному телефону. Женский голос. – Вас беспокоит «Ростелеком», – представилась дама. – Вижу, вы две недели назад оставляли у нас заявку на отключение услуги. Это на самом деле так – у меня в личном кабинете не получилось отключить услугу, поэтому я звонила на горячую линию, и у меня приняли заявку на отключение. – Да, звонила. Я была свято уверена, что разговариваю действительно с сотрудником «Ростелекома» – не может ведь быть такого точного совпадения! В результате 20 минут разговора то с этой женщиной, то с каким-то мужчиной (она меня соединяла с «техническим отделом»), я сообщила ей свой СНИЛС, а сотруднику – два кода из СМС, которые пришли на мой мобильный. Всё это нужно вроде бы для отключения услуги и для переоформления договора на стационарный телефон – мол, мой договор устарел. – Давайте я к вам в офис приеду для переоформления, – предложила я. – Мне нетрудно. – Не надо, – ответили в трубке. – В офисе мы сотрудничаем с юридическими лицами, а с физическими – лишь по телефону. Потом документы пришлём вам по почте. В итоге я сообщила им сначала код, который пришёл со странного номера, затем второй, с сайта банки.ру. Я ещё возмутилась: – А при чём здесь банки? На что «специалист технического отдела» ответил, усмехнувшись: – Ну, вы же все счета за телефон через банк оплачиваете? Он начал меня успокаивать, что в этом нет ничего страшного и мне абсолютно не о чем переживать. И вишенка на торте: – Вы только эти коды никому не сообщайте. Во избежание мошенничества. Это вообще прикол, когда мошенники тебя предупреждают об опасности действий мошенников. Тогда я уже догадывалась: что-то дело здесь нечисто, но было уже поздно: успела им сообщить персональные данные и два кода. Остальные мои данные у «сотрудников «Ростелекома» почему-то уже имелись. Я положила трубку, но мне больше никто не перезвонил, хотя до этого перекидывали от одного «специалиста» к другому. И тут до меня дошло, что я натворила. Да и перезванивать им мне теперь незачем – они получили всё, что хотели. В панике звоню на номер 900, объясняю ситуацию, спрашиваю, в каком случае сайт банки.ру может запрашивать четырёхзначный код. Мне отвечают: «Для оформления кредита». Звоню по горячей линии «Ростелекома»: – Двадцать минут назад ваши сотрудники звонили мне на данный номер? – Нет, не звонили. Бегу к компьютеру и пытаюсь зайти на «Госуслуги», а передо мной жирный крест: зайти на сайт невозможно! Думала, сейчас получу инфаркт с инсультом. Звоню в полицию, объясняю: мол, я такая-то, только что сама сообщила мошенникам персональные данные и коды, пришедшие по СМС, а «Госуслуги» для меня уже недоступны. – Срочно отправляйтесь в ближайший МФЦ, меняйте пароль своей странички, – посоветовал полицейский. – А затем приезжайте к нам. И назвали адрес отделения. Я всё сделала, как сказали полицейские. Приехала в МФЦ и чуть не лишилась чувств от ужаса: даже сотрудница не могла зайти в мой аккаунт. Я аж разоралась на нервной почве: ладно я, но почему вы-то не можете зайти на сайт? У вас же больше полномочий. Девушка позвала коллегу, и они вдвоём наконец-то смогли попасть на мою страничку. Поменяли мне пароль и заодно активировали самозапрет на взятие кредитов. Следом я отправилась в полицию и оставила там заявление о мошеннических действиях неизвестных лиц. И вот теперь жизнь моя протекает в неведении: успели ли мошенники оформить на меня кредит или микрозаём? А если успели навесить на меня кредиты, то сколько и на какую сумму? Заходила в бюро кредитных историй с сайта «Госуслуги», однако пока никаких данных о кредитах там нет. Но, как мне сказали знающие люди, если кредиты действительно взяты на моё имя, информация о них появится позже. На следующий день мне приходит рекламное СМС от какой-то конторы с таким содержанием: «Получите деньги за две минуты». Указаны ссылка, наименование микрофинансовой организации и её ИНН. Вот теперь ломаю голову: в этой конторе на моё имя уже взяли кредит или пока ещё нет? Судя по всему, мои данные уже там, раз пришло СМС. А ведь я клюнула на крючок мошенников только из-за нелепого совпадения: свяжись я ранее с представителями «Ростелекома», сразу бы заподозрила неладное. Вдобавок аферисты предоставили абсолютно достоверную информацию обо всех моих действиях, всё выглядело очень правдоподобно. У меня даже в мыслях не было, что, кроме оператора связи, кто-либо знает о том, что я собралась отключать услугу. Вот откуда у мошенников эти данные? Разве это возможно? Знакомые советуют написать официальную претензию в «Ростелеком», что в их структуре происходит утечка данных. Пусть у себя ищут «крысу». С момента, когда я сообщила мошенникам СНИЛС и коды, до смены пароля в МФЦ прошло ровно полтора часа, хотя микрозаём при желании можно оформить и за пару минут. Самозапрет на кредиты начал действовать только на следующий день – за это время на меня могли навешать кучу долгов. Это уж потом до меня дошло: добровольно сообщить коды из СМС – всё равно что поставить свою подпись под финансовыми документами, поскольку эти коды де-юре равны электронной подписи. И если человек сам передаёт коды мошенникам, то выплачивать кредиты придётся тоже ему. Другое дело, если, допустим, утерян телефон и мошенники получили пароли против воли владельца. Но всё-таки одно обстоятельство немного греет мою душу, поэтому теплится надежда на лучшее. Сегодня зашла на «Госуслуги» и посмотрела список устройств, с которых заходили на мою страницу. Там фигурирует лишь операционная система моего стационарного компьютера и компьютер МФЦ. Может, мошенники всё-таки не смогли зайти на «Госуслуги»? Дай бог. Вчера разговаривала по телефону с троюродной сестрой, обсуждали мою ситуацию. Она меня успокоила: «Если бы на тебя оформили микрозаём, тебе тут же пришло бы СМС: «Вам одобрен кредит». У них на работе одна девушка как-то зарегистрировалась на сомнительном сайте, и на её имя сразу оформили штук восемь кредитов – СМС только и летели одна за другой. Сейчас она судится. Кстати, сестра рассказала и свою историю. Но она молодец, не повелась на «развод». У неё одна-единственная карта, от «Альфа-банка». Как-то раз она ходила в банк по делам. И спустя некоторое время ей звонят. Представились сотрудником «Альфа-банка»: «Вы наш клиент?» «Да, ваш». – «Хорошо. А то мы смотрим, в вашем личном кабинете привязано два телефонных номера». «Как два? – удивилась сестра. – У меня один только номер». «Сотрудник» сообщает, что опасность заключается в том, что финансы клиента могут поступить на другую карту, которая привязана к номеру телефона. «И что надо сделать?» – спрашивает сестрица. «Отключить второй ненужный номер, – советует мошенник. – А для отключения нужно отправить нам код из СМС, сейчас он вам придёт». – Едва мне сказали, что номер нужно отключить, я тут же положила трубку, – рассказывает сестра. – Хотя можно было запросто поверить, что с тобой разговаривают действительно из банка! Ведь позвонили не из Сбера, не из «ВТБ», а именно из «Альфа-банка»! Практически такое же совпадение, как и у меня. …Пока писала это письмо, началась масштабная атака на мой мобильный телефон с неизвестного номера. Три раза подряд звонили и подолгу! Не стала поднимать трубку, сразу отправила абонента в чёрный список. Одна надежда: не получилось у них оформить на меня заём, система заподозрила подозрительные действия и не пустила мошенников. Все деньги на моей карте нетронуты. А ведь мне также звонят якобы из Пенсионного фонда, и из соцзащиты, и из поликлиники по поводу флюорографии или диспансеризации, и много ещё откуда. Наступив на грабли, я сделала следующий вывод: не надо общаться с данными абонентами, а в случае крайних сомнений перезванивать в организации самим и выяснять, что к чему. Как считает сестра, каждого человека можно подцепить на крючок. А таких крючков, если разобраться, не так уж и много. Первый крючок – деньги: звонки по поводу блокировки карт, по поводу отключения или подключения услуг с целью выгоды для клиента. Второй крючок – здоровье: звонки из «поликлиник», из «медстрахования». И третий – личная безопасность: звонки от «следователей» и «сотрудников полиции». Вот как я обманулась! А ведь считала себя адекватным, разумным человеком. Как оказалось, зря. Надеюсь, мой печальный опыт послужит уроком другим людям, и они не допустят подобной ошибки. Из письма Елены Фото: Shutterstock/FOTODOM Опубликовано в №23, июнь 2025 года |