СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как нужно действовать в кризисной ситуации
Как нужно действовать в кризисной ситуации
20.12.2012 00:00
Накануне конца света

Как нужно действовать в кризисной ситуацииЕсли спросить любого человека любого века, какое время ему досталось, то почти каждый скажет, что время досталось жестокое. Что раньше было гораздо лучше, люди были добрее, а сейчас кругом ужас и кошмар. Да и верный друг телевизор регулярно поставляет нам тревожные вести.


Количество психозов в России растёт. И важно знать, что эти психические отклонения вызваны не нашими личными жизненными неурядицами, а потоком негативной информации, на которую делает ставку большинство отечественных телеканалов.

И вот что выяснилось: регулярный просмотр новостных телепередач-ужастиков для психики человека даже более опасен, чем участие в боевых действиях. Не верится вам? После теракта во время мюзикла «Норд-Ост» специалисты РАМН провели социологическое исследование. Оно объективно показало, что у 24 процентов граждан, постоянно смотревших телевизор в эти дни, появились все психологические признаки посттравматического синдрома. Апатия, бессонница, депрессия, а главное, навязчивые мрачные мысли. И конечно же, желание эти мысли запить, заесть, заглушить антидепрессантами. Телезрители обогнали даже солдат, которые в дни теракта стояли в оцеплении у театра на Дубровке. Посттравматический синдром был зафиксирован медиками только у 18 процентов мужественных ребят. А сотрудников спецслужб, которые рисковали жизнью, освобождая заложников, посттравматический синдром почти вообще не захватил, только 4 процента тяжело прореагировали на ситуацию.

Специалисты продолжают нас удивлять: около 70 процентов российских граждан, уделяющих «диванному другу» не менее двух часов в день, испытывают постоянное чувство страха, тревоги, склонны к депрессии безо всяких на то причин личного характера. И выходит, что регулярный просмотр новостных телепередач для психики человека даже более опасен, чем участие в боевых действиях.

Однако и реальных угроз сейчас действительно много. Я уж не говорю про 21 декабря. Но ведь действительно увеличивается число антропогенных катастроф и «горячих точек».

Но в России надо бояться не землетрясения с наводнением. 80 процентов преступлений у нас – это элементарная и паскудная бытовуха. Причём кроме пьянства и наркомании у нас сейчас растёт психическая патология (умственные отклонения).

Преступления совершаются не просто тяжкие, а какие-то садистские. С вовлечением в этот садизм подростков! Наш национальный «гуманизм» по отношению к психически больным превысил всякие разумные пределы. Они могут делать с нами всё что угодно. И не только с нами, но и со своими бедными детьми.

…Агрессивность населения в целом сегодня возросла. Такую ужасную фразу напишу: насилие стало характерной приметой нашего времени и пронизывает все сферы жизни. Цунами, извержения вулканов, тайфуны регулярно накатывают на Америку и Японию. А у нас в России расцвело пышным цветом так называемое «горизонтальное насилие». То есть насилие одного человека над другим в повседневной жизни и часто без особых причин – просто чтобы разрядить агрессию. Конечно, на агрессивное поведение влияют такие факторы, как алкоголь, наркотики, «травматика» в кармане. Но, как мне кажется, это ещё не основная беда. Настоящая беда нашего российского общества в том, что агрессивность у некоторых людей формируется как устойчивая черта личности.

Разобраться в этой беде невозможно без небольшого экскурса в психологию.

Главная угроза

Мы, конечно, с вами в большей или меньшей степени существа разумные. Но мотивируют наше поведение, как учил великий Фрейд, два основных инстинкта. Инстинкт жизни, направленный на самосохранение, и инстинкт смерти, направленный на разрушение либо себя, либо других; ненависть, агрессия, садизм.

Если у человека накапливается психическая энергия с отрицательным зарядом, то эту бессознательную энергию требуется непременно куда-то пристроить, разрядиться. И тут уж не до прав человека и не до чувств окружающих.

Сдерживает эту энергию или направляет её в приемлемые формы то, что мы называем совестью. Но, как вы понимаете, совесть у человека включается не всегда. Особенно у детей и подростков.

Если мы с вами чуть-чуть прикоснёмся к такому направлению психотерапии, как бихевиоризм, то, пожалуй, вынуждены будем согласиться, что человек обучается не только на основании собственного прямого опыта, но и наблюдая за другими людьми. Проще говоря, мы смотрим вокруг и пытаемся понять, что сейчас круто? Видите ли, дорогие товарищи, каждый человек в своей жизни – учёный-наблюдатель. Наблюдает мир и делает выводы. А вывод сейчас, наблюдая наш мир, можно сделать легко, взяв фразу из басни Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват».

А потому, дорогие товарищи и уважаемые господа, страшнее конца света, тайфунов и цунами – та самая «горизонтальная агрессия». Когда человек человеку волк. Или «козёл безмозглый». Это реальная угроза. Нам нужно серьёзно думать о том, как уберечь себя и детей от того, чтобы не стать жертвой. И от того, чтобы самому не стать агрессором, не превратиться в садиста, не вырастить детей-садистов.

Три вида реакции

Но поговорим и о других опасностях. Следует подумать о том, как организовать свою жизнь, чтобы с меньшими потерями выйти из непредвиденной ситуации, не про нас будь сказано, пожара, автокатастрофы, финансовых потерь, неожиданной болезни. Можно ли подготовиться к этому, подстелить соломки, и как?

В первую очередь нужно изучить себя, закономерности своих сценарных навыков. Общепринято, что у животных и людей есть три вида реакции на угрозу: замереть, притвориться мёртвым; удрать, что не только не постыдно, а часто и очень разумно; и, наконец, вздыбить шерсть на загривке и нападать самому. Даже будучи зайцем, можно обратить в бегство лису.

Это – примеры того, как действует разумное существо. Но в ситуации паники и животные, и люди часто ведут себя неразумно. Человек вместо тормоза может нажать на газ, при пожаре решить, что лучший способ спастись – это выброситься из окна… Наверное, хватит устрашающих примеров, и так напугала.

Страх, тревога – чувства неприятные, но это предупредительный сигнал. Таково природное предназначение страха. Однако тревога и страх могут не только помогать, но и ослаблять способность человека адаптивно реагировать.

И мы с вами просто обязаны поговорить о формировании социально-адаптивных навыков. Задача наша – научить себя и своих близких сохранять самообладание и наработать поведенческие навыки в неблагоприятных условиях. А таких ситуаций у нас масса. Начиная с таких мелочей, как толчок в спину в метро и «подрезание» на дороге, и заканчивая серьёзными угрозами, к сожалению, теперь уже реальными.

Роли в семье

Отличительной чертой нашего российского менталитета является катастрофическое мышление в совокупности с заниженным уровнем самосохранения. Мы все ужасно боимся завтрашнего дня, потому как заранее уверены – будет хуже. И в то же время беспечность наша не знает границ. Благоразумный немец или англичанин испугается беспорядков в Египте и не поедет туда отдыхать. А наш российский турист только обрадуется: цены-то упали, халява!

На нас опять наступает Новый год, и сколько бы травм ни было от петард китайского производства, наше население всё равно будет их закупать и устраивать фейерверки. У нас под Петербургом в одном пансионате в прошлый Новый год произошёл инцидент. Детки (приехавшие с родителями!) решили запустить салют не на улице, а прямо в помещении. И запустили ракеты в потолок. Как-то обошлось без человеческих жертв, но начался пожар. Пансионат до сих пор восстанавливает свои потолки.

Чтобы избежать подобной опасности, психологи предлагают учиться прогнозировать ситуацию. Как сказал мудрый человек, «в трудные времена власть должна быть в одних руках». В руках человека, который не потеряет голову в ситуации, где голова решает всё.

Такой ли вы человек? Оценка себя основывается, конечно же, на личном опыте. Выделяются два стиля реагирования в непредвиденных обстоятельствах: рациональный и эмоциональный.

Уже сейчас надо распределить роли в семье. Определитесь заранее, кто из вас в случае чего будет командовать, кто отвечает за перенос тяжестей, кто должен спасать документы, деньги и ценности, а кто будет сторожить вещи, чтоб не утащили.

Конечно, неразумно всё время представлять себе всякие ужасы и трястись от страха. Но всё-таки к неприятностям надо подготовиться и… благополучно о них забыть.

Например, мои благоразумные ровесницы сложили себе «больничный узелок». Да не пугайтесь вы таких слов! После шестидесяти человек должен понимать, что какой-нибудь орган у него внезапно может забарахлить. Поэтому пижамку, тапочки и халатик лучше сложить в пакетик – так, на всякий случай.

Как подготовить ребёнка

Трудно поверить, но большинство мошенников, насильников и других гадов вид имеют совсем не змеиный, а наоборот, часто очень обаятельны и привлекательны. Это надо иметь в виду взрослым, и конечно, это надо объяснить детям.

Грустно говорить детям, что не все взрослые хорошие, особенно самые добрые и самые щедрые на конфеты и на обещания показать котят. Я об этом долго писать не буду, все знают, что предупреждён – значит вооружён. Но «вооружение» наше должно представлять собой не только предупреждение, но и всякого рода навыки.

Например, в машине у вас есть огнетушитель, а пользоваться вы им умеете?

Более эффективными являются навыки самообороны. Сейчас многих детей отдают в секции восточных единоборств.

Убедитесь в том, что ваш ребёнок готов к кризисной ситуации. Как он поступит, если в доме что-то загорелось? Сумеет потушить подручными средствами? Не начнёт заливать телевизор водой? Распахивать окна и двери? Вызывая пожарную службу, назовёт свой точный адрес и номер подъезда? Объяснит, как лучше подъехать к дому?

Но самыми необходимыми умениями для нас будут, во-первых, способность прогнозировать ситуацию, и во-вторых, формировать творческое ролевое поведение. Это важно уметь и взрослому, но особенно это значимо для ребёнка. Потому что дети более уязвимы.

Чем рациональный стиль реагирования отличается от эмоционального? Рационалист в первую очередь старается удержать себя от импульсивных и поспешных действий. В критической ситуации, если поспешишь, не столько людей насмешишь, сколько себе навредишь. Мозг человека, который реагирует рационально, не подавлен ужасом и не кричит караул, а занимается поиском информации. Откуда угроза, где наиболее надёжное укрытие, где верный выход?

Можно ли человека с эмоциональным стилем реагирования переквалифицировать на рациональный? Можно. Если сначала он будет думать, а уж потом бежать, прыгать, кидать, тащить. Рациональный при любой угрозе вначале позаботится о себе, а потом о ребёнке. Эмоциональный воскликнет: какой ужас! – и станет надевать кислородную маску сначала на ребёнка, а потом на себя. Но ведь вы сможете спасти ребёнка только в том случае, если сами не задохнётесь.

Два рычага

Конечно, самая большая опасность психотравмирующего фактора в том, что он возникает неожиданно. Это усугубляется ещё и стремительным темпом развития ситуации. И всё-таки я хочу предложить вам в качестве страховки два рычага, которые помогут развернуть ситуацию, сделать её более безопасной.

Первый рычаг направлен как бы вовне – это способность прогнозировать ситуацию. Учитесь не поддаваться панике, смотреть и видеть, слушать и слышать, сначала думать, а потом действовать. Если вы хотите кому-то помочь, позаботьтесь сначала о себе, потому что иначе вы вместо помощника превратитесь в мешок с отрубями и сами упадёте кому-нибудь на руки.

Вроде бы это так просто – учиться предвидеть, но как мало люди уделяют этому внимание! Самый простой пример: видишь оставленный пакет – не бери его в руки; не пинай якобы пустую коробку из-под торта; не ходи туда, куда тебя зовёт незнакомец.

Учите детей прогнозировать, не жалейте на это времени. Если ваша застенчивая дочка в кафе подверглась оскорбительным замечаниям со стороны сверстниц, то мама должна научить её позвонить родителям, обратиться к взрослым за помощью, но не идти с этими девочками в безлюдное место к гаражам. Я почти не знаю родителей, которые учили бы своих детей прогнозировать ситуацию. Почему? А потому что они сами этим не владеют.

Второй рычаг, который нам понадобится для разворота ситуации, – это творческое ролевое поведение. Эти навыки особенно важны при угрозе от агрессивных людей. Вы, наверное, знаете почти анекдотичный случай, когда находчивая мадам предложила уличному насильнику удовлетворить его страсть в комфортных домашних условиях. А дома вместо комфортных условий оказался муж, специалист по боям без правил.

Одна моя подружка ещё в далёкой юности сумела разговорить человека, поджидавшего её в тёмном подъезде. Они гуляли и говорили всю ночь.

Один психолог, когда к нему подошли хулиганы, стал играть роль врача, заинтересовался кожным покровом одного из налётчиков и жалостливым голосом начал сообщать ему пугающие диагнозы.

Об этом можно много писать, но если коротко, то творческое ролевое поведение предполагает слова и поступки, которых от вас совершенно не ждут. Когда девочка подходит к хулигану и просит её проводить, потому что она доверяет ему, то, как в известном стихотворении Заболоцкого, хулиган превращается в защитника.

Развивайте у себя способности сохранения самообладания в самых неблагоприятных ситуациях. И ещё раз напомню: изучайте себя, познакомьтесь с собой.

После стресса

Ну а мы перейдём к вопросу о том, как справиться с посттравматическим расстройством. Надо сказать, что оно наблюдается не у всех, даже если угроза была реальной. К счастью, даже при взрыве не всю люди испытывают чувство интенсивного страха и беспомощности.

Обычно посттравматический синдром проявляется в течение нескольких месяцев с момента травматизации. Но в значительном количестве случаев наступает спонтанное излечение: в течение 12 месяцев после травмы одна треть пострадавших самостоятельно избавляется от послестрессового расстройства. А спустя четыре года половина пострадавших благополучно забывает о происшествии.

Но всё-таки есть люди, которым нужна помощь. Если, не дай бог, пострадали вы или ваш ребёнок, кто-то из близких и родных, то пострадавшему необходимо оказать помощь. Несколько кратких рекомендаций.

В первую очередь необходимо освобождение от преследующих воспоминаний. Вы, наверное, понимаете, что для этого их нужно рассказать. При проговаривании человек повторно переживает травму, но в безопасном пространстве, испытывая сочувствие собеседника, сопереживание. Рассказывая о том, что с тобой произошло, человеку, разделяющему твою боль, можно и нужно избавиться от чувства стыда и изолированности, отчуждённости.

Но от слушающего мало только сочувствия и поддержки, главная задача – переосмысление происшедшего. Грубо говоря, нужно из жертвы сделать героя. Нужно убеждать, например, ребёнка, в том, что он сделал всё что мог, что он поступил правильно, что вёл себя необыкновенно мужественно, искренне удивляться его находчивости и сообразительности. Надо человека выталкивать в посттравматический рост. Любое испытание, которое нас не убивает, делает нас сильнее. Мы вырастаем над собой.

Источников страхов много. В их основе часто лежат инстинкты. Но нужно помнить, что главный враг находится не снаружи, а внутри нас. Негативное мышление играет главную роль в развитии беспокойства, тревоги, страха и фобий. Давайте научимся отделять реальные страхи от придуманных или внушённых. И не будем трястись зря, как бедный студень из известного новогоднего анекдота.

Открывает мужик поутру холодильник, видит тарелку с холодцом и успокаивает: «Да не трясись ты, я за сыром!»

Галина БЕЛОЗУБ

Опубликовано в №50, декабрь 2012 года