Предпоследний римский папа
07.03.2013 00:00
Предпоследний римский папаНовость о том, что римский папа Бенедикт XVI решил уйти в отставку, стала огорчением для всего христианского мира. До него за всю двухтысячелетнюю историю католической церкви живыми покидали Святой престол лишь двое пап. Один из которых слишком жаждал отшельничества и святости, а второй – своим уходом спасал Церковь от раскола. Но что вынудило уйти нынешнего папу? И что принёс миру этот человек, не понёсший тяжкого бремени папства?

С креста не сходят, с него снимают

Дожив до 78 лет, Йозеф Алоиз Ратцингер мечтал лишь об одном: уйти на пенсию и спокойно провести остаток жизни, отрешившись от земной суеты и умиротворяя душу молитвами. Но смерть Иоанна-Павла II в апреле 2005 года перечеркнула все его планы. Ратцингер был одним из самых умных и авторитетных кардиналов, и ему волей-неволей пришлось принять участие в выборах нового главы Святого престола.

Как позже признавался сам Ратцингер, он молил Бога, чтобы папой стал другой, но Господь его не послушал. Возглавив Церковь, Бенедикт XVI невольно установил сразу два «рекорда». Он оказался первым римским папой немецкого происхождения за последнее тысячелетие и одним из самых пожилых новоизбранных пап в истории.

Несмотря на преклонный возраст, Бенедикт XVI много лет работал на пределе возможностей. Почти ежедневно служил мессы, с утра до ночи решал огромное количество вопросов, много ездил по миру.

Но всему есть предел. Сейчас Папе без малого 86 лет, он слеп на один глаз, у него больное сердце, работу которого поддерживает кардиостимулятор. Год назад Бенедикт упал и разбил голову, получив сильное сотрясение мозга, последствия которого сказываются и поныне. В последнее время он стал ощущать себя настолько немощным, что больше нет ни физических, ни моральных, ни духовных сил, чтобы управлять огромной Церковью, переживающей далеко не лучшие времена. И он решил уступить своё место тому, кто сможет нести эту тяжкую ношу.

«С креста не сходят, с него снимают», – упрекают отставного понтифика те, кто категорически не согласен с его решением. Они считают Ратцингера «дезертиром», отказавшимся нести свой Богом данный крест. И хотя каноническое право позволяет папе взять самоотвод, у католиков подобное «бегство», мягко говоря, не принято. Отказ Бенедикта от папского трона указывает на тяжёлый кризис, в который ввергнута Церковь, и в будущем это чревато расколами и серьёзными проблемами.

И всё же подавляющее большинство верующих и представителей духовенства, оправившись от шока, теперь скорее сочувствуют экс-папе, чем осуждают его.

Мы все помним, какую неловкость создавал предшественник Бенедикта, последние пять лет жизни которого напоминали затяжную агонию. Он не то что внятно говорить – голову прямо держать не мог, то и дело норовил заснуть или упасть в обморок. Далеко не лучшая картинка для репутации католической церкви, которой руководил полуживой старец, – многим казалось, что и сама Церковь на ладан дышит!

В последние годы Церковь столкнулась с очень серьёзными вызовами со стороны светского мира. Всё новые страны принимают законы, разрешающие однополые браки. Европа предает Христа и планомерно стирает отовсюду Его имя – из проекта Конституции Евросоюза, из названий политических партий. И даже Рождество теперь всё чаще пишется не Christmas, а стыдливо и политкорректно: Xmas. Да ещё и безконечные скандалы то и дело сотрясают саму Церковь. Не в силах вынести всё это, Ратцингер честно признался, что его сил хватает только на молитву, и освободил место.

Давняя мечта Йозефа Ратцингера теперь, похоже, наконец-то осуществится. Остаток жизни он, скорее всего, проведёт в бывшем женском монастыре на Ватиканском холме, где наконец-то обретёт долгожданный покой.

Жертва злословия

Весь срок правления Бенедикта XVI преследовали скандалы. Хотя никакой вины папы в большинстве из них не было.

Родившийся в Баварии будущий папа был третьим и самым младшим ребёнком в семье. Его родители Йозеф и Мария были равнодушны к вождю нации Гитлеру и национал-социализму и старались держаться подальше от политики. Аполитичных людей в те времена не любили, им меньше платили и не давали расти по карьерной лестнице. Семья младшего комиссара жандармерии Ратцингера еле-еле сводила концы с концами.

Йозеф-младший с детства был набожным кротким ребёнком. Уже учась в семинарии, в 1941 году он был вынужден вступить в гитлерюгенд, членство в котором в фашистской Германии являлось обязательным, а отказ от вступления был чреват серьёзными неприятностями. Он никогда не был активным членом этой молодежной нацистской организации и по сути лишь формально числился в ней, но этот грешок ему припоминали всю жизнь.

Прямо из семинарии в 1943 году 16-летнего Ратцингера забрили в солдаты, определив в корпус ПВО в Мюнхене. Йозефу повезло – принимать участие в боевых действиях ему так и не довелось. Незадолго до конца войны он дезертировал и сдался в плен американцам. А после освобождения вернулся в семинарию. Став священником в июне 1951 года, выпускник Мюнхенского университета уже через два года защитил диссертацию и стал считаться одним из ведущих богословов Германии. Много лет Йозеф преподавал богословские науки в лучших немецких университетах.

Папу Бенедикта считают закоренелым консерватором. Однако он никогда не был узколобым ретроградом, а его умеренный консерватизм скорее пошёл на пользу католической церкви.

Что любопытно, в 1970 году именно Ратцингер вместе с рядом видных немецких теологов подписал меморандум с требованием провести в Церкви важные реформы и, в частности, отменить обет безбрачия, с XII века обязательный для всех священников. В отличие от имеющих семьи православных батюшек, католические падре не имеют права жениться и обязаны хранить целомудрие, что, впрочем, удаётся им не всегда, и это порождает скандалы. А ещё во многом из-за этого всё меньше молодых католиков желают становиться священниками, и последние десятилетия в Церкви нарастает дефицит молодых кадров.

Однако впоследствии Ратцингер всё же отказался от этих реформаторских взглядов. С 1981 года Йозеф возглавил святую инквизицию (теперь она называется Конгрегация доктрины веры), и именно тогда за ним закрепилась репутация консерватора. А уже будучи папой, он окончательно поставил точку в «брачном вопросе», отказавшись отменять целибат (воздержание), который он назвал «лучшим противоядием против грехов».

Стараниями журналистов папу регулярно пытались смешать с грязью. Например, его обвиняли в поддержке педофилов. Акулы пера безбожно перевирали его слова и письма, переворачивали всё с ног на голову, выпускали «сенсационные» заметки с заголовками вроде: «Святой отец изнасиловал две сотни детей с благословения папы римского». На самом же деле Бенедикт никогда не давал спуску педофилам, резко осуждал их действия, считал, что каждый из них должен ответить перед Богом и законом, и принимал меры по очищению Церкви от подобной нечисти. А ещё он лично встречался с жертвами насильников в сутанах, молился вместе с ними, просил у них прощения за преступления его подопечных и обещал, что Церковь сделает всё для привлечения обидчиков к судебной ответственности и защиты молодежи.

Наглядный пример, как из безобидного высказывания можно состряпать международный скандал, СМИ продемонстрировали в сентябре 2006 года. Выступая в университете с лекцией на тему необходимости диалога культур, Бенедикт всего лишь процитировал слова византийского императора Мануила II, который негативно высказывался об основателе ислама и сущности созданной им религии. Сам папа в той же речи оценил это заявление императора как «неприемлемо грубое» и «бесцеремонное». Но журналистам это показалось слишком скучным, и они вырвали из контекста цитируемую фразу, приписав её авторство самому папе. «Папа оскорбил мусульман!» – возбуждали толпу медиа-провокаторы. Тут же раздались протесты мусульман всего мира, а радикальные фанатики устроили погромы, убийства христиан и даже угрожали взорвать Ватикан и убить понтифика. Пришлось потратить немало усилий, прежде чем удалось замять этот, по сути, высосанный из пальца скандал. Как объяснил сам Бенедикт, на самом деле он с уважением относится к исламу и считает необходимым, чтобы верующие всех религий вместе противостояли насилию в мире.

Папа решительно выступал против абортов и рукоположения в сан женщин, и это ему не могли простить те, кто желают, чтобы Церковь прогнулась под изменчивый мир. Либеральные СМИ обвиняли папу в гомофобии, игнорируя тот факт, что с древнейших времён Церковь не приемлет не только извращения, но даже любые естественные виды блудного греха. А когда Бенедикт официально утвердил церковную инструкцию, согласно которой геев запрещено принимать в семинарии и они не имеют права становиться священниками, его за это не ругал только ленивый. Хотя только такие жёсткие меры могут в будущем свести на нет проблему педофилии в католической церкви.

А в январе 2008 года против Бенедикта ополчились студенты римского университета Ла Сапиенца, куда глава Ватикана был официально приглашён, чтобы торжественно открыть академический год. Группа студентов и преподавателей вышла на улицы в карикатурных масках, пародирующих папу, и с лозунгами: «Врагу Галилея здесь не место!» Невдомёк было протестующим, что именно Ратцингер был инициатором процесса официальной церковной реабилитации Галилео Галилея.

Жизнь по-христиански

Продолжая линию своего предшественника, Бенедикт XVI старался быть настоящим христианином. Он искренне считал, что любой, кто становится священником, не должен думать о том, чтобы улучшить свой уровень жизни и повысить статус, а обязан всецело посвятить свою жизнь служению Церкви и людям. Папа постоянно призывал людей к миру и прекращению войн. Посещал тюрьмы, больницы, хосписы, утешал и духовно поддерживал страждущих. Много жертвовал на благотворительные цели. И лично ездил в места, пострадавшие от стихийных бедствий.

При Бенедикте улучшились и наладились отношения между католиками и православными. Ведущие православные епископы называют Ратцингера выдающимся богословом, уважающим православное Предание. Ради мира и дружбы между конфессиями он отказался от считавшихся прежде нормой попыток насаждения католицизма на исконно православной территории. Папа уверен, что сегодня католики и православные находятся по одну сторону линии фронта. Мы должны не враждовать между собой, а наоборот, плечом к плечу, вместе утверждать наши общие христианские ценности, о которых мир совершенно позабыл.

Кроме родного немецкого, Ратцингер свободно говорит на итальянском, латинском, английском и испанском языках плюс читает тексты в подлинниках на древнегреческом и иврите. А его папские послания и богословские книги популярны не только у католиков, но и у православных. Когда в России вышла книга папы «Введение в христианство», предисловие к ней написал будущий патриарх Кирилл, отметивший, что это произведение очень важно для православного читателя.

Как ни подгоняли папу, требуя немедленно, в нарушение всех правил, канонизировать своего предшественника, а он всё же не поддался. Не такая личность был Кароль Войтыла, чтобы сразу безоглядно объявлять его святым. Лишь выждав положенный срок, 1 мая 2011 года, Бенедикт XVI беатифицировал Иоанна-Павла II. Беатификация – это только предварительная ступень на пути к причислению к лику святых. И теперь новый папа будет окончательно решать, канонизировать ли почившего популярного понтифика.

В отличие от Иоанна-Павла II, который производил в святые всех подряд, даже сомнительных личностей, канонизировав их больше, чем 17 предыдущих понтификов вместе взятых, Бенедикт подходил к делу более осмотрительно. Он старался самым тщательным образом проверять все сообщения о «чудесах», приписываемых тому или иному кандидату на церковное прославление.

Что интересно, сам Бенедикт, похоже, имеет дар целительной молитвы. В августе 2005 года он, будучи в Германии, благословил 6-летнего мальчика. Малыш страдал тяжёлым онкологическим заболеванием и считался безнадёжным. Спустя несколько месяцев обследование мальчика показало, что он полностью выздоровел.

Летом 2009 года, во время короткого отдыха в Альпах, понтифик упал и сломал правую руку. Надо отдать должное скромности папы – он всерьёз настаивал на том, чтобы отстоять общую очередь в травмпункт и искренне просил у окружающих прощения за «суматоху», которую невольно спровоцировал…

Ничто человеческое не чуждо

В марте 2012 года лейпцигское издательство «Святой Бенно» опубликовало сборник анекдотов о Бенедикте XVI. Кроме анекдотов, в него вошли шутки и весёлые истории, которые любил рассказывать сам папа, обладающий хорошим чувством юмора и самокритичностью.

В разумных пределах папе ничто человеческое не чуждо. Он не скрывает, что очень любит футбол и болеет за сборную Германии и футбольный клуб «Бавария». Однажды даже выступал по радио с лекцией, прославляющей спорт – за то, что он учит честной борьбе и мастерству, и футбол в частности – за то, что он объединяет людей и тренирует у игроков силу, ловкость и дисциплину. И, как большинство футбольных болельщиков, а тем более как баварец по происхождению, понтифик всегда любил выпить хорошего пива, правда, в умеренных количествах.

Бенедикт любит животных, особенно кошек, в том числе и бездомных, которых он при любом удобном случае старается накормить и приласкать. Обожает классическую музыку, его любимый композитор – Моцарт. В 2009 году он даже записал альбом современной классической музыки, в котором лично спел и прочитал молитвы к Пресвятой Деве Марии.

А ещё папа, несмотря на преклонный возраст, оказался активным пользователем интернета. Его личную страничку посещают миллионы читателей.

Мир на пороге апокалипсиса?

Вечером того же дня, когда папа римский отрёкся от престола, над Римом разразилась гроза и в купол ватиканской базилики святого Петра ударила молния. Многие верующие увидели в этом Божье знамение, не предвещающее ничего хорошего. Все сразу вспомнили пророчество знаменитого святого – Малахии O'Моргера, жившего в XI веке. Во время ночных молитв Малахию посещали видения, которые он записывал. Его взору открывались невиданные картины огромных городов с домами, высокими как горы, стреляющее «молниями» оружие, огромные серебристые летающие «птицы» и огненные «чудовища», уносящиеся в космос. Он с точностью предсказал открытие и завоевание Америки, крупнейшие войны, громкие политические убийства и появление атомного оружия.

А ещё католический прорицатель написал трактат, где перечислил 112 римских пап, которые занимали и будут занимать Святой престол, открыв список своим современником Целестином II. Малахия коротко намекал на качества того или иного папы либо на результаты его правления. Например, Иоанн-Павел II, занесенный в список под №110, значился под девизом «От трудов Солнца». А ведь именно во время полного солнечного затмения родился (а также и был похоронен) Кароль Войтыла, а его вступлению на ватиканский престол сопутствовала повышенная солнечная активность.

111-й Папа был именован «Слава оливы». Олива является символом мира, а Бенедикт XVI действительно миролюбец. Мало того, Ратцингер был кардиналом города Веллетри, на чьём гербе изображены три оливковых дерева. Да и на гербе возглавляемой им Конгрегации доктрины веры тоже изображена оливковая ветвь.

112-го понтифика Малахия именует Петром Римским. Именно ему, последнему римскому папе, пророк посвящает целый абзац, в котором говорится: «В конце времён место Святой Римской Церкви будет занимать Пётр Римский, который будет кормить безвольных, совершая множество бедствий. В это время Город Семи Холмов будет уничтожен, и Чудовищный Судья будет судить народы. Конец».

Что любопытно, ныне самым вероятным претендентом на пост папы считается 64-летний кардинал из Ганы по имени Питер Тарксон. Его приход на папский престол уже связывают с неминуемой «революцией» в Церкви.

И всё же унывать не стоит. Ведь только Бог ведает точные сроки конца земной истории. Быть может, до рокового Петра II ещё будет немало понтификов, которых пророк попросту не увидел или не счёл нужным о них написать. Или конец придёт не всему миру, а только институту римских пап, который исчерпает себя, а сама Церковь радикально преобразится.

Алексей ХУДЯКОВ


Опубликовано в №09, март 2013 года