Без пуговиц я не уйду
14.07.2013 00:00
Они рассматривали меня, как непонятное существо

Без пуговиц я не уйдуЗдравствуйте! Много лет покупаю вашу газету. Прочитав заметку «Жестокие и непонятливые люди» (№23), я сама как бы побывала на месте её автора З.Ф. Подопрёновой. Жалко мне стало пожилую женщину с внуком – из-за ошибки кассира они остались без билетов на поезд, и бессердечные проводники чуть не высадили их на ближайшей станции. Спасибо соседям-пассажирам, помогли собрать деньги на новые билеты. Моя история не такая драматичная, но тоже о равнодушии и наплевательском отношении к людям.


Я живу в далёкой чувашской деревне, более 20 лет проработала учительницей начальных классов. Очень люблю детей, своё дело, но по состоянию здоровья вот уже два года не работаю.

Случай, о котором расскажу, произошёл в начале этого года, когда праздники шли сплошной вереницей и на нас навалились всевозможные хлопоты.

У меня, как, наверное, и у многих женщин, любимым праздником является 8 Марта. Я даже больше люблю делать подарки, чем получать. Вот и в этот раз стала думать: что подарить 80-летней маме? Решила сшить ей национальное чувашское платье. У нас в деревнях пожилые женщины всё ещё носят такие платья, а мы, их дочери, надеваем национальную одежду только по праздникам. Шьют эти вещи деревенские мастерицы.

В один из холодных январских дней я оказалась в районном торговом центре, который относится к системе райпо (районное потребительское общество. – Ред.). Там я встретила швею из своей деревни, по её совету купила материю для будущего маминого платья и тут же отдала ей, чтобы вещь была готова к 8 Марта.

Пробежали зимние праздники, которых с каждым годом становится всё больше. У той швеи хотя и работа, и хозяйство, но всё успевает: 6 марта она отдала мне готовое платье, правда, сказав, что у неё закончились пуговицы, поэтому мне самой придётся их купить и пришить.

В домашнюю шкатулку с пуговицами б/у я даже не стала заглядывать: на новом платье должны быть только новые!

На следующий день в обеденный перерыв мы с мужем поехали в райцентр. Он, как всегда, пошёл по своим делам, а я побежала в торговый дом, на второй этаж. В заветном отделе подошла к прилавку с пуговицами, начала выбирать подходящие. В отделе находились три продавца, народу было немного.

Я сказала проходившей мимо продавщице, что хочу купить пуговицы. Она бросила на меня быстрый взгляд и сказала как отрезала:
– Какие пуговицы? Нет пуговиц!

Я несказанно удивилась:
– А вот же, на прилавке…

Увидев, что я из непонятливых, продавщица продолжила:
– Работаем сегодня без обеда, а она – пуговицы… Сегодня нет пуговиц!

Теперь уже до меня дошло, что в этот предпраздничный день продавцы с такой мелочёвкой даже не будут связываться.

Я остолбенела и чуть не плача продолжила:
– Мне тоже подарок маме нужно сделать, и требуются пуговицы на платье…

На это она мне ничего не ответила, отошла к коллегам, и теперь они уже втроём стали рассматривать меня как какое-то непонятное существо. Хорошо ещё, что в эту минуту в отделе не было покупателей или знакомых – я находилась на грани нервного срыва.

Всё-таки, взяв себя в руки, подошла к кассе и сказала:
– Без пуговиц я никуда отсюда не уйду.

Меня как будто заклинило на этих пуговицах.

В это время к кассе подошёл глава нашего района, поздравил продавщиц с наступающим и купил пять наборов подарков. А я всё молчала – стояла и ждала, когда же меня обслужат. В этот предпраздничный день мне не хотелось никого нагружать проблемами. Или из-за того, что я не стала поднимать шум при главе района, или по причине грядущего Женского дня, уж не знаю, но одна из продавщиц сказала мне:
– Иди, выбери.

А мне только того и надо было – выбрала самые красивые пуговицы, четыре штуки по четыре рубля, оплатила в кассе и пошла на выход.
У магазина меня встретил муж, который уже замучился ждать.

Когда я рассказала ему о своих мытарствах, он не на шутку рассердился, спросил, почему я ему не позвонила. Муж у меня любитель правды и справедливости – и мог бы быстро навести в отделе порядок.

В тот же день мы заехали в свой деревенский магазин, тоже относящийся к системе райпо, я рассказала нашим продавщицам о том, что со мной случилось, и наказала им привозить побольше пуговиц. На следующий день все знакомые узнали эту историю – охали, ахали, давали советы, куда надо обращаться, что предпринять.

Наверное, я бы и не написала это письмо, если бы в конце мая мне в руки не попала наша районная газета. В ней была статья о юбилее того самого торгового дома, и с фотографии, напечатанной на газетной странице, на меня смотрела та самая продавщица, которая не захотела продать мне пуговицы. Оказывается, эта женщина – одна из лучших работниц…

Пока новые пуговицы мне не понадобились, но я всё равно собираюсь заранее затовариться ими в городе, чтобы не оказаться ещё раз в таком положении.

Из письма Н.М. Бахтеровой,
Чувашия

Опубликовано в №28, июль 2013 года