СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица ЕЛЕНА ВАЕНГА: Откуда она взялась?
ЕЛЕНА ВАЕНГА: Откуда она взялась?
22.08.2011 13:29
Елена ВаенгаПублика, влюблённая в певицу, спрашивает об этом восхищённо, как о чуде. Недоброжелатели, которых тоже хватает, произносят фразу с презрительным недоумением. Мол, выскочка, которую кто-то «приподнял», нелепая деваха, возомнившая себя звездой эстрады благодаря чьим-то деньгам и связям. А всё потому, что большинству виден лишь конечный отрезок дороги, по которой Елена выходила на большую сцену. В реальности же путь был долгим и трудным, похожим скорее на восхождение альпиниста, чем на взлёт ракеты. Штурмовала эстраду она долго. Сначала до публики доходили её песни в исполнении других артистов, потом известность распространилась в довольно узком кругу любителей шансона, затем песни Ваенги запели во всех российских кабаках, часто не зная имени автора. И только недавно её популярность стала общероссийской. Но между этим признанием и началом восхождения лежит больше пятнадцати лет упорного труда. Так что успех более чем заслуженный.

Танцы под пылесос
В три года маленькая Лена танцевала под гудящий пылесос, в этом же возрасте научилась играть на отцовском баяне, первую песню сочинила в девять лет, а в десять уже пыталась писать музыку в академическом ключе.
Впрочем, если вы недоверчиво усмехнётесь при виде этих цифр, то сделаете это вместе с самой певицей. К своему раннему творчеству она относится шутливо, да и вообще признаётся, что знает о нём со слов мамы. Ну а мамы, понятное дело, склонны преувеличивать заслуги своих чад. Чего не скажешь об отце будущей звезды – тот, хоть и аккомпанировал девчонке на баяне, всерьёз её творческие амбиции не воспринимал. Когда Лена уже в зрелом возрасте пыталась рассказать папе о своём таланте и о том, что её песни поют Александр Маршал и группа «Стрелки», тот насмешливо отмахивался:
– Элла Фицджеральд поёт, Анна Герман поёт. Гершвин писал музыку, Чайковский писал музыку, Паулс писал… Ну а ты-то что делаешь?
Распознал в дочери артистку родитель одним из последних. Как-то спросил у неё:
– Слушай, мне тут одна песня понравилась. Ты знаешь, кто её написал?
Вздохнув, Ваенга укоризненно посмотрела на родителя:
– Папа, это же моя песня!
– Правда? Надо же! – удивился отец.
А вообще папа, Владимир Хрулёв, к музыке никакого отношения не имел, он работал инженером на секретном военном заводе.
Непонимание творческих нюансов технарю простительно. Семья будущей звезды жила на Севере, в посёлке Вьюжном, и лишь в 16 лет Лену отправили поступать в Санкт-Петербург в музыкальное училище. Поступила она туда под своей настоящей фамилией Хрулёва. Псевдоним Ваенга родится намного позже: так называется река, на которой стоит родной для Елены город Североморск (до 1951 года, кстати, носивший то же название). А ещё так на языке северного народа саамов называют самку оленя.

Елена ВаенгаКровь на клавишах
В музыкальном училище Лена Хрулёва отучилась пять лет по классу фортепьяно. При этом первые два года училась на платном отделении, а потом её перевели «на бюджет».
Образование давалось девушке нелегко – сказывался и её трудный характер, и то, что она не окончила в детстве музыкальную школу. Так что приходилось догонять сверстников, открывать и учить то, что они давно знали. Были и ссоры с преподавателями, и выбрасывание нотных папок, и желание навсегда завязать с музыкой. Но тем не менее какая-то сила возвращала импульсивную девчонку в класс, заставляла её просиживать за инструментом по десять часов – до тех пор пока на клавишах не появлялись кровавые отпечатки от разбитых подушечек пальцев.
Музыкальное образование, безусловно, пригодилось будущей певице, хотя уровень полученных навыков она не переоценивает.
– Я отвратная пианистка, если сравнивать меня с Рихтером, – говорит Елена. – Я плохая пианистка в сравнении с Женей Кисиным, на самом деле я средней руки пианистка. Я была неплохой ученицей, четвёрочницей. Но понимала, что должна получить диплом, и, кстати, я неплохой педагог – могу научить.
Диплом она получила, но при этом не собиралась ни работать в симфоническом оркестре, ни связывать свою жизнь с преподаванием. Ставки были изначально больше: нужно было продвигать свою индивидуальность, становиться звездой. Идя к этой цели, она, кроме музыкального училища, окончила Театральный институт, больше десяти лет пела на разных сценах и участвовала в десятках конкурсов. Вряд ли она прошла бы этот путь без посторонней помощи, но помощь пришла, причём одновременно с любовью.

Ушла замуж
А влюбилась Лена в 18 лет в цыганского бизнесмена. Не подумайте ничего такого! Иван Матвиенко не угонял лошадей и не торговал наркотиками. Бизнес у него был вполне респектабельный – перегон автомобилей из Германии. Тем не менее родителям Елены жених поначалу очень не понравился, возможно, потому, что оказался старше невесты почти на 20 лет. Да и вообще в семье Хрулёвых царила жёсткая дисциплина. Отец требовал, чтобы 18-летняя дочь приходила домой не позже десяти часов, и всячески ограничивал её свободу.
– Тебе ничего нельзя. Тебе можно только учиться! – говорил папа.
Всё это привело к тому, что Елена собрала чемодан и ушла из дома. Думала, что ссора затянется ненадолго, однако родители отнеслись к её шагу серьёзно и в итоге общение с ними прервалось на целых три года!
Елена и Иван поженились, а вскоре у мужа началась чёрная полоса, возникли серьёзные финансовые проблемы, и вот тут помощь Хрулёвых-старших оказалась бы очень кстати. Но те отвернулись от строптивой дочери: «Стала взрослой? Тогда сама себя корми, сама себя одевай, содержи! Тем более, что у тебя есть муж».
По словам певицы, особенно тяжело приходилось ей во время отъездов мужа, когда заканчивались оставленные им деньги. Бывали дни, когда в доме, кроме муки и подсолнечного масла, ничего не было, так что на завтрак, обед и ужин приходилось есть состряпанные из этих ингредиентов лепёшки. Не хватало денег и на транспорт: к тому времени Елена поступила в Театральный институт, но в тяжёлые периоды ходила туда пешком через весь город.
Надо отдать должное Ивану Матвиенко – он вырулил из кризиса и заработанные на автомобилях деньги стал вкладывать в жену, превратился в продюсера. При этом от ведения домашнего хозяйства любимая женщина тоже была освобождена. То есть по желанию – пожалуйста! Готовить Елена любит, но обязаловки нет. Муж никогда не спросит её, почему не приготовлен суп, не пожарены котлеты. Наоборот, скажет уставшей после концертов женщине:
– Иди отдыхай. Тебе голос надо беречь.

Синдром Бетховена
Но и трудные времена внесли свой вклад в становление певицы. По словам Ваенги, в тот период, когда Иван не мог нормально обеспечивать семью, «песни росли, как грибы после дождя». Чем тяжелее жизнь, тем лучше для творчества, синдром Бетховена. Между прочим, и хит «Курю», который широко разошёлся по стране в этом году, родился давно, в тот неблагополучный период.
А дело было так: в отсутствие мужа Лена зашла «подкормиться» к другу детства. Пришла к нему, а тот заснул. Сытая и довольная гостья для полноты счастья включила телевизор и начала громко смеяться над юмористической программой. По признанию самой Ваенги, смеётся она очень некрасиво – гогочет. Разбуженный хозяин разозлился и выставил хохотунью на улицу. А дальше опять предоставим слово автору песни: «Было очень холодно: у меня одна сигарета, денег нет, нет зажигалки и сел телефон! Думаю: «Посижу-ка я на качельках, подумаю, как выкрутиться». Сажусь на качели, а попа не пролезает!» Последнее обстоятельство окончательно добило девушку.
Елена бормотала жалобные слова, захлёбываясь рыданиями, но постепенно из отрывистых жалоб образовался ритм: «Снова стою одна, снова курю, мама, снова. А вокруг тишина, взятая за основу…»

Елена Ваенга

Вы там в Питере все умные
Любопытно, что широкую известность Елена могла приобрести много лет назад, во время своего первого «штурма» Москвы. Приехав в столицу из Питера и пожив здесь некоторое время, она получила очень неприятное впечатление от Москвы и вообще от шоу-бизнеса.
Между прочим, молодую певицу в тот приезд заметили и оценили «акулы» с одного из центральных каналов. «Акулы» прослушали записи и быстренько подписали с певицей контракт, оказавшийся кабальным. Они гарантировали Хрулёвой раскрутку, но за это собирались забирать львиную долю прибыли, а главное, регламентировали каждый её шаг, относились к ней, как к неодушевлённому инструменту для бизнеса.
Согласись тогда певица на условия опытных дядек, и, возможно, мы получили бы очередную безликую «фабрикантку». Но она взбунтовалась, отстояла свою индивидуальность и… разочаровала телепродюсеров, один из которых сказал ей:
– У вас там в Питере, как всегда, все умные – вот и езжай в Питер обратно!
При этом, даже отказавшись от раскрутки, Хрулёва оставалась жёстко связанной условиями контракта, лишилась права свободно выступать под своей фамилией.
Расстроившись, она попросила совета у мамы, и та, подумав, посоветовала ей назваться Ваенгой. Олений титул оказался запоминающимся и благозвучным, а главное, принёс удачу. То, что не удавалось Хрулёвой, легко получилось у оленихи Ваенги.
Сначала Елена стала звездой шансона, а после того как Первый канал показал в рождественский вечер её сольный концерт – просто звездой. Её популярность начала расти в геометрической прогрессии и приобрела так называемый неконтролируемый характер.

Пироги для Ваенги
Фанаты, конечно, есть у любого известного шоумена, но многочисленные поклонники Ваенги не очень похожи на обычных почитателей поп-звёзд. Душевней они, что ли?
Вот, скажем, недавно одна пара из Нижнего Новгорода воплотила в жизнь гоголевскую историю о купце Вакуле, который добыл для своей любимой черевички с ног самой царицы. Парень сделал девушке предложение, а та, большая поклонница Ваенги, потребовала у него не что-нибудь, а туфельки с ног певицы. Озадаченный жених написал об этом в интернете, привлёк внимание, поднял информационную волну, которая, в конце концов, докатилась до Ваенги. И что же? Та пригласила молодых людей к себе в гости и отдала девчонке свои балетки, пошитые на заказ итальянским модельером. Теперь дорогие во всех отношениях «черевички» стали для молодой семьи счастливым талисманом. Висят у входа в дом на гвоздике.
Впрочем, гораздо чаще Ваенгу не просят о подарках, а наоборот, задаривают ими её саму. Интересно, что нежные чувства почитателей часто выливаются в кормёжку кумира. Хотя Елена и не похожа на маленькую девочку, а является крупной тётей ростом метр восемьдесят, она пробуждает в публике родительские инстинкты. Бабушки пекут ей пироги и пышки, мужчины варят для неё пиво. А как-то одна женщина принесла на концерт целый «паёк», в котором были конфеты, сыр, баночка икры, а ещё булочки и набор одноразовых тарелок с вилками.
Муж, Иван Иванович Матвиенко, нещадно борется с гурманством любимой, регулярно сажает её на диеты. До недавних пор эти меры помогали мало: а что делать, если Елена очень любит поесть? Она завидует людям, которые могут взять в гостях чашечку чая, пирожное и больше ни к чему не прикоснуться. У Ваенги так не получается. Если она видит торт, то не может успокоиться, пока не съест кусок. «Это безобразие, – вздыхает певица, – это неправильно!» И грустит по временам, когда из-за отсутствия денег съедала на обед одно яблоко.
В конце концов, после того как Елена перешагнула рубеж в 80 килограммов, Иван предъявил ей ультиматум:
– Не похудеешь – разлюблю!
Угроза подействовала. Сейчас Ваенга весит 75. Но как быть с хлебосольными поклонниками?

Елена Ваенга

Коты и сублимация
Между прочим, Елена – большая любительница всякой живности. Дома у неё живут четыре кота и собака. Коты подобраны по цвету, а имена им даны, в общем-то, «от фонаря». Рыжего зовут Феллини, чёрного – Шаврон, потому что «шави» по-грузински означает «чёрный», белый именуется Патриком, а серый носит гордое имя Итакескус, что означает «восточный центр» (так называется крупный торговый мол в Хельсинки). Почему это слово стало кошачьей кличкой, Елена и сама не знает, просто понравилось звучание.
Большая часть зверья завелась без ведома мужа. Тот поворчал- поворчал, но в конце концов смирился с капризами любимой. Тем более что коты, по её словам, выполняют важную функцию. С их помощью Елена снимает накопившееся после концертов напряжение. Как придёт домой, так сразу хватает в охапку какое-нибудь из животных и начинает его тискать. Вышколенные коты терпят, знают, что с хозяйкой лучше не ссориться, свою позицию Елена озвучила предельно чётко:
– Показываешь характер? Иди ешь на помойке! Почему я должна его кормить, если он не даёт мне себя гладить?
Впрочем, несмотря на строгие правила, Ваенга обожает и котов, и собаку, уверяет, что все они похожи на неё, и вообще относится к зверушкам, как к детям. Зато узнав, что какая-нибудь из подруг «залетела», Ваенга мрачнеет, а от предложений прийти посмотреть, как чужой ребёнок делает первый шаг, или отпраздновать появление первого зубика всегда отказывается. Такие события вгоняют её в депрессию. Потом может долго беситься, орать на мужа, на музыкантов и администраторов…
Иван Матвиенко когда-то сказал, что успех его любимой женщины наверняка был бы невозможен, если бы на ней висели дети, и что сам он не раз отговаривал Елену от такого шага. Но, похоже, сейчас он склоняется к другому решению.
– Мы будем работать над этим вопросом, – пообещал журналистам муж и продюсер.
Что сказать? Всё-таки Ваенге уже 34. Слава есть, деньги имеются. Дальше тянуть не стоит: пора подумать об оленятах.

Григорий МОЛОХОВ