Пустите чужих людей в дом
14.09.2013 00:00
Перед их приходом я перепрятала все ценные вещи

Пустите чужих людей в домЗдравствуйте, редакция! Хочу поделиться историей, которая произошла в этом августе.

Муж сообщил, что через наш город в Вильнюс следуют несколько сотен паломников из Польши. Пешее путешествие должно закончиться в литовской столице, где в костёле Матери Божьей Остробрамской пройдёт служба перед главной святыней. Подобные пилигримки (паломничество) уже стали традицией. В этом году верующие, среди которых есть и католики, и православные, отправились в Острую Браму уже в 18-й раз.

После мессы ксёндз попросил горожан всех, кто сможет, предоставить путникам ночлег. Муж сказал мне, что обязательно пригласим к себе двух человек; наши дети сейчас живут не с нами, комната пустует – сможем принять. Я поддержала. Если люди идут поклониться святым местам, может, попросить помощи у Матери Божьей, разве им откажешь в крыше над головой? Правда, я ничего толком не знала о паломниках.

Вот кто меня дёрнул за язык поделиться этим событием с соседкой? Округлив глаза, та замахала руками:
– Арина, вы ненормальная! Пустить чужих людей в дом? Вы фамилии их знаете? Вам хотя бы скажут, кого конкретно берёте на ночь?

– Ну я не знаю, как это правильно делается. Наверное, муж в курсе что да как, он каждое воскресенье ходит в костёл. Поговаривают, что в прошлом году паломники ночевали прямо в храме. Думаю, это неправильно – провести ночь в спальниках на твёрдых скамьях, людям и помыться где-то надо, – начала я оправдываться.

– Вы телевизор не смотрите? – продолжала соседка. – А если какой религиозный фанатик попадётся? А если наркоман, который хочет вылечиться, а не получается? А в дороге у него ломка начнётся? А ему доза понадобится? Что с мужем тогда будете делать? Вы вообще понимаете, чем это может обернуться? А если воры? Вот пропадёт что, а потом ищи-свищи неизвестно кого и незнамо где! Или уголовник какой-нибудь пристроится к процессии – притворщиков и аферистов в наше время хватает. Беды не оберёшься!
– Какие фанатики? Какие воры-наркоманы? Люди по всему миру ходят, где и когда что случалось?
– Конечно, это ваше личное дело. Но оно вам надо? Стирка-уборка? Кстати, эти паломники могли бы позаботиться о себе, забронировав номера в отеле. Почему обязательно надо напрягать людей своими проблемами?

Мне очень не хотелось втягиваться в спор. Наши соседи довольно успешные люди, они молодцы – смогли сами, без посторонней помощи организовать достаточно стабильный бизнес. Вырастили четверых детей. Ко всем в округе обращаются только на «вы». Ходят ли они в церковь? Не знаю. Соседка как-то упомянула, что у неё свои отношения с Богом и своё видение религии.
– И всё-таки, Арина, вы с мужем поступаете опрометчиво. Мой вам совет: проверьте хотя бы их паспорта. Чтобы потом за свою же глупость не быть наказанными. Знаете, не зря говорят: «Доверяй, но проверяй!»

Напряжённая рабочая неделя пролетела незаметно, наступил воскресный вечер. Я постоянно возвращалась мыслями к разговору с соседкой. Накануне крутилась всю ночь, не могла уснуть – мерещились кошмары: горящие глаза фанатиков, лужи крови и забрызганные ею же стены. Сказать о своих переживаниях мужу побоялась – не понял бы.

Подумав, всё-таки вынесла из детской комнаты шкатулки с документами сына и дочери, спрятала в шкаф в гостиной. Припрятала подальше и дорогие вещи своих детей.

В воскресенье из яблок и алычи сварила компот, помня, что его любит сын, который, вдали от меня и от этого самого компота, пытается самостоятельно строить свою жизнь. Сварила бульон из курицы, сделала овощное рагу с мясом, испекла фруктовый пирог. И всё это время думала: кто же из паломников достанется нам? Пара пожилых людей? Или уставшие женщины средних лет? А, может, кто-то из молодёжи?

Подъехав к храму, мы увидели множество людей с рюкзаками и скрученными спальниками. На скамейках, на травке сидели уставшие пилигримы всех возрастов: молодые, пожилые и даже с маленькими детками. У всех на ленточках висели бейджики с именем и фамилией.

Жители нашего города подходили и подъезжали на личных авто, знакомились с паломниками; кто-то весело обнимался, громко радуясь встрече с другом. По разговорам я поняла, что люди встречаются на этом месте уже не первый год и дружат годами.

Я озиралась по сторонам и вдруг поймала взгляд серых мальчишеских глаз. К нам подошёл улыбчивый парнишка и заговорил с мужем на польском языке. Спросил, не можем ли мы принять группу из четырёх парней, они согласны переночевать и на полу. Не сговариваясь, мы с мужем дружно закивали. Подошли его приятели, познакомились, как принято в Польше – каждый поцеловал мне ручку, от чего я засмущалась как маленький ребёнок.

Уже положив вещи паломников в машину, муж посмотрел на оставшихся у церкви людей и сказал, что, пожалуй, мы можем принять ещё двух человек. Чего уж там: где четверым, там и шестерым места хватит.

Дома я накрыла на стол. Выходя из душа, каждый из парней радостно говорил, что не чувствует усталости, что так будет здорово отдохнуть, вытянувшись на чистой постели. Потом благодарили за ужин, перед которым дружно помолились. Двоим мальчишкам (я сразу для себя стала называть их мальчишками, потому что по возрасту все годились нам в сыновья) пришлось полечить мозоли и перевязать ноги, благо аптечка всегда под рукой.

Они прошли уже почти сто километров. Две ночи спали в спортзалах школ городков, через которые следовали. Мы познакомились поближе. У каждого была своя история, свои цель и смысл в этом пешем походе к Святыне.

Марек (немногим больше 20 лет) – мальчишка с серыми светлыми глазами, будущий священнослужитель ордена, который занимается наставлением на путь истинный преступников и наркоманов. Только что вернулся из паломничества к христианским святыням в Италии, прошёл пешком 500 километров. Он искренне считает, что мир полон добра и сочувствия, и что если со злом бороться, его обязательно осилишь.

Матеуш (33 года) несколько лет работал в Ирландии. В чужом краю хозяева к нему относились, как к человеку второго сорта. Вернувшись домой, нашёл своё счастье с прекрасной девушкой, скоро ожидают появления первенца. Больше никуда уезжать не хочет. Купил маленькую, но уютную квартирку, работает в пекарне и хочет поблагодарить Бога и Деву Марию за то, что подарили семью и личное счастье. К слову сказать, ему очень понравился наш чёрный хлеб, как пекарь он его оценил по высшему разряду.

Тадеуш и Анджей (им лет по 27–30) ищут истину в познании Бога, хотят разобраться в своих мыслях. Оба застенчивые, улыбчивые, очень отзывчивые. Работают строителями. У каждого за плечами личные маленькие трагедии, о которых упомянули вскользь.

Войцех и Павел студенты. Первый общительный и разговорчивый, второй – застенчивый, ему трудно даётся общение с людьми (об этом он потом рассказал мужу, а я даже и не заметила, мне было с ним легко общаться). Обоим мальчишкам было интересно всё: и история нашего городка, и нравы его населения, и кто жил здесь раньше, и как живут люди теперь, и чем они занимаются. Вопросы сыпались один за другим, муж только успевал отвечать.

Стемнело. Мы сидели за столом в гостиной и говорили обо всём на свете. Муж предложил мальчишкам позвонить домой, сообщить родственникам, что у них всё хорошо, но наши гости наотрез отказались, посчитав, что это влетит хозяевам в копеечку, да и мамы уже давно спят, не стоит их будить.

Думаете, они легли спать после почти 30-километрового похода? Не тут-то было! Ребята уговорили мужа провести экскурсию по улочкам нашего старинного городка. Обошли весь исторический центр, посетили набережную и средневековый замок, забрались на крепостную стену, сделали кучу фотографий и вернулись, полные впечатлений.

Устроившись в гостиной, пили чай и компот, много рассказывали о себе, шутили, хохотали до слёз, делились историями из жизни. Я смотрела на них и думала, что они ведут себя как наш сын – так же машут руками, так же запрокидывают голову, когда смеются, так же рассуждают об интернете и компьютерах. Спать легли в первом часу ночи.

Напротив наших окон находится балкон ресторана частного отеля. Обычно после 23.00 никто из посетителей на него не выходит и горожан не беспокоит. Но в эту ночь было что-то невообразимое: с криком, громким смехом, какими-то разборками гуляла компания подвыпивших, элегантно одетых мужчин. Ор стоял на всю округу. Я подумала, что моим мальчишкам сейчас дорога каждая минута покоя, набралась смелости и, как товарка на базаре, что есть силы заорала в окно:
– Сколько же можно орать? Имейте совесть! Завтра понедельник, утром рано вставать на работу! Дайте людям покой!

Наверное, в моём голосе было столько гнева, что компания быстро покинула балкон. Наступила долгожданная тишина.

Наши гости отдыхали, а мы с мужем не могли уснуть – говорили о силе веры, о взаимоотношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, о том, что движет паломниками, решившимися на столь долгий пеший путь.

С рассветом мальчишки стали собираться. Выпив кофе, они написали нам свои адреса и номера телефонов, просили непременно заглянуть, если окажемся в их местах, очень благодарили за гостеприимство, сытный ужин, ночлег. В благодарность подарили шоколадки и банку кофе. Я отказывалась и настаивала, что им они в дороге нужнее, но кто меня, пани Арину, слушал?

Марек подарил нам на память по деревянному крестику. Договорились с ним, что когда станет священнослужителем, обязательно приедет в наш городок и отслужит службу, а мы придём его послушать. Я обязательно помашу ему рукой.

Муж повёз мальчишек к месту сбора, а по пути заехал в ночной магазин и купил им всем по бутылке кваса в дорогу. Вернулся задумчивым и грустным. Как назло пошёл дождь: нужен он человеку, собирающемуся в дальний путь?

Я смотрела в окно. Город только проснулся, редкие прохожие спешили под зонтами по своим делам. Тут я вспомнила разговор с соседкой, и стало так стыдно за своё малодушие и унизительно подозрительные мысли о неизвестных мне людях! Никаких неудобств и особых хлопот гости нам не доставили. Я была счастлива от этой встречи, может, потому что в глубине души думала о сыне?

Окинув взглядом ворох постельного белья, подумала, что постирать его совсем не трудно – закинула в машинку, нажала кнопку и всё.
Муж произнёс:
– Знаешь, Аринка, мы должны быть благодарны, что паломники согласились отдохнуть в нашем доме. Они ушли, а сколько тепла оставили в душе. Не хочу загадывать, но в следующем году обязательно пригласим ещё людей. Может, и кто-то из наших мальчишек соберётся и заглянет к нам?

Их письма Арины Царенко,
Белоруссия


Опубликовано в №37, сентябрь 2013 года