Личико попроще
17.09.2013 00:00
Эй, гражданка, перестаньте рожать!

Личико попрощеМеня назвали Владиславом в честь моего покойного дедушки Владислава Емельяновича, деда Влада. Или Дедавлада, как его называли в семье.


Дедавлад был крупным конструктором, но об этом мы узнали только в 90-х годах, когда всё уже рассекретилось. Более того – он был ключевой фигурой в советском авиастроении. А для меня впоследствии оказалось очевидным, что он станет ключевой фигурой и для всей нашей семьи.

Всю жизнь Дедавлад проработал в различных шарашках и «номерных» ящиках. Прошёл войну. Сколько-то лет отсидел в лагерях. Сколько, где, когда и за что – не знаю, про это дед никогда не говорил ни слова. Знаю одно: многое из того, что сейчас очень быстро летает и очень метко стреляет, оберегая рубежи нашей необъятной Родины, – плод многолетних трудов моего дедушки.

Характер у деда был крутой и решительный. Он был очень немногословен, вместо слов у него под рукой всегда находились чертёжные инструменты. Прежде всего – циркуль. Большой трофейный циркуль, произведённый в Германии ещё до Первой мировой. Тяжёлый, матовый. Берёшь его в руку – и на душе покой.

Хотя дедушка без спросу свой циркуль, конечно, брать не разрешал. Но я иногда всё равно брал его без спросу и «маял» в руке вещь.

Когда бабушка была беременна моим отцом, за пару месяцев до родов она спросила деда, какой роддом ей бы лучше выбрать. Как и сейчас, тогда это тоже было проблемой.

В кабинете у дедушки висела карта Москвы. Дедавлад взял свой любимый циркуль, встал из-за стола, подошёл к карте, воткнул остриё в то место, где находился наш дом, и очертил круг.
– Выбирай, – сказал он бабушке.

В круге, проведённом дедом, оказалось два роддома. Один – элитарный, для ответственных советских работников, другой – простой, для обычных советских граждан. Будучи женой известного авиаконструктора, бабушка, тем не менее, была по характеру женщиной простой и более чем неизбалованной. Как сознательная советская женщина она выбрала тот роддом, который для обычных людей.
– Правильно, – одобрил бабушкин выбор дедушка. – Личико попроще (это было его любимое выражение).

Когда бабушку привезли в роддом, у неё уже шли сильные схватки. Когда её срочно доставили в палату, роды уже фактически начались. А акушера нет! Отлучился куда-то.

Тогда бабушка села на корточки, перекрестилась и твёрдо решила, что будет рожать сама. Её-то саму рожали в поле, без всяких роддомов и врачей. И тут в палату вошла молоденькая акушерка и произнесла фразу, которая впоследствии стала крылатой у нас в семье:
– Эй, гражданка, перестаньте рожать, я ещё халат не надела!

Роды прошли благополучно.

В дальнейшем дедушкин циркуль неизменно участвовал в принятии всех важных семейных решений. С его помощью был выбран для отца детский сад, затем школа. После школы отец (тут, правда, обошлось без циркуля) пошёл служить в армию. Но зато после армии отец, памятуя о негласной семейной традиции, спросил деда, в какой бы ему лучше поступить институт.
– Личико попроще, – привычно ответил дед, лязгнув своим циркулем. – Рано тебе в институт. Сначала поработаешь на производстве.

И очертил круг:
– Выбирай!

В круге оказалось три завода. Отец выбрал тот, на котором производились авиационные двигатели. И пошёл по стопам деда. Отработал два года рабочим, заочно окончил вуз, стал инженером-конструктором.

Когда дедушка Влад умер, судьбоносный циркуль перешёл к отцу. Меня «рожали» циркулем. Моего младшего брата – тоже. Наши детсады и школы точно так же выбирали циркулем и не спрашивали, а нужно ли так делать. Такая мысль просто не могла прийти нам в голову. Я поступил в институт по отцовскому циркулю.
И даже «чемоданные» настроения тоже отсекали дедовым циркулем. В 90-е годы мой брат, поддавшись всеобщему эмигрантско-тараканьему психозу, решил уехать их страны.
– Хочу в Австралию! – кричал брат. – Хочу в Бразилию!
– Эй, гражданка, перестаньте рожать… – сказала ему мама.
– Личико попроще, – добавил отец. Но всё же взял в руки дедов циркуль.

В кабинете отца висела не только дедовская карта Москвы, но и карта мира. Отец воткнул циркуль в Москву и очертил круг. В круг попали часть Европы и Турция. Всё остальное – Иран, Урал, Белое море и прочее для эмиграции явно не подходило.
– Выбирай, – предложил брату отец.

Брат выбрал Германию. Там у него ничего не получилось, он вернулся в Москву и занялся туристическим бизнесом. Это может показаться мистикой, но он организует туры именно в Восточную Европу, Германию и Турцию. Как тут не поверить в силу дедушкиного циркуля!

Теперь циркуль по наследству – как старшему брату – достался мне. Менять в семейной традиции я ничего не стал. Ясно, что двух моих детей тоже рожали циркулем. Но самое главное – если кто-нибудь в нашей семье вдруг сгоряча попытается скоропалительно принять какое-нибудь важное решение без циркуля, его тут же осаживают:
– Эй, гражданка, перестаньте рожать!

И тогда я, взяв в руки инструмент семейной судьбы, торжественно объявляю:
– Личико попроще!

И Дедавладов циркуль очерчивает свой магический круг:
– Выбирай!

Влад СТАСОВ


Опубликовано в №37, сентябрь 2013 года