Риск – благородное дело
03.10.2013 00:00
Как выглядит профессия каскадёра

Риск – благородное делоВ боевиках, детективах, триллерах всегда много динамичных сцен: гонки на автомобилях, перестрелки, пожары, схватки. Герои дерутся, мчатся на машинах, падают в пропасть, бросаются в огонь. Но опытные зрители знают, что все эти чудеса ловкости и героизма совершают вовсе не их любимцы-актёры, а совсем другие люди, лиц которых на экране мы не видим. Трюки на экране выполняют каскадёры – профессионалы, специально этому обученные.

Не делай трюки сам

Каскадёр или дублёр – такой профессии в советском кино официально не существовало до начала девяностых годов. Хотя трюки в фильмах, конечно, приходилось использовать. Одним из первых российских фильмов с участием дублёров были «Весёлые ребята» (1934): в знаменитой сцене «музыкальной» драки актёров заменили боксёры.

Впрочем, первые русские профессиональные кинокаскадёры появились намного раньше. Мало кто знает, что белые казаки, оказавшиеся в США после Гражданской войны, в 20–30-е годы много снимались в голливудских вестернах.

По легенде, главным инициатором появления в нашей стране этой интересной и опасной профессии был Сталин. Однажды, посмотрев какой-то американский трофейный вестерн, Иосиф Виссарионович посетовал, что у нас не снимают картин с участием таких ловких и смелых людей, как американские трюкачи. Министр кинематографии Иван Большаков очень оперативно отреагировал на замечание вождя, и уже спустя несколько месяцев в производство был запущен фильм с весьма символичным названием «Смелые люди».

В картине все конные трюки (а их там много) исполнили знаменитый цирковой наездник Алибек Кантемиров и его сыновья. Кантемиров разработал технику подсечки лошади и множество других приёмов, ставших основой работы нескольких поколений конных каскадёров. После этого на съёмочные площадки всё чаще стали приглашать цирковых артистов, а чуть позже и профессиональных спортсменов – мастеров боевых искусств, боксёров, фехтовальщиков, водолазов, авто- и мотогонщиков. Каскадёрами становились в основном цирковые наездники и гонщики.

Первый в отечественном кино автотрюк исполнил Александр Микулин в фильме «Берегись автомобиля» (1966) – проехал на легковой машине под грузовиком.

Некоторые советские актёры старались сами выполнять в фильмах опасные трюки. Но не всегда это заканчивалось благополучно. До сих пор в памяти у всех трагический случай, произошедший в 1965 году с 33-летним актёром Евгением Урбанским – он погиб на съёмках фильма «Директор».

Этот эпизод должен был стать эффектным: герой мчится по пустыне на «газике», перелетая с бархана на бархан. Актёр сам не захотел, чтобы его заменил дублёр. Первый дубль прошёл удачно, но во время второго открытая машина перевернулась, и Урбанскому перебило шейные позвонки подголовником сиденья.

В результате Госкино запретило обычным актёрам сниматься в трюковых сценах. После случившегося режиссёра фильма «Директор» Алексея Салтыкова на полтора года отстранили от профессии, а в Госкино какое-то время строго следили за исполнением правил по технике безопасности на киностудиях. По коридорам «Мосфильма» тогда развесили плакаты со стишком: «Не делай трюки сам, актёр, на это есть всегда дублёр».

На кого все шишки


К середине 80-х годов в Советском Союзе уже работало несколько каскадёрских групп, около 120 человек, но официально этой профессии не существовало. Она не значилась в Едином тарифно-квалификационном справочнике рабочих и служащих СССР. «Мы были как бы сами по себе и работали по договорам, которые заключались с директорами картин на конкретный фильм, – вспоминает президент Ассоциации каскадёров России, каскадёр и актёр Александр Иншаков. – В трудовой стаж это не засчитывалось, поэтому каскадёры обязаны были где-то держать трудовые книжки. Кто-то устраивался дворником, кто-то маляром или почтальоном».

Да и за здоровье каскадёра никто, кроме него самого, не нёс ответственности. Ни о каких страховках здоровья никто не слышал. Многие получали травмы, увечья, и когда это с кем-то случалось, то сами помогали друг другу как могли: устраивали в больницы, оплачивали лечение, по сути, из своего кармана.

А рисковали каскадёры немало, ведь многое приходилось делать впервые. Владимир Жариков, работавший каскадёром и постановщиком трюков на картинах «Пираты XX века», «Телохранитель», «Место встречи изменить нельзя», вспоминает, что на съёмках последней картины едва не распрощался с жизнью. Ведь это именно ему вместо Белявского – Фокса пришлось лететь с берега в реку на «Студебеккере», переворачиваясь в машине. «Снимали с одного дубля, тремя камерами. От удара автомобиля о воду заклинило двери. Вода начала заливать кабину. Долго не мог выбраться, думал, захлебнусь».

Интересно, что эффектная автокатастрофа вообще получилась случайно! Грузовик, в котором удирал Фокс, должен был наехать на земляную насыпь, затормозить и удариться об ограду. Но получилось по-другому: грузовик не затормозил, пробил забор, перевернулся в воздухе и угодил в реку.

Вообще на съемках этого фильма Жарикову изрядно досталось, ведь ему ещё пришлось быть официанткой, чьим телом Фокс выбивал окно в ресторане «Астория». Каскадёр разбивал настоящее стекло, в то время как в Голливуде для подобных съёмок уже давно использовался мягкий пластик. Он же изображал и девушку-регулировщицу, которую тот же Фокс сбивает на крутом повороте.

Но оказывается, дублировать мужчинам женщину – непростое дело. Рассказывает Юрий Сальников, президент Российского центра каскадёров «Трюк»: «Раз двадцать я делал трюки за Гурченко, Касаткину, Белохвостикову, Заклунную, Польских, Удовиченко, Светлану Тома, Яковлеву, Изотову… Трудно изображать женщину. И ноги брить приходилось, и руки, и здесь подкладывать, и тут утягивать. Но самое трудное – походка… Женщин-каскадёров не допускают до трюков первой категории сложности. Очень редко – до второй. В основном они работали на третьей категории. Это драки, какие-то тусовки, проезды в машинах. Вторая категория – это падение. Первая – конные трюки с падениями, перевороты машин, горение. Помните в картине «Секрет её молодости» с Гурченко? Она там летает под куполом цирка, прыгает. Так это я».

Смертельная опасность

Александр Иншаков тоже едва не погиб на картине «Запретная зона» (1988) о смерче в Ивановской области. Смерч воссоздавали реактивной установкой: несколько двигателей последовательно включались и создавали воздушный поток огромной силы. Каскадёры входили в поток, некоторое время летали там, затем катились по земле. Установкой управляли солдаты, но когда один из них не расслышал команды и вовремя не отключил двигатель, в Иншакова полетели 15-метровые брёвна. Каскадёр получил сильный удар по голове. Теперь он вспоминает этот случай, когда его спрашивают о самом сложном трюке в кино. Потому что для каскадёров самый сложный трюк – тот, на котором он травмировался.

Да и «настоящим» актёрам нередко достаётся при съёмках трюковых сцен. Однажды Андрей Мерзликин на съёмках «Бумера» вышел на площадку, услышал команду «Мотор», затем раздался выстрел, и… актёр почувствовал сильнейшую боль в боку. О том, что в него должны стрелять в упор, хотя и холостым патроном, Андрея просто забыли предупредить. «У меня был шок, еле доиграл сцену. Оказалось, что от выстрела мне пробило куртку, прожгло кофту, на теле образовалась большая гематома. Вообще-то о таких сложных сценах полагается заранее предупреждать, но у нас в кино всё нередко решается в последний момент и снимается за две минуты до захода солнца».

Сергей Селин заработал сильнейшее переохлаждение, просидев на съёмках сериала «Прииск» в 14-градусной воде чуть ли не целый день, а на съёмках «Журналиста» получил ожог первой степени лица и правой руки: пиротехник неточно расставил «мины», которые должны были взорваться в нужный момент, и одна из них сработала рядом с актёром.

Исполнитель главной роли в «Волкодаве» Александр Бухаров, делавший в фильме очень многие трюки сам (в том числе ходил по краю пропасти, носился по пылавшим мосткам и бился в рукопашной), заработал астигматизм. «Когда я приехал из Хорватии, где много раз получал по голове во время бесконечных боёв, не сразу понял, что со мной происходит. Сидел перед телевизором и никак не мог настроить его резкость. Оказалось, дело не в нём, а во мне. Теперь смотрю телевизор в очках».

Плата за страх

В 1970–80-е на киностудиях СССР ежегодно снималось до 130 картин (на «Мосфильме» – свыше сорока), но кинокаскадёров работало немного – это была настоящая каста, и войти в нее было крайне сложно. В итоге всю работу делили между собой примерно 120 человек (на «Мосфильме» трудились около 80). Основная их часть, понятно, не бедствовала. Более того, заработкам каскадёров порой завидовали известные актёры.

За исполнение одного трюка высшей категории сложности (например, падение с высоты более пяти метров, столкновение на автомобиле) каскадёру, согласно тарифной сетке Госкино, платили столько же, сколько народному артисту СССР за целый съёмочный день, – 56 рублей. Трюк попроще стоил 32 рубля. Кроме того, можно было поставить бутылку коньяка оператору, и он браковал первый, а то и второй дубль (по распоряжению Госкино разрешалось не более двух) – за повторное исполнение трюка каскадёру полагалась надбавка 50 процентов от базовой ставки. Правда, порой заработанное приходилось буквально выбивать из чересчур экономных режиссёров. Но в целом каскадёрам жаловаться на жизнь не приходилось: съёмки в одном фильме приносили ежемесячный доход в 400–600 рублей.

Конечно, зарубежные трюкачи за ту же самую работу получали несоизмеримо больше, однако в СССР заработки каскадёров считались экстремально высокими, что создавало вокруг этой профессии нездоровый ажиотаж. Режиссёры, постановщики трюков, а также чиновники, ответственные за распределение заказов среди каскадёров, часто привлекали к съёмкам родственников или знакомых, давая им возможность подзаработать. Иногда это приводило к трагедии.

В 1982 году на съёмках фильма «Срочно… Секретно… Губчека» помощник режиссёра устроил постановщиком трюков своего брата-непрофессионала (постановщик трюков зарабатывал до 350 рублей, и работать им мог только опытный каскадёр). В итоге погибли два человека. Сначала «постановщик» позволил обычному актёру прыгнуть со второго этажа на лошадь, а дом был старый, этажи метра по три, – тот не попал и разбился. А потом неверно рассчитал наклон обрыва, с которого каскадёр должен был прыгнуть на лошадь, в результате лошадь завалилась на всадника и раздавила ему грудную клетку.

От мужчин не отстают


В 1995 году Александр Иншаков выступил продюсером, режиссёром и исполнителем главной роли в кинофильме «Крестоносец». Он сделал то, что до него в отечественном кинематографе не делал никто: снял первый профессиональный каскадёрский боевик, по количеству и уникальности трюков превосходящий всё виденное на экране до этого.

В некоторых эпизодах картины одновременно принимали участие по 60 каскадёров. А два трюка были абсолютно уникальны. Один – прыжок двух машин через двигающийся поезд: одна успешно пролетает через платформу, а другая пробивает цистерну с бензином и взрывается; причём в обеих машинах сидели живые люди. Второй трюк – это прыжок с вертолёта на трех работающих мотоциклах (с высоты 2000 метров) с приземлением и продолжением движения. Это ещё никому не удавалось.

В «Крестоносце» в главной женской роли снялась Ольга Кабо. Глядя на эту изящную актрису, невозможно представить, что на съёмочной площадке она сама, без помощи дублёров, выполняла сложнейшие по технике и весьма рискованные трюки. Прыжки с умопомрачительной высоты, фехтование на мечах, шпагах или рапирах, скачки на лошади – все у неё получалось естественно и красиво. И это неудивительно, ведь Ольга Кабо является единственной актрисой – действительным членом Ассоциации каскадёров России. Позже, когда Ольге предложили для съёмок в другом фильме слетать в космос, она не просто согласилась, но и смогла пройти изнурительнейшую подготовку в Звёздном городке: центрифуги, барокамеры, подвешивание вниз головой…

А Варвара Никитина не только каскадёр и мастер спорта по художественной гимнастике, но и руководит женской студией каскадёров России – одной из победительниц Первого международного фестиваля каскадёров кино.

На счету Варвары более 100 трюков. Это она дублировала артисток в фильмах «Зверобой», «Завещание Сталина», «Пистолет с глушителем», «Железный занавес», «Белое золото», «Марш Турецкого», «Львиная доля», «Москва. Центральный округ», «Полицейская академия», «Тайный знак»…

Никитина рассказывает: «Повторить можно любой трюк, проблема только в техническом оснащении. От трюков в «Матрице» все без ума, а все они сделаны при помощи тросов. Мы сейчас закупили такие страховки, изготовили системы. Трюк «летающая девушка» в рекламе шоколада «Пикник», где я снималась, был сделан как раз при помощи подобных тросов – эффект получился захватывающий. То же спецоснащение использовалось, когда мы с Настей Ивановой дублировали группу «Тату» в клипе «Нас не догонят». Мы угоняли бензовоз, мчались по дороге, сбивали дорожного рабочего, которого опять-таки изображала я. Расчёт тут нужен точнейший, чтобы я могла вовремя увернуться от этого двадцатитонного грузовика».

Сто трюкачей на всю страну


Даже если объёмы кинопроизводства в России вырастут в два раза, рабочих мест для каскадёров намного больше не станет. Вакансии для новичков появляются только с уходом на пенсию по возрасту или состоянию здоровья кого-то из «золотой сотни».

Устроиться за рубежом тоже сложно. На Западе уважают наших каскадёров за профессионализм. Российские специалисты ни в чём не уступают западным коллегам и готовы работать за меньшие деньги. Но заграничные режиссёры не торопятся приглашать их на съёмочную площадку: нанимая иностранного профессионала, они вынуждены выплачивать большую неустойку местному профсоюзу каскадёров. Размеры неустойки сводят на нет разницу между гонорарами. К примеру, Василий Шлыков, каскадёр, на счету которого более 230 фильмов, постановщик трюков, учредитель Гильдии каскадёров России, на пике звёздной славы уехал в Америку и был вынужден работать там полицейским в Лос-Анджелесе. В итоге вернулся в Россию.

Несмотря на стремительное развитие компьютерных спецэффектов, каскадёры по-прежнему востребованы. Пока в кино играют живые актёры, там будут и живые каскадёры. Именно они двигают вперёд технику кино.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №39, сентябрь 2013 года