Испытанное средство
08.10.2013 00:00
Все присутствовавшие решили завязать

Испытанное средствоЭто было лет 15 назад. Слесаря-сборщика Глеба из нашего монтажного управления перебросили на ночные смены. Чтобы дать возможность супругу нормально высыпаться днём, его жена Лена на время уехала с малышом к родственникам. С одной стороны, так было спокойнее, но с другой – теперь Глебу приходилось готовить самому. Ну как готовить? Быстро покидав в рюкзак наспех слепленные бутерброды, он спешил на служебный автобус.

В ночное время столовая нашей ТЭЦ-2 не работала, и каждый из сотрудников выкручивался как мог. Кто-то приносил в больших термосах супы, кто-то, как Глеб, перебивался сухомяткой. В прежние спокойные времена, когда выпадали ночные смены, слесарь проблем не знал: Лена всегда приготовит что-нибудь вкусненькое.

В то время на объекте работали иностранцы, монтировавшие газовую турбину. Нашу столовку они, конечно, иногда посещали – деваться-то некуда, – но относились к ней с предубеждением. А в ночные смены обыкновенно заказывали себе пиццу и пепси-колу. На русских трудяг и огромные советские термосы с борщами, на котлеты и кур в фольге поглядывали по-разному: кто с равнодушным презрением, а кто и с завистью.

Работал в их числе один немец, Михель. То ли у него язва была, то ли на дух не переносил пиццу и газировку, но питался он какими-то пирожками. Жалко на него было смотреть, вот наши мужики его и подкармливали кто чем мог. И Глеб, Ленкиными разносолами, в том числе. Михель не брезговал, всегда говорил «данке» и сам охотно делился с мужиками своими пирожками. А особенно с Глебом – когда у того произошёл перебой в домашнем питании.

Однажды утром с ротором газовой турбины начались проблемы. Нужно было отсоединить от специального диска ротора одну лопасть, так называемую «рабочую лопатку»: она покрылась окалиной и застряла в пазу намертво. Очистить её можно только ацетоном или специальным растворителем, но в рабочем контейнере ацетон уже закончился. Над всей сменой нависла угроза простоя.

И тут как раз мимо проходил Михель, ему рассказали о проблемах с «лопаткой». Он осмотрел диск ротора со всех сторон, что-то там потрогал, понюхал. Затем похлопал Глеба по плечу и важно провозгласил:
– Момент!

И ушёл. Минут через десять немец вернулся с пакетом. В нём просматривалась коробка с едой и бутылкой пепси-колы.
– У коллег одолжил, – пояснил немец.

Наши рабочие только хмыкнули.
– Михель, спасибо, конечно, но не время сейчас для перекуса. Нам бы придумывать, что с лопаткой делать, да поскорее.
– Всё будет нормально, – заявил Михель. – Это испытанное средство.

Он достал полуторалитровую пластиковую бутылку пепси-колы. Теперь рабочие с изумлением наблюдали за тем, как специалист поливает покрытую окалиной деталь машины газировкой.
– Михель, с ума сошёл? – послышались голоса. – Ты что творишь?

«Лопатку» нужно было срочно спасать от немца. Михеля попытались оттащить от ротора, но он не терпящим возражений жестом остановил рабочих и загадочно произнёс:
– Теперь надо ждать.

Прошло не больше пяти минут, когда Михель распорядился:
– Готово. А теперь постучи по ней молотком.

Усмехнувшись, Глеб постучал. И тут случилось нечто: окалина, ещё недавно намертво вцепившаяся в механизм, стала опадать мягкой липкой крошкой: газировка разъела её гораздо лучше ацетона. Теперь застрявшая лопатка легко вышла из своего паза.

Впечатление от увиденного оказалось настолько сильным, что все присутствующие решили завязать с употреблением любой газировки. Включая иностранцев.

Юрий КУХЛИВСКИЙ,
г. Калининград