СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Маша Калинина: Он даже не знал, что я выиграла конкурс красоты
Маша Калинина: Он даже не знал, что я выиграла конкурс красоты
17.02.2014 00:00
Маша Калинина1988 год, в Советском Союзе проходит первый конкурс красоты. Длинноногие девушки демонстрируют меха и купальники. Вся страна у телевизоров – такого ещё не было! Зрители гадают, кто из красоток станет победительницей. Наконец жюри объявляет итоги: звание первой «Мисс СССР» присуждается 16-летней Маше Калининой. Тогда имя советской школьницы узнал весь мир, она стала секс-символом. Съёмки, выгодные предложения, высокооплачиваемые контракты – её ждали в Европе и Америке, пророчили большое будущее модели и голливудской звезды. Но Маша выбрала другой путь.

– Маша, вы считаете себя красивой?
– Никогда не считала себя какой-то особенной красавицей. Если поставить рядом девушек классического идеала, то они, бесспорно, окажутся красивее меня. В подростковом возрасте у каждой девушки возникают моменты, когда повнимательнее смотришь на себя в зеркало, начинаешь экспериментировать с маминым макияжем, хочешь нравиться самой себе. Но в целом у меня никогда не было особенного отношения к своей внешности. Поэтому и на руках меня никто не носил, кроме мужа. Если и были какие-то поклонники в мои шестнадцать, то это – вернувшиеся из армии мальчишки. Большой интерес ко мне возник после конкурса красоты, который, безусловно, вошёл в историю.

– Помните, как проходил конкурс? Какие задания должны были выполнять?
– Кто пел, кто танцевал, кто стихи читал, кто о себе рассказывал, какие-то вопросы нам задавали. В общем, «А ну-ка, девушки!», кто во что горазд. Жюри смотрело, как девушки держатся перед камерой – расслабленные или зажатые.

– А вы легко в кадре работали?
– Нет, конечно. Была такая серьёзная и даже чуть скованная. Вспотела вся – как-то непривычно было.

– А платья и костюмы кто шил-подбирал?
– Одежду собирали по подружкам-друзьям, каждая конкурсантка приходила в своём наряде. А на финал привлекли спонсоров – «Бурду Моден», «Куин оф Саба», – они нас и одевали. Было несколько платьев. Одно из них досталось ведущей конкурса Татьяне Веденеевой, другое – победительнице. Причём платье, похоже, оказалось свадебное, мне оно было великовато. Ну ничего, надела, завязали, подтянули…

Маша Калинина– Верили в свою победу?
– Совершенно этого не ожидала, просто в шоке была! Помню, как в потолке открылся люк и прямо на голову начали сыпаться гвоздики. А мне тогда ещё вазу большую подарили. И вот стою с этой вазой, а сверху падают тяжёлые, длинные стебли гвоздик. Они ударяли по голове, сбивали корону, она падала в вазу. Сзади стоял человек, он надевал мне эту корону, но гвоздики снова падали и снова сбивали её в вазу… Казалось, это никогда не кончится!

– Какие ещё подарки вам тогда подарили?
– Много всяких. Телевизор «Темп», бижутерию от Ива Сен-Лорана, часы от «Картье», косметику, одежду.

– Тогда одним из этапов конкурса был показ мехов на сцене, ходили слухи, что победительнице подарят шубу. Подарили?
– Нет, не подарили, и слава богу, потому что я против насилия над животными и натуральный мех не ношу, как и вещи из кожи.

– А корона у вас осталась?
– Я отдала её в музей конкурса красоты «Краса России». Там это всё под стеклом: и платье, и корона, и ленточка.

– Знаю, что на следующий день у вас был экзамен по испанскому языку.
– Да, утром пошла в школу. Надела большие солнцезащитные очки – думала, все будут меня узнавать. Маму с собой взяла. Многие, конечно, в метро обращали на меня внимание, но по другой причине: странно в семь утра видеть девушку в больших тёмных очках.

На экзамене было много фотокорреспондентов, они сидели у парты, у доски, снимали всё, что происходит. Конечно, очень необычно сдавать экзамен в такой обстановке, нужно было улыбаться в камеры. Но испанский сдала хорошо, потому что тщательно готовилась.

– После конкурса стали писать, что вы – родственница «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. Вообще завистников много было?
– Разное писали, но я никакого отношения к Калинину даже близко не имею. Слава богу, завистников особо не было, я не чувствовала отрицательных эмоций недоброжелателей ни на конкурсе, ни после него.

– Вам тогда же предложили впервые выехать за границу?
– Да. У нас был контракт с немцами, с «Бурда Моден», и нужно было три месяца ездить по всей Германии с рекламой компании. А потом я поехала в Америку.

– И даже встречались там с президентом Джорджем Бушем-старшим. Как это было?
– Ну, он просто пожал мне руку, сказал: какие красивые девушки в России. И всё. Потом был банкет, меня там представили как победительницу первого конкурса красоты в СССР. Было очень приятно.

– Почему решили остаться в Америке?
– Просто у меня работа пошла, начала сниматься в рекламе и даже в кино. Осталась там, где есть работа, – в Лос-Анджелесе.

alt

– А английский где учили? Ведь от акцента очень сложно избавиться.
– Английский учила в Америке, так как в школе основным языком был испанский. Акцент присутствовал, но я много занималась с преподавателями, так что вскоре уже на русском заговорила с акцентом. Когда приехала в Москву, тоже подумывала о кино, а мне сказали: «Вам нужно работать с преподавателем, чтобы поставил нормальную русскую речь. Потому что у вас мелодика языка уже американская, надо переучиваться». Я подумала, что больше не могу переучиваться, уже нет интереса.

– А как с будущим мужем встретились?
– Он увидел мою фотографию у друзей, решил познакомиться, даже не зная, что я выиграла конкурс красоты, – просто девушка на фотографии понравилась. А его товарищ сказал: «Это такая особенная персона, победительница конкурса. К ней много мужчин проявляют интерес, поэтому не хочу тебя знакомить». Но мы всё равно позже познакомились, от судьбы не уйдёшь, как говорится. Уже тринадцать лет вместе.
Наверное, самое непривычное для меня – это семейная жизнь. Потому что никогда до этого я ни с кем не жила такой долгий период времени, это моя первая «долгоиграющая пластинка». И, кстати, благодаря мужу попала в кундалини-йогу.

– А как он привёл вас к йоге?
– Просто жизнь заставила. Когда живёшь в паре, всегда хочется что-то подкорректировать, думаешь: проблема в партнёре или в тебе самом? Потом понимаешь, что нужно начинать с себя, работать над собой. И я пошла на йогу, начала медитировать, делать практики. Потом сдала на сертификат преподавателя, потому что хотела углубить практику. Наверное, это тоже судьба, как и конкурс красоты. Есть вещи, которых ты не можешь избежать.

Когда я окончила сертификацию, мне сразу предложили преподавать. Я никогда не хотела этим заниматься, но отказаться было нельзя, перед людьми неудобно. И я стала преподавать, а потом даже понравилось – открылись способности к красноречию, ученикам понравилась подача материала. И выстроился какой-то жизненный путь, который я не буду менять, да и на что? Наверное, уже не на что.

– Ну а как же съёмки в кино? Вас же ценили в Голливуде.
– А йога всё вытеснила. Наверное, как говорят йоги, качественные вибрации вытесняют менее качественные. Значит, для меня чем-то более качественным явилась именно йога. Я стала вегетарианкой, вообще выбрала другой путь развития. Если бы творческие моменты в кино были важнее, наверное, осталась бы в кино.

– А какими работами в Голливуде гордитесь, считаете наиболее удачными?
– Думаю, фильм «Остаться в живых» был очень удачным, это такой ужастик. Я играла одну мерзкую героиню, очень злобную. Мне кажется, играла хорошо, с большим вдохновением. И не только я так думаю: режиссёр подтверждает, и камера, и зрители. Я хорошо с этим справилась. Могу честно сказать: никогда не было такого, чтобы я искала восхищения или славы (она сама пришла ко мне в шестнадцать лет), отнюдь нет. Просто осознала, что могу играть, качественно донести драматический материал. Это было признано профессионалами и оказалось тогда для меня важным.

alt

– А почему вам доставались только отрицательные роли – злодейки, убийцы?
– Типаж такой: тёмные, немного раскосые глаза, высокие скулы. На роль русской домохозяйки явно не гожусь. Ведь для американцев русская женщина непременно должна быть блондинкой, с косой до пояса, голубыми глазами, чуть полноватой. Я – другая, у меня смешанная кровь – с маминой стороны монголы, буряты и зыряне, с папиной – по-моему, даже французские корни есть. И типаж, соответственно, – не классическая русская красавица. Поэтому и давали роли негативных персонажей. Мне не тяжело было их играть, могла пропускать через себя много очень мощных, интенсивных эмоций.

Другое дело, что меня не устраивала моральная сторона, было неинтересно играть такие роли, даже не совсем приятно. И я рада, что не связала с этим жизнь: ведь не самое хорошее занятие – играть патологически больных, алкоголиков и наркозависимых, убийц, персонажей, у которых проблемы с психикой. В наше время и так очень много подобных людей. Хочется идти к здоровью, а не пропускать через себя столько негатива и сгорать в этих героях. То есть роли давались легко, и отклик был хороший, но при этом ты себя просто сжигаешь. И я рада, что этого больше нет.

– Может быть, именно поэтому вы пришли к йоге? Нужно было очистить карму?
– Наверное, да. Я стала вегетарианкой, занялась сыроедением. Может, действительно следовало углубиться во что-то абсолютно неадекватное, больное, патологическое и испорченное, чтобы потом прямым путём прийти к здоровью.

– А ваш муж тоже занимается йогой?
– Ну как сказать… Да, он ходил на занятия, но, как говорится, наивысшей формой йоги считаются семейные отношения, потому что в них столько всего прорабатывается, возникает столько разных моментов… И нужно быть гибким, идти на уступки, не обижать близкого человека. Это не всегда легко.

– Со времени участия в конкурсе красоты вы внешне почти не изменились. Поделитесь секретом!
– Наверное, это связано с йогой, вегетарианским питанием, сыроедением. Ну, ещё генетика и образ жизни: выстраиваешь распорядок дня, стараешься избегать стрессов. Когда знаешь, что может случиться стресс, начинаешь притормаживать, стараешься вести щадящий образ жизни. То есть более осознанно относишься к здоровью.

Маша Калинина– Есть вещи, о которых жалеете?
– Не могу сказать, что о чём-то жалею, потому что всему своё время. Но считаю: если бы начала занималась осознанными практиками раньше, то набила бы меньше шишек. В жизни было много каких-то «механических» моментов, она проходила, а как?.. Уже и не вспомнишь – впустую. Вот этого упущенного времени жалко, его можно было прожить более качественно.

Если бы с детства начала заниматься духовными практиками, то вместо того, чтобы идти к цели кривым путём, шла бы прямым. Просто очень много времени тратишь, когда ходишь вокруг да около, потому что не сразу видишь, куда идёшь. И множество людей так и проходят по жизни – нелогично, непоследовательно, не включая разум. Мы столько времени проводим в мечтаниях, фантазиях, самообмане, как говорится, в подсознательных процессах, ассоциациях, каких-то образах прошлого, и никак не можем добраться до цели прямым путём от пункта А в пункт Б, отбросить весь этот подспудный мусор. С другой стороны, ты не можешь ускорить свою эволюцию. Цветок расцветает постепенно, из бутона, и ты не в силах повлиять на процесс, любой плод созревает поэтапно. Ты не можешь съесть зелёный помидор, потому что он не годится в пищу. Поэтому всему своё время.

– Маша, вас когда-то признали самой красивой женщиной Советского Союза. А что для вас красота сегодня?

– Красота для меня – гармония, а гармония – это сознание, то есть разумность. Жить по сердцу, не изменять себе, жить в правде с самой собой – это тоже гармония. Жить в любви. Без внутренней красоты внешняя тускнеет. Поэтому главное – чтобы искра Божья была внутри, тогда человек живёт, он красив. А иначе человека не видно. Видно, что есть каркас, форма, а внутри никого нет.

Расспрашивала
Нина МИЛОВИДОВА
Фото из личного архива


Опубликовано в №06, февраль 2014 года