К кому в России обратиться за помощью и вразумлением |
19.02.2014 23:49 |
С давних времён нуждающиеся в духовной помощи или исцелении верующие люди едут к православным подвижникам – старцам. Но остались ли подобные пастыри в наши дни? И к кому из них можно обратиться? Старцев больше нет? Нет больше в России старцев, и нет смысла искать их – убеждены некоторые верующие православные. Какие были – почти все умерли или стали недоступны для народа. А новых не видать. Жить надо своим умом! Отчасти такое мнение справедливо. Действительно, жить нужно, думая своей головой и ни на кого не перекладывая ответственность. И всё же порой православному человеку бывает очень нужно и полезно поговорить со своего рода духовным гением, способным помочь не запутаться в жизни, обрести мир и покой в душе, трезвомыслие и рассудительность. Очень многим хочется хотя бы раз в жизни встретиться со святым подвижником, который увидит и подскажет наилучшие пути решения проблем и предупредит о грядущих опасностях. Однако где найти такого человека? Архимандрит Кирилл (Павлов) давно уже никого не принимает из-за старости и болезней. Практически невозможно стало попасть к схиигумену Илию (Ноздрину) и Адриану (Кирсанову). Очень трудно попасть на приём к архимандритам Власию (Перегонцеву) и Науму (Байбородину). К счастью, есть и другие подвижники, о которых мы расскажем ниже. А старцем вполне может считаться любой глубоко верующий, скромный и смиренный, очень любящий Бога и молитвы многоопытный священник с большим духовным «стажем». Столичные духовники В судьбах митрофорных протоиереев Иоанна Миронова и Валериана Кречетова можно найти немало схожего. Оба пережили тяжёлое детство, духовно окормлялись у известных всему миру старцев – некоторые из них уже канонизированы. А их молитвы помогли тысячам людей решить проблемы и исцелиться. Отец Валериан служит в подмосковном храме Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Акулово. А батюшка Иоанн – в северной столице, в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на Цветочной улице. Ваню, шестого ребёнка из бедной крестьянской семьи, крестили в тот же день, когда родился, – уж больно хилым и слабеньким он показался родителям. Думали, что младенец долго не протянет, но он выжил и пережил за свою долгую жизнь столько испытаний, что их хватило бы на несколько человек. Ныне отцу Иоанну Миронову уже 87 лет, но он по-прежнему в «боевом строю». В 1932 году за отказ Ваниного отца вступить в колхоз их многодетную семью сослали на торфоразработки на Синявинские болота. Жили в перенаселённых бараках с адскими условиями. Там от голода и болезней погибли младшая сестра маленького Вани и три его брата, а мать заболела туберкулезом. Выжить в нечеловеческих условиях людям помогали сила духа, крепкая вера в Бога и взаимовыручка. В 17 лет рядовой Миронов ушел воевать на фронт. Вернулся с орденами и медалями и вскоре поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Стать священником его благословил святой Серафим Вырицкий, у которого в последние годы его жизни любил бывать юный Ваня. А учился он на одном курсе вместе с будущим патриархом Алексием II. Стать хорошим священником Иоанну помог наглядный опыт известных старцев. Он бывал в гостях у преподобных Кукши Одесского и Симеона Псково-Печерского, у митрополита Вениамина (Федченкова), а одним из его духовников был старец Николай Гурьянов. Власти батюшку недолюбливали, притесняли, но он никогда не сдавался и не унывал. За более чем полувековое служение ему пришлось сменить 16 приходов, изрядно поездив по российским городам и весям. Укрепить веру помогали и настоящие чудеса. Однажды, когда отец Иоанн был тяжело болен, к нему в больничную палату зашли три загадочные монахини, после молитв которых он быстро пошёл на поправку. Обошли они и других пациентов, причём те, кого благословили, – поправились, а те, мимо кого прошли, вскоре скончались. Как позже выяснилось, никаких монахинь в больнице не видели, а в тот день был праздник трёх сестер-мучениц – Ирины, Агапии и Хионии, которые, похоже, и посетили батюшку в мистическом видении. К отцу Иоанну приходит много людей с тяжёлыми недугами и пороками. Многие пьяницы и наркоманы после общения с ним начинают новую жизнь, а его храм уже давно славится как общероссийский центр православной трезвости. …Духовник Московской епархии, недавно вышедший на покой, но продолжающий принимать посетителей, 76-летний протоиерей Валериан Кречетов – выходец из купеческого рода Морозовых. Его отец, выжив в сталинских лагерях и пройдя Великую Отечественную войну, стал священником. А сам Валера с раннего детства, пришедшегося на военные годы, алтарничал в храме и наизусть знал церковные службы. Но принять священный сан решился, лишь основательно пожив мирской жизнью и почти достигнув возраста Христа. В молодые годы ему довелось поднимать целину и работать инженером, на его счету настоящие изобретения, а ещё он учился на лётных курсах и получил удостоверение штурмана. Когда же духовник, старец Сергий Голубцов, благословил его стать священником, Валериан сумел всего за один год экстерном окончить семинарию. Вместе с женой Натальей батюшка вырастил семерых детей, а уж сколько у него духовных чад – и вовсе не поддаётся подсчётам. Отца Валериана многие считают прозорливым, но, когда его называют старцем, он лишь отмахивается и искренне считает себя просто опытным священником. Батюшка убежден, что лишь ежедневная внутренняя работа над собой, молитва, труд и терпение способствуют духовному возрастанию и делают жизнь человека по-настоящему полнокровной и осмысленной, приближая его к главной христианской цели – спасению. В Московской епархии немало уважаемых и любимых в народе пастырей, к которым можно обратиться за помощью. Это – митрофорные протоиереи Георгий Бреев (настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском), Димитрий Смирнов (храм Святителя Митрофана Воронежского), Владимир Волгин (храм Софии Премудрости Божией), Иоанн Прускалёв (Никольский храм в городе Лосино-Петровском), протоиереи Артемий Владимиров (старший священник и духовник Алексеевского женского ставропигиального монастыря, образованного на территории, где стоит Храм всех святых в Красном Селе), Алексий Гомонов (храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках), Алексий Уминский (настоятель храма Святой Троицы в Хохлах), игумен Анатолий (Берестов). И многие-многие другие священники. Бесогоны-целители Чин изгнания бесов можно найти в большом требнике почти у каждого священнослужителя. Но браться за отчитку духовно больных людей рискуют лишь единицы из тысяч российских батюшек. К экзорцистам в православной Церкви относятся неоднозначно. Одни священники одобряют подобные методы или даже считают их «лекарством от всех болезней», другие – выступают категорически против. И каждый из них по-своему прав. С одной стороны, отчитка не всегда приносит пользу человеку, перенёсшему эту процедуру, особенно если в дальнейшем он не планирует вести воцерковлённую жизнь и находиться под защитой молитв и святых таинств. Кроме того, духовная война с инфернальными сущностями подчас заканчивается плачевно и для самих бесогонов, многие из которых в конце концов повреждаются умом и рассудком. Но с другой стороны, известно множество примеров, когда именно посещение старцев-экзорцистов помогало людям реально исцелиться и позитивно меняло всю их дальнейшую жизнь. Скромная церковь Иоанна Воина на окраине Новокузнецка известна теперь почти всей православной России. И не только благодаря чудесно проявившейся на оконном стекле храма нерукотворной иконе Богородицы. Здесь уже много лет воюет с демонами и исцеляет людей протоиерей Василий (Лихван). Когда-то он был простым строителем и помогал батюшке в храме в качестве псаломщика. Но случилась беда – тяжкая болезнь любимой дочери. Благодаря молитвам новокузнецкого специалиста по отчиткам, архимандрита Макария, девочка стала поправляться. А самого Василия благословили стать священником. Предчувствовавший, что жить ему осталось недолго, Макарий назначил батюшку своим преемником, очевидно, чувствуя в нём особый духовный дар. С тех пор батюшке приходится вести почти что монашескую аскетическую жизнь и всего себя отдавать тяжёлой духовной работе. Со всей Сибири и из других регионов России приезжают к отцу Василию. И не только одержимые, но и просто тяжелобольные. После исповеди и причастия они могут приступить к отчитке, длящейся шесть часов. В сложных случаях больным приходится приходить на отчитки несколько раз. Известно немало случаев, когда, побывав у батюшки, исцелялись даже больные онкологическими заболеваниями, на которых медицина поставила крест. У смертельно больных рассасывались злокачественные опухоли, а сами они, потрясённые свершившимся чудом, становились настоящими христианами. И это, по мнению священника, вполне естественно – ведь нередко Господь попускает людям тяжело заболеть только для того, чтобы человек наконец-то задумался над своей неправедной жизнью, захотел исправиться и обратился к Богу. Но горе тем, кто, получив помощь, снова возвращается к привычной греховной жизни. К таким людям болезнь, как правило, возвращается и больше уже не поддаётся лечению. К своему целительному дару отец Василий относится по-христиански скромно и ничуть этим не гордится. «Это не я, а Господь изгоняет из людей бесов, это Он излечивает людей от телесных недугов. А я – никто, я лишь инструмент в руках Божьих». В Нижегородской области славится архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель Оранского Богородицкого монастыря. Его проповеди проникнуты глубокой христианской мудростью, а сам батюшка, как говорят знающие его люди, видит всех насквозь. При лечении бесноватых ему нередко приходится выслушивать льющиеся из их уст угрозы от имени демонов и их зловещего повелителя. После службы его ряса бывает насквозь мокрой от пота – сказываются безчисленные земные поклоны и невероятное молитвенное напряжение, которое ему приходится каждый раз переживать. Одно из популярных мест паломничеств с «лечебным» уклоном – село Трескино под Пензой. Здесь в Христо-Рождественской пустыни служит и проводит отчитки игумен Кронид (Петров). В его храме у входа есть тетрадка, где люди записывают благодарности и впечатления от прошлых поездок. Судя по записям, помимо избавления от духовных проблем, некоторым паломникам удаётся получить исцеление от пьянства, курения, болезней суставов, почек, «болячек» по женской части и даже рака. Отец Кронид – крепкий, решительный, волевой и по-своему харизматичный монах. После литургии он начинает процедуру отчитки, храм при этом запирается его помощниками изнутри на крепкий засов, а прихожане становятся на колени. Некоторых пациентов батюшка аккуратно покалывает богослужебным копием – эта манипуляция, по мнению прихожан, помогает лучше достучаться до закостеневшей во грехах души и, вероятно, ещё и воздействует на биологически активные точки организма. Один мой знакомый возил на отчитку к Крониду жену, доставшую его вспышками буйного, зачастую немотивированного гнева и затяжными истериками. В храм она до этого не ходила, а при упоминании о Боге и Церкви недовольно кривилась и ругалась. Уговорить её поехать удалось, лишь пригрозив разводом. Эффект превзошёл ожидания. Неуправляемая женщина стала мирной и спокойной. С тех пор она сама охотно ходит молиться в церковь и принимать святые таинства. Помимо посещения отца Кронида многие паломники стараются сходить на местный святой источник, купаясь в котором можно усилить положительный эффект от посещения Рождественской пустыни. Есть в России и другие специалисты по отчиткам, наиболее известные из которых – архимандриты Герман (Чесноков) из Сергиевого Посада и Симеон (Кувайцев) из посёлка Рощинское в Башкирии, схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) из ивановского села Чихачёво, а также псковские бесогоны – архимандрит Мирон (Пепеляев) и игумен Пантелеимон (Ледин). Доверяй, но проверяй Митрофорный протоиерей Иоанн Барсуков, несмотря на весьма преклонный возраст (ему 84 года), практически ежедневно служит литургию в своём храме Рождества Пресвятой Богородицы. К нему на исповедь в расположенное на правом берегу Волги маленькое глухое живописное село Сумки (Марий Эл) приезжают со всех концов России. Своё духовное служение батюшка начал без малого полвека назад. В советское время, во время гонений на религию, он тайком ночами посещал болеющих верующих людей из окрестных деревень, исповедуя, причащая и соборуя их. Поныне, излив ему душу на исповеди, люди получают реальное очищение и утешение, а батюшкины молитвы помогают преодолеть жизненные тяготы и болезни. Когда однажды отец Иоанн серьёзно заболел и попал в больницу, ему хотели выделить отдельную палату для важных персон. Но тот отказался и настоял, чтобы его положили в самую обычную многоместную палату. После общения с ним несколько пациентов крестились, а кое-кому даже удалось расстаться с застарелыми и казавшимися непреодолимыми вредными привычками. Во Владимирской области, в селе Филипповском, служит протоиерей Стахий Минченко, настоятель Свято-Никольского храма. После его вдохновенных проповедей и молитвенных служб многие люди избавляются от курения, алкоголизма и даже наркомании. Среди прочих почитаемых в народе старцев – митрофорный протоиерей Александр Соколов, настоятель храма Сретения Господня в Балахне (Нижегородская область), протоиерей Владимир Головин из города Булгара в Татарстане, священноинок Пётр (Куницын) из посёлка Лукино и многие другие известные пастыри. Старцев у нас немало! И всё же не стоит забывать, что не каждый, кто вступил на тернистый путь старчества, способен вынести эту тяжкую ношу. Бывает, что даже очень уважаемые духовники со временем терпят поражение в непрерывной войне с искушениями и злом падшего мира и из проводников к Богу превращаются в зазнавшихся и самоуверенных «Иванов Сусаниных». А значит – старцу доверяй, но проверяй. Поверяя его советы Евангельскими истинами и святоотеческими наставлениями. Алексей ХУДЯКОВ Опубликовано в №06, февраль 2014 года |