СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Даниил Спиваковский: Меня называли Мистером Зло
Даниил Спиваковский: Меня называли Мистером Зло
23.02.2014 22:54
СпиваковскийДаниил Спиваковский из тех артистов, у кого всё в жизни получается: талантлив, востребован, успешен и, что немаловажно, счастлив в личной жизни. В свои 44 успел сыграть более полусотни ролей в большом кино и телесериалах. По-прежнему выходит на сцену родного театра имени Маяковского, разъезжает по стране и миру с антрепризными спектаклями, успевая при этом заниматься преподавательской деятельностью и воспитывать вместе с любимой женой троих детей.

– Чем удивите и порадуете зрителей в этом году?
– 6 февраля вышла в прокат картина «Совсем непростая история» режиссёра Фёдора Попова. Этот фильм был снят больше года назад, успел побывать на нескольких фестивалях, где получил разные призы. А премьера картины состоялась летом прошлого года в рамках Московского международного кинофестиваля – это о многом говорит. Очень интересная история о дружбе, любви, взаимопонимании, преданности и честности, о предательстве и спасении. Там много и смешного, и грустного, и нелепого, и даже трагического. Замечательная, светлая картина. Мой персонаж встречается с мальчишкой тринадцати лет, сбежавшим из детского дома. Я рад, что Фёдор Попов, режиссёр и продюсер картины, пригласил меня в ней сниматься. Побольше бы таких картин – говорю без ложной скромности.

Жду в этом году выхода картины Владимира Бортко «Душа шпиона». Думаю, фильм станет событием. Там яркий актёрский состав – Фёдор Бондарчук, Марина Александрова, Алексей Булдаков, Армен Джигарханян, зарубежные звёзды, среди которых Малкольм Макдауэлл. Это настоящая история о шпионах, в основу сценария лёг автобиографический роман «И ад следовал за ним» советского разведчика Михаила Любимова, работавшего в Англии и Дании. Бортко перенёс действие картины в наши дни, все персонажи – работники спецслужб разных стран и разных ведомств. Кто-то из них служит честно, а кто-то предатель. Фильм о том, какие размышления посещают человека на этом посту. Владимир Бортко всё-таки значительный режиссёр и простой детектив снимать не стал бы. Мой персонаж – человек, случайно попавший в шпионскую сеть. Не хочу раскрывать все карты, там есть и детективная линия. Не могу сказать, когда фильм выйдет в прокат, пока идёт монтаж и озвучивание.

Что кается телевизионных проектов, на экраны выйдут три телесериала с моим участием. Это сериал «Тальянка» Евгения Звездакова, в котором действие происходит во времена культа личности Сталина, но уже после войны. Мой персонаж – киномеханик, страдающий от неразделённой любви, человек со стержнем, принципиальный, честный. Чтобы спасти любимую, он берёт на себя вину за её проступок. В другом сериале, «Провокатор» режиссёра Вадима Шмелёва, я сыграл совсем иную роль – злодея, человека, который в конце каждой серии убивает разными способами одного или двух людей. Милейший типаж, но негодяй, мягко говоря. На съёмочной площадке меня в шутку называли Мистером Зло. В этом же году выйдет ещё один сериал – «Умельцы», где у меня роль второго плана. Но мой герой – яркий персонаж, аферист, запутавшийся в жизни человек.

– Вам частенько приходилось сниматься в роли злодеев. Даже Адольфа Гитлера довелось сыграть («Легенда об Ольге», 2009. – Ред.). Интересно ваше отношение к этой роли и к самому персонажу.
– К тому времени, когда получил роль Гитлера, я уже сыграл некоторое количество отрицательных персонажей и даже отъявленных негодяев – маньяков, «потрошителей», международных террористов. И я всегда старался быть как бы адвокатом своего героя, задавался вопросом: почему совершая те или иные поступки, даже преступные деяния, человек себя как-то оправдывает? Но что касается образа Гитлера, то тут я адвокатом не был. Хотя нельзя не признать, что этот человек был наделён способностями, которые отличали его от множества других людей. Другое дело, что эти способности и дарования он направил в нечто дьявольское, разрушающее. Пошёл по этому пути в силу обстоятельств и олицетворяет собой зло не только двадцатого века, но и всей истории человечества.

– Не могу не вспомнить ещё одну вашу роль – академика Ландау в фильме «Мой муж – гений», который вызвал в своё время множество толков и пересудов в силу невероятной достоверности. Как вы нашли ключ к образу этого гениального и неоднозначного человека?
– Я посмотрел очень незначительное количество документального материала – его действительно было мало, и ещё разговаривал с сыном Ландау. Не надо забывать, что фильм – всё-таки искусство, вымысел. То есть интерпретация образов и событий авторами фильма, актёрами. А уж зрители вольны с нами соглашаться или нет. Но сам факт, что о спектаклях или фильмах, в которых я участвовал, до сих пор дискутируют, означает, что работа не прошла даром.

alt

– Знаменитым вы стали после роли в фильме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн». А какая роль в кино была первой?
– Я никогда не задумывался о кино. В ГИТИСе учился у Андрея Гончарова – и благодарен за это судьбе. Институт окончил в 1994-м, тогда кино почти не снимали, и я играл в театре имени Маяковского, художественным руководителем которого и был Андрей Александрович. Когда на меня обратил внимание кинематограф, я был окрепшим театральным актёром, уже и главные роли исполнял, так что камера меня не испугала. На первую роль в кино попал случайно. Сидел на «Мосфильме», меня увидел ассистент режиссёра Сергея Газарова и пригласил на эпизодическую роль в фильме «Тёмная лошадка». Продюсером картины был Валерий Тодоровский. Посмотрев пробы, они вместе с режиссёром утвердили меня на главную роль Вани Табункова. После этого Тодоровский пригласил меня в свою картину «Мой сводный брат Франкенштейн» практически без проб. Но справедливости ради надо сказать, что до этого у меня была роль в очень популярном в народе сериале «Две судьбы» наших прославленных режиссёров Краснопольского и Ускова. Просто этот фильм хронологически вышел на экраны позже. По этой работе многие меня и помнят, хотя прошло уже больше десяти лет.

alt

– В последнее время создатели телесериалов исследуют события довоенного или послевоенного времени. Как вы думаете – чем вызван такой интерес кинематографистов к нашему прошлому?
– Может быть, тем, что большое видится на расстоянии, с одной стороны. А с другой, мы это время ещё помним благодаря нашим родителям, дедушкам-бабушкам. Мне посчастливилось работать и в костюмированных исторических картинах, и в современных, и в историях семидесятых годов. Очень дорожу ролью в картине «Сделано в СССР» – глубокий образ у меня получился.

– Вы снимались у самых ярких режиссёров нашего времени. Расскажите, в чём особенность работы, например, с Павлом Лунгиным…
– Он – яркая личность, бесстрашный, любящий гротеск, в хорошем смысле. Всегда открыт актёрским предложениям. И я рад, что поработал с ним в картинах «Бедные родственники» и «Мёртвые души». Это было незабываемое время. Он мудрец, энциклопедического образования человек, и его просто интересно слушать. И если Павел Семёнович сделает мне предложение по работе ещё раз – с удовольствием соглашусь.

– А теперь о личном. История вашего знакомства с женой весьма романтична. Вы увидели Светлану – и сразу узнали в ней свою женщину, так?
– Не могу описать те ощущения. Я летел из Москвы в Петербург, на съёмки. Открылись шторки, вышла стюардесса… Какие у меня тогда были чувства – любовь с первого взгляда или что-то ещё – не могу сказать. Телефон у неё попросить не решился, но тогда же, в Петербурге, понял, что должен найти эту девушку, должен с ней встретиться. Остальное неподвластно моим мыслям.

– Вы её нашли, но есть разночтения – каким образом вы сделали Светлане предложение: то ли в поезде Москва – Петербург, то ли на Патриарших прудах. Как было на самом деле?
– Когда мы со Светой познакомились, первое место, куда я её привёл, были Патриаршие пруды. Мы там гуляли вдвоём, а сейчас там же гуляем с детьми – у нас квартира неподалёку. Предложение руки и сердца я сделал в поезде Петербург – Москва, подарив обручальное кольцо. А в день свадьбы привёз невесту и всех гостей на Патриаршие пруды и там, встав на колени, уже публично «как будто бы» сделал предложение, в театрализованной форме.

– И теперь вы счастливый отец. Какие семейные ценности пытаетесь привить вашим детям?
– Мне хочется, чтобы наши дети уважали и любили близких, внимательно к ним относились, были честными и преданными. Мне кажется, что и мои родители, и родители Светланы привили нам эти качества. То же самое мы своим примером пытаемся передать троим нашим детям: Даше, которой почти шесть лет, Дане, которому в начале лета будет три, и Андрюше, которому в апреле будет год.

Спиваковский– Какие мультфильмы вы смотрите всей семьёй?
– Дети смотрят преимущественно современные фильмы: «Маша и медведь», «Барбоскины», «Лунтик». Но они любят и наши старые мультфильмы. Мы уже показываем старшим детям «Бременских музыкантов», «Ну, погоди!». Они уже знают и поют многие песни из этих фильмов. Любят «Летучий корабль» Гарри Бардина. И вместе с тем смотрят «Мадагаскар», «Панду», «Маугли».

– Какой фильм остался у вас в памяти с детства?
– У меня в памяти остался спектакль «Белоснежка и семь гномов» театра «Современник». Вот это я помню очень хорошо.

– А какие ваши самые любимые фильмы?
– «В джазе только девушки» и «Берегись автомобиля».

– На чтение время находите?
– Читаю большей частью сценарии и пьесы, а вечерами – сказки детям. Если есть возможность, стараюсь читать преимущественно классику. У меня студенты в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», четвёртый курс, выпускной год, и я уже поставил с ними несколько спектаклей и как педагог, и как режиссёр.

– Где-то прочитала, что вы преподавали такую дисциплину как «Общение». Вы ведь имеете ещё и диплом психолога.
– Я учился сразу в двух вузах – в ГИТИСе на актёрском и в МГУ на факультете психологии. И даже получал две стипендии. Так что у меня два диплома. И какое-то время я действительно проводил работу на базе московской психологической студии. Но в силу занятости по своей основной профессии на протяжении последних двух лет не делаю этого. Сейчас всё моё время занимает профессия актёра.

– Как вы относитесь к мысли о том, что не мы выбираем профессию, а она выбирает нас?
– Думаю, это не так. По крайней мере, у меня и у моих близких – мы сами направляли свою жизнь и сами выбирали профессии. Всё, что совершали в жизни, не было спонтанным поступком, а было обдуманно.

– Вас не угнетает тот факт, что вы себе не принадлежите? Съёмки, спектакли, разъезды. Дети подрастут, им нужен будет рядом отец.
– Профессия актёра всегда была кочевой. Света это понимает – сама в прошлом стюардесса. Сейчас она учится в одном престижном вузе, станет дизайнером интерьеров. Мне бы хотелось бывать дома чаще, но дети понимают, что у папы такая профессия. Я гастролирую и снимаюсь в разных городах, но тем не менее не так много отсутствую, чтобы дети совсем меня не видели. Иногда успеваю отвести их утром в детский сад, время от времени они бывают со мной в театре на спектаклях.

– Сейчас активно идут дискуссии о том, что в семьях должно быть больше детей, а не один-два. Что вы об этом думаете?
– Среди моих коллег сейчас просто бэби-бум. С кем ни снимаюсь (имею в виду актрис) – кто-то первого ребёнка ждёт, кто-то второго. Последние два года многие рожают, это говорит о некоей стабильности. Значит, люди понимают, что смогут прокормить детей.

– В стране всё больше пропасть между бедными и богатыми. Вас как-то задевает такое расслоение в обществе?
– Так было во все времена в истории человечества. К этому надо проще относиться. Главное – воспитывать детей и любить жену.

– Когда Светлана окончит институт, вы не станете возражать, если она захочет работать дизайнером?
– Конечно, нет. Если даже сейчас, при наличии троих детей, она учится на дневном отделении… Наверняка пойдёт работать – дети не могут быть помехой. Тот, кто говорит, что дети помеха учёбе, работе, карьере, – просто прикрывает свою неспособность развиваться. Если вы чего-то хотите, то вам никто не помешает. А дети, наоборот, помогают и организовывают.

Расспрашивала
Эвелина ГУРЕЦКАЯ
Фото: ИТАР-ТАСС, из личного архива

Опубликовано в №07, февраль 2014 года