СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Америка до Христофора Колумба. Инки, ацтеки и майя: как это было
Америка до Христофора Колумба. Инки, ацтеки и майя: как это было
03.04.2014 00:08
Краткое изложение событий

Америка до Христофора КолумбаКогда в 2006 году на экраны вышел фильм Мэла Гибсона «Апокалипсис», рассказывающий о нравах обитателей доколумбовой Америки, современные индейские вожди возмутились. По их мнению, режиссёр представил народ майя кровавыми дикарями и как-то совсем забыл об их достижениях. Дескать, майя построили колоссальную империю, создали великие памятники искусства, письменность, придумали свой уникальный календарь, которым, правда, напугали весь мир (вспомните его предсказания: в декабре 2012-го должен был наступить конец света). А что просвещённые индейцы не без удовольствия пускали кровь и пленникам, и соплеменникам – так это изредка и исключительно по делу. А как иначе договориться с богами, чтобы солнце продолжало двигаться по небу? В общем, в Америке всё шло как надо, пока на горизонте не забелели паруса европейских кораблей.

Всё в крови

Все народы любят свой «золотой век» и, думая, что лучшие времена остались в прошлом, с гордостью вглядываются во тьму времён. Китайцы превозносят эпоху Цинь, итальянцы тоскуют о Древнем Риме, мы идеализируем домонгольскую Русь. Ныне живущим потомкам майя, ацтеков и инков тоже есть чем любоваться: их великая эпоха простирается от начала нашей эры и до испанского вторжения в XVI веке.

Конечно, любому народу есть чем гордиться, и достижения древних индейцев также поражают воображение. Дошедшие до нас памятники архитектуры не уступают шедеврам Старого Света – ступенчатые пирамиды ацтекского города Теночтитлана и Чичен-Ицы народа майя, храмы инков в Мачу-Пикчу, частично разрушенные, но всё равно величественные, привлекают сегодня толпы туристов. Но за всей этой красотой, за высокой культурой стоит большая кровь.

Одной из древнейших цивилизаций Америки были майя. Потомки этого народа живут сейчас в Мексике и Гватемале. Майя не знали, что такое колесо и гончарный круг, но обладали феноменальными познаниями в астрономии и математике. А уж что касается религиозных культов, тут они вообще были специалистами.

Поскольку кровь у майя, как и у других индейцев, считалась субстанцией священной, её пускали охотно – и из разных мест. Делалось это при стечении большого количества народа; главным образом прокалывались мягкие ткани – язык, уши, крайняя плоть как юношей, так и женщин, занимавших высокое положение в обществе. Собранной кровью обмазывались идолы. Причём кровь из полового члена и вагины считалась наиболее священной и имела «необычайную оплодотворяющую силу».

Один из исследователей пишет: «Мужчины и женщины собирались в храме, и каждый делал прокол в теле соседа, затем через проколы пропускалось столько шнура, сколько они могли вынести, и после участники стояли, скреплённые вместе и как бы нанизанные на шнурки, поливая собранной кровью статую демона».

Несмотря на это, учёные в один голос твердят, что майя были не такими кровожадными, как их соседи. И всё же, кроме простого, пусть и довольно садистского окропления идолов юшкой, в запасе у них имелись более жёсткие варианты. В главном городе их империи Чичен-Ице находились два глубоких колодца, в которые бросали людей в качестве жертв богу дождя Чааку.

Правда, в жертву обычно приносились рабы-пленники, что, конечно, «извиняет» майя. Рабов измазывали синей краской, жрец, используя специальный нож, быстро извлекал из жертвы ещё бьющееся сердце. Затем оно приносилось храмовому идолу, который также окроплялся кровью.

В особых случаях майя приносили в жертву детей, как правило, при основании храмов. Кстати, об уникальном индейском искусстве: на расписных кувшинах можно видеть ритуал извлечения сердец мальчиков при восхождении на трон новых правителей. На раскопках в Белизе (Центральная Америка) нашли останки пятерых детей – от новорождённых до восьми лет, а в Мексике было обнаружено захоронение малышей одного-двух лет.

Дикость, скажете? С нашей точки зрения да. Но дело в том, что майя не видели разницы между человеческим и нечеловеческим: что зёрна кукурузы положить на алтарь, что кровь младенцев пролить. Ведь жертва – она и есть жертва.

Нож в сердце

Ацтеки, соседи майя, наводили ужас на всех, кто с ними сталкивался. Народ был боевой, воевал со вкусом, отдыхал с огоньком. Их ритуалы похожи на обряды майя – нож в грудь, и сердце долой, – но есть и свои особенности.

Главным развлечением ацтеков были войны, причём бились за идею. Она заключалась в следующем: чтобы солнце могло нормально светить в течение следующего 52-летнего цикла, богам нужно платить. Чем? Ясное дело, сердцами пленников. Для этого ацтеки совершали набеги на земли соседей и уводили с собой живую добычу. Интересно, что такие походы изысканно назывались «цветочными войнами» – просто населению насилуемых земель было предписано встречать захватчиков с цветами в руках, прямо как воинов-освободителей.

У ацтеков было 18 основных праздников, так что жертв требовалось много. Местные боги были разборчивы: одни предпочитали молодых девушек, другие – болезненных мальчиков, третьи – своих же ацтеков-добровольцев.

Хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 20 тысяч пленников за четыре дня, причём руками одного единственного императора-полководца. Учёные, конечно, оспаривают эту фантастическую цифру – получается, что убивать нужно было 17 человек в минуту в течение четырёх дней, мясорубка какая-то! Поэтому более правдоподобно выглядит другая цифра – 3 тысячи пленных.

У головорезов-ацтеков даже было своеобразное чувство прекрасного. Так, в их главный ежегодный праздник Токстатль в жертву приносился самый красивый юноша из пленников. Его увешивали золотыми украшениями, дорого одевали, учили хорошим манерам, игре на флейте. За десять дней до смерти юношу женили на четырёх благородных девушках, за пять дней – устраивали пышные пиры.

Кстати, сами пленные, приносимые в жертву, как правило, не противились своей участи: такая смерть была для них лучшим способом попасть в иной мир, бегство же могло стать клеймом позора.

Трус не играет в тлачтли

Может создаться впечатление, будто индейцы только и делали, что убивали. Поэтому поговорим о спорте. Во всей доколумбовой Америке была очень популярна игра в мяч, у ацтеков она называлась «тлачтли». Сам мяч был каучуковым и весил 3–4 килограмма; били по нему не ногами, а бёдрами и руками. Мячом нужно было попасть во вделанное в стену кольцо – наподобие баскетбольного, только вертикальное.

Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давали право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась «беготнёй, криками и смехом». Люди делали ставки на результаты игры. Середняки могли ставить еду, обеспеченные граждане – свои богатства, наложниц, а бедняки ставили на кон свободу, в случае проигрыша рискуя стать рабами.

Это сейчас спортсменам-победителям вешают на шею медали, вручают кубки и ключи от машин. Наградой ацтекскому Марадоне был всё тот же каменный нож в грудь, а отделённая от тела голова становилась мячом в новой игре. Правда, другие источники утверждают, что в жертву приносили капитана проигравшей команды, что логичнее: ибо зачем мёртвому спортсмену собранные у зрителей одеяла?

Но даже если не учитывать человеческие жертвоприношения, игра могла быть довольно жестокой из-за тяжёлого мяча. Некоторые травмы у игроков были настолько серьёзными, что «спортсменов» приходилось вскрывать. Испанцы вообще утверждали, что если мяч попадал игроку в причинное место, его тут же лишали жизни.

Среди других радостей ацтеков было употребление пульке – слабоалкогольного напитка из сока агавы. Только вот напиваться пульке до достижения преклонного возраста запрещалось. Нарушение запрета каралось, конечно же, смертью.

Белковая диета

В кино индейцев показывают мускулистыми и атлетически сложёнными. Это в общем, соответствует действительности – войны и спортивные состязания требовали от мужчин хорошей физической подготовки. Кроме того, испанские источники называют индейцев «высокими людьми», но здесь кроется подвох. Дело в том, что во времена Великих географических открытий средний рост европейца составлял около 152 сантиметров, а индейца – около 156 сантиметров, что в сочетании с крепким телом создавало впечатление высокого и мощного противника.

Кстати, питание этих атлетов было не таким уж калорийным. В основном ели блюда из маиса (кукурузы), бобов и тыквы; из редких мясных закусок в доме ацтека присутствовали индюшатина и даже собачатина – разводили специальную мясную породу собак «ицкуинтли». Не брезговали и насекомыми – сверчками и муравьями.

Входила ли в меню ацтеков человечина? Здесь мнения расходятся. Есть данные, что мясо жертв было частью рациона ацтекской элиты в качестве награды, ну просто потому, что основное маисовое питание включало мало белков. То есть пленники были «ходячим мясом». Однако большинство историков это оспаривают, утверждая, что человечина «не составляла значительную часть рациона ацтеков». Так, небольшое лакомство.

Но то, что людей ели, – факт, здесь и искусство свидетельствует: до нас дошли рисунки, на которых изображены употребляемые в пищу человеческие руки. А комментарий на испанском языке сообщает, что индейцы очень полюбили завезённую испанцами свинину, так как она напоминала им человечину.

Испанский завоеватель Эрнан Кортес, уничтоживший ацтекскую цивилизацию, в одном из писем говорит, что его солдаты поймали индейца, поджаривавшего младенца на завтрак. Ещё в одной испанской летописи написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину-захватчику. Он варил мясо, потом разрезал на мелкие кусочки и подносил в дар важным людям в обмен на подарки и рабов.

Любопытная деталь: такое мясо приправляли только солью и ели вместе с кукурузными лепёшками, но без вездесущего обычно перца чили.

Парня в горы тяни

Инки, южные соседи майя и ацтеков, создали огромную империю, занимавшую часть территорий современных стран Перу, Боливии и Чили. Этот народ был не самым воинственным в регионе, но, наверное, самым мудрым. Так, прежде чем покорить соседей, инки предлагали им в буквальном смысле трижды подумать – надо ли сопротивляться. И только после третьего отказа вводили войска.

Их нравы можно было бы назвать более мягкими, если бы не ритуал Капак Хуча, или Великое Жертвоприношение. Для его проведения по всей стране отыскивали детей не старше десяти лет, без физических недостатков. Выбор зависел и от положения родителей, так как участие в ритуале обеспечивало им уважение окружающих.

Один из провинциальных чиновников отправил в столицу свою десятилетнюю дочь в дар богу Солнца. В награду за папашины заслуги девочка была не только принята с почестями Великим Инкой, но и отослана назад – для жертвоприношения дома. Недалеко от её родного села на вершине горы устроили гробницу, в которой избранницу бога Солнца замуровали заживо вместе с сосудами и украшениями. Принесённая в жертву девочка превратилась в местное божество, в честь которого устраивались особые церемонии. Её младшие братья стали жрецами, а папа продвинулся по карьерной лестнице.

Недавно в горных районах на границе Чили и Аргентины обнаружили необычные захоронения, тоже, видимо, связанные с Капак Хуча. В ледяной пещере на высоте 5,4 тысячи метров обнаружили труп сидящего мальчика 8–9 лет. Рядом с ним лежали браслеты из серебра, подвески, золотая игрушечная лама, серебряная кукла, сумочка из перьев. По словам экспертов, ребёнка поместили в могилу ещё живым в состоянии наркотического транса или алкогольного опьянения. К вершине он поднимался сам, отморозив по дороге кончики пальцев…

Превращённые в божества и вознесённые на высочайшие вершины, жертвы, по представлениям инков, «осеняли своей благодатью» всё государство.

Опять дикость, варварство. Но зато в империи был идеальный порядок: законы были такими строгими, что их практически не нарушали, наказание нередко было одно – смертная казнь. Поэтому никаких взяток, краж или, не дай бог, убийств. Этим, кстати, впоследствии восхищались испанские мародёры: «По правде говоря, мало народов в мире имели лучшее правление, чем у инков».

Страшная сила

Надо понимать, что жизнь людей в древности и средневековье не была лёгкой, борьба за выживание велась каждый день. Войны, кровавые ритуалы и повсеместная жестокость – для тех же индейцев обыденные вещи, и судить их по нормам современного уголовного права бессмысленно. К тому же, по некоторым сведениям, жертвы, скорее всего, не сильно мучились, поскольку находились под воздействием наркотиков.

Да, и для майя, и для ацтеков, и для инков повседневные кровь, смерть, садизм были чем-то само собой разумеющимся, но жили они не только этим, иначе не оставили бы по себе ничего, кроме гор черепов и костей. Люди, каковы бы ни были обстоятельства их жизни, должны влюбляться, жениться, рожать детей, стараться увидеть в окружающем мире красоту. И красота эта могла быть совсем не похожа на ту, к которой мы привыкли.

Так, майя считали красивыми косоглазых людей с плоской головой. Заботливые матери, желая придать глазам детей «красоту и божественность», привязывали к их волосам шарик из глины таким образом, чтобы он располагался перед глазами ребёнка. А плоским череп делали так: сразу после рождения ребёнка помещали в специальную колыбель, где особым образом фиксировали голову.

Майя создавали свои семьи через свах, так как, согласно традиции, мужчина считал ниже своего достоинства самостоятельно подыскивать жену. Существовали и добрачные связи – ни мужчины, ни женщины не были обязаны хранить девственность до свадьбы. Например, юноши перед браком собирались на мальчишник в специальном доме, открытом со всех сторон, где развлекались, пользуясь услугами проституток.

Девушки майя и ацтеков выходили замуж примерно в 16 лет. Мужчине разрешалось иметь несколько жён при условии, что он сможет всех их обеспечить. В таких случаях первая жена была главной.

Инки тоже были многожёнцами. Девушек обычно выдавали замуж в 12–14 лет. Интересно, что инки рассматривали свадьбу не как некое счастливое событие, а скорее как деловое соглашение между двумя семьями. Как только женщина выходила замуж, она была обязана готовить еду, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей; причём все эти обязанности должна была выполнять в полной мере даже при беременности.

Хэллоу, Америка

К сожалению – или к счастью, но индейцы Северной Америки, знакомые нам по книгам Фенимора Купера и фильмам с Гойко Митичем, все эти ирокезы, команчи и могикане не создали своих государств. К моменту появления на континенте европейцев они вели племенной образ жизни, охотились, рыбачили, занимались земледелием, враждовали между собой. И больше о них до столкновения с ковбоями действительно нечего сказать.

А что касается майя, ацтеков и инков, то их древние хроники закончились с прибытием к берегам Нового Света испанских кораблей в 1519 году. Белые люди принесли с собой порох, лошадей, Библию и оспу. За пару десятков лет они, не надрываясь, извели под корень всё, чем так страстно жили индейцы на протяжении столетий.

Сегодня потомки майя говорят о себе так: «Мы – не мифы прошлого, не руины в джунглях и не звери в зоопарке. Мы – люди, хотим уважения, не желаем быть жертвами нетерпимости и расизма». И этот народ можно понять, ведь великая и ужасная страница их истории давно перевёрнута.

Алексей ЧАГАЕВ

Опубликовано в №12, март 2014 года