Пахнет родным
18.04.2014 20:20
Отец расписался в дневнике и сказал, что собака будет

Пахнет роднымЭто было давно. В посёлке, что рядом с окраиной города, мы построили себе дом. Соседями была семья из пяти человек: муж, жена, старшая дочка и двое сыновей-двойняшек. Наши дети быстро подружились.

И вот мои сообщили, что у соседских мальчишек появилась собака. Они давно просили об этом родителей, и отец поставил условие: исправите свои тройки, тогда будет собака.

Проверяя как-то дневники, отец отметил, что оценки у сыновей хорошие, четвёрки и пятёрки, и замечаний нет. Расписался и сказал, что собака будет.

Холодным зимним вечером, придя с работы, он вытащил из-под расстёгнутого полушубка щенка и сказал:
– Вот вам, ребята, друг. По-французски – комрад (так в тексте, по-французски – камарад, товарищ. – Ред.).

Кличку придумывать не стали, Комрад так Комрад. Опустили на пол, он сразу сделал лужицу. Мама заворчала:
– Теперь убирайте сами.

Ну что же, Комрад наш, будем убирать – решили ребята.

Щенок был чёрный, с висячими ушками, а глаза, как у всех домочадцев, – голубые. Ему отвели место за печкой, однако утром он всегда посапывал в постели с мальчишками.

К весне щенок подрос, стал красивым «дворянином». Когда ребята играли на улице в прятки, он выдавал только соседских ребят, а своих никому не показывал. Мальчики в магазин – и он с ними, ждёт на улице у дверей. Ребята поливают грядки в огороде – он с ними к колонке за водой ходит. Вменил себе в обязанность провожать ребят в школу. А как же! Ведь надо дорогу переходить. Вошли мальчишки в школу – можно идти домой, отдохнуть до вечера, а там и встречать их пора. Придёт к школе и сидит, ждёт, когда занятия закончатся, потом домой ведёт.

Однажды ребята решили над Комрадом подшутить. Слились с толпой учеников и, не переходя на противоположную сторону улицы, где сидел пёс, ушли. Комрад сидит, ждёт. Вот уже все школьники прошли, а его хозяев всё нет. Забеспокоился, побежал домой, а мальчики к тому моменту уже к дому подходили. Он давай на них лаять. Забегает вперёд и ругается: «Что за безобразие? Сижу, жду, а они по-другому маршруту пошли!» Обиделся, забежал во двор и лёг за дровами: глаза бы мои на них не смотрели.

Ребята просили у Комрада прощения, гладили его, а потом незаметно для родителей отдали кусочки мяса из супа. Ну что сказать – доброе сердце отходчиво.

Как-то в выходной решили все вместе отдохнуть. Мама звала в парк на каруселях кататься, мороженое есть, но ребята стали упрашивать родителей сходить на реку Тобол.
– Я плавать не умею, – сказала мама. – А на берегу просто так стоять не хочу.

Но ребята всё равно уговорили.

Они купались, прыгали с отцовых плеч в воду, ныряли. Комрад зорко следил за тем, чтобы под водой никто долго не находился, прыгал к ныряльщикам и лаял, ругался. Маме надоело стоять на берегу, она сняла босоножки и пошла в воду. Комрад увидел это и в три прыжка добрался до неё. Лает, оттесняет к берегу: «Ты зачем в воду полезла? Говорила – плавать не умеешь!» Так и выгнал из воды.

Прошло время, семью постигло горе – умер отец. Ребята подросли, окончили школу, училище, и только стали работать – их призвали в армию. Сестра вышла замуж. Остались дома мама и Комрад. Как-то пришла мама с работы, Комрад встречает её и лает на почтовый ящик. Заглянула, а там письмо от ребят. Читали вместе, пёс его даже понюхал – родным пахнет.

Комрада давно нет, а все вспоминают о нём с теплотой. Собак больше не заводили.

Из письма Т.М. Середкиной,
г. Курган
Фото: Павел Шелков


Опубликовано в №15, апрель 2014 года