СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Алла Сурикова: Режиссёр сидит на стуле, а все вокруг бегают и кланяются
Алла Сурикова: Режиссёр сидит на стуле, а все вокруг бегают и кланяются
12.05.2014 12:21
СуриковаДаже одного фильма, снятого Аллой Суриковой, – «Человек с бульвара Капуцинов» – достаточно для того, чтобы она навсегда вошла в историю кино. Но она сняла также «Ищите женщину» с Софико Чиаурели и Леонидом Куравлёвым, «Будьте моим мужем», «Дети понедельника» и ещё множество замечательных лент. В общем, наша гордость!

– Алла Ильинична, вы получили профессиональное образование как режиссёр-постановщик детского фильма, и только сейчас, сняв два десятка замечательных картин для взрослых, взялись наконец за детское кино. Почему вдруг?
– Как вы уже сказали, я начинала с детского кино. Мой дипломный фильм был как раз детским мюзиклом («Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности», 1974. – Ред.) и даже получил приз «За лучшую режиссуру» на Всесоюзном кинофестивале «Молодость» в Киеве. А ещё у меня был такой фильм – «Тайна «Волчьей пасти». Он тоже «нахватал» кучу призов и даже взял Гран-при на питерском Международном фестивале кино для детей. Я сняла его, когда детское кино вообще исчезло с экранов – в 2004-м.

Сейчас ситуация как будто лучше, но очень однобокая, наше кино вроде есть, а проката нет. На всех уровнях говорят: нам нужны наши детские фильмы! Родители говорят, педагоги, депутаты, «летят самолёты» – тоже говорят. Вот я и решила: «Полный вперёд!» Картина так и называется. Это фильм для семейного просмотра, приключенческая комедия с трюками, каскадёрами, музыкой Максима Дунаевского, Николаем Фоменко и Оскаром Кучерой в главных ролях. В картине много юмора, надеюсь, его примут и дети, и взрослые, у нас всё-таки главная тема – семейная. Ведь каждому ребёнку нужна нормальная полноценная семья с мамой и папой. Мой герой спрашивает свою маму: «А я сирота?» – «Почему же, у тебя есть я» – «Значит, я полусирота? А где мой папа?». Эту роль играет Прохор Тесленко, очень искренний, обаятельный и талантливый мальчик, он из Музыкального театра юного актёра под руководством Александра Фёдорова. У Прохора редкое сочетание таланта, искренности и абсолютной дисциплинированности. Дисциплина у него, вероятно, от родителей – цирковых артистов, воздушных акробатов.

– В каждом из ваших фильмов снимались наши самые звёздные актёры. Как вам удаётся их заполучить, и трудно ли работать со звёздами?
– Бывает так, что актёр занят в других картинах, я стараюсь под него где-то подстраиваться. Если актёр с именем говорит «да», могу дать ему время. Недавно был такой случай. Одна актриса, которую я для себя изначально утвердила на проект «Полный вперёд!», морочила нам голову практически до начала съёмочного периода, а потом сказала: «Вы знаете, я всё-таки не смогу». А у меня уже утверждён мальчик, который по фильму должен быть её сыном. Начали думать, кто может стать его «мамой» – от актрисы требовалось «совсем немного»: внешнее сходство, талант, умение жить в кадре и быть такой же искренней, как ребёнок. Тогда возникла кандидатура прелестной сербской актрисы Даниэлы Стоянович, которая снималась у режиссёра Владимира Мотыля. Это было счастье, когда «сын» и «мать» сели рядом! Они оказались невероятно похожи друг на друга, так что «папу» для них можно было брать уже любого. Им стал актёр Оскар Кучера.

alt

Со звёздами работать порой бывает даже проще, от хороших актёров надо получать, а не навязывать им что-то. Я своим студентам всегда говорю: если вы снимаете звёзд, говорите с ними так, чтобы они прониклись к вам доверием, стали вашими друзьями. Комедия – очень сложный жанр. Сыграть трагедию, драму намного легче, заставить человека рассмеяться – трудно. Здесь нужны хороший сценарий и особое чувство юмора у актёра, желательно и у режиссёра.

– Всегда ли получается находить контакт с актёром?
– Пока получалось. Но вот если актёр пьёт, это очень тяжело. Ты утверждаешь его и не знаешь, что он с головы до пят алкоголик и завязал только для того, чтобы его утвердили на роль. А как только получил добро, снялся в двух-трёх сценах – снова начинает «ковать своего», пить каждый день. Только и мечтаешь дожить с ним до конца съёмок и расстаться навсегда! Но я, слава богу, с такой ситуацией столкнулась давно и лишь однажды.

Был и другой случай. Один актёр практически всё время на съёмочной площадке, когда не был занят в кадре, проводил с телефоном или айпадом, играл. Подхожу к нему и говорю: «Я не могу представить, чтобы Андрей Миронов на съёмочной площадке сидел вот с этой штукой. Неужели вам неинтересно, что делают другие, что происходит в процессе съёмок? Неужели не хочется потом прыгнуть на ступеньку выше?» Он мне честно отвечает: «Знаете, у меня такой въедливый характер, что если я не отвлекусь на компьютерные игры, то стану только всем мешать». Он был честен, и я оставила его в покое.

– С удивлением узнала, что ваш самый знаменитый фильм, хит всех времён «Человек с бульвара Капуцинов», где играли лучшие советские актёры, получил всего один приз на кинофестивале в Одессе. Как же так?
– Не один, а три! И главный – Гран-при – на родине вестерна, в Лос-Анджелесе, на кинофестивале «Женщины в кино». А в Одессе – даже два, с замечательными формулировками: «За достоверное изображение Дикого Запада в «диких» условиях советского кинопроизводства». И «За лучшую драку между советскими актёрами». Шутки шутками, но картина была продана в тридцать стран мира, на родине её посмотрели шестьдесят миллионов зрителей. И это, наверное, самое важное для жанрового кино.

– Фильм такой искромётный, уверена, была масса забавных ситуаций во время съёмок…
– На расстоянии многое может казаться забавным, а тогда, скорее, было проблемным. Городок Санта-Каролину построили в Крыму, но он сразу стал заваливаться от ветра. Лошадей обеспечил кавалерийский полк, существовавший при Госкино для съёмок «Войны и мира» и прочих «лошадиных» блокбастеров. Но командир этого полка был упрям, отказался доверить коней каскадёрам, чуть не перевернул дилижанс, сорвал съёмки, а потом и вовсе увёз лошадей вместе с фуражом в Москву. Выручили конокрады: привели для нужд киноискусства лошадей неизвестного происхождения, и те сыграли лучше профессионалов!

alt

А вот актрису на роль типичной американской красотки Дианы Литтл помогал выбирать Андрей Миронов. Записали пробы юных Ирины Розановой, Ольги Кабо, студенток театральных вузов, и все эти пробы показали Андрею. Он выбрал Александру Яковлеву-Аасмяэ, которая прославилась в фильме Александра Митты «Экипаж». Для роли Дианы ей надо было многому научиться: профессионально танцевать, лихо скакать на лошади и привычно вертеть кольт вокруг пальца. А вот пела за неё Лариса Долина.

– У вас абсолютный дар комедиографа, но в кино вы пришли не сразу. Академическое образование филолога, да ещё лингвиста. Как так получилось?
– Кино – любовь со второго взгляда. У меня в жизни часто так случалось, я даже свою книжку так назвала – «Любовь со второго взгляда». Моя сестра Лиля собирала фотографии артистов, мне тоже передалось это увлечение. В доме всегда с почтением и придыханием произносились имена великих актёров. Конечно, не могло не родиться желание не только увидеть всё это, но и поучаствовать. Почти все девочки в юном возрасте хотят быть артистками, естественно, я тоже хотела. И вот мы с родителями приехали отдыхать в Одессу, и папин брат, мой дядя-актёр, привёл меня к профессору Голубинскому, который преподавал в театральном училище, куда я намеревалась поступать. Он сказал: «Ну, прочтите что-нибудь». Я читала монолог Липочки из пьесы Островского «Свои люди – сочтёмся». Мне казалось, что я читала замечательно, а он послушал и сказал: «А что вы «шокаете» и «гакаете»?» Украинский язык сидел во мне со всеми «шо» и «га» по полной программе, и профессор своими замечаниями напрочь отбил у меня желание стать артисткой.

Лет в шестнадцать я начала интересоваться кинематографом. А почему бы нет? Как сказал мой внук Коля, когда ему было лет пять: «Я тоже хочу быть режиссёром, когда вырасту. Режиссёр сидит на стуле, качается, а все вокруг бегают и кланяются, кланяются, кланяются». В общем, другой мой дядя, художник кино, повёл меня к своему соседу, известному режиссёру, который сказал: «Девочка моя, это суёвый тьюд» (он не выговаривал практически все буквы алфавита). Сосед крепко приложился к моему смутному желанию и на долгие годы отбил охоту соваться в эту профессию. Так я занялась наукой.

Сурикова– А откуда у вас это потрясающее чувство юмора, способность иронично передать на экране комические ситуации?
– Я выросла в семье, где была добрая и смешливая атмосфера: музыка, песни, анекдоты, много шуток и смеха. Не знаю, повлияли ли на меня родители, но вот папа, например, последний год жизни провёл в инвалидной коляске и всё время говорил: «Это мой последний автомобиль». У него был рак, сам он не мог передвигаться, но шутил до конца. Удаётся ли мне идти по жизни с юмором, надо спрашивать у моих студентов. И в МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания. – Ред.), и на Высших режиссёрских курсах, где я вместе с Владимиром Фокиным веду мастерскую, тоже стараюсь приобщать студентов к жанру комедии.

– Вы автор идеи и бессменный президент фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!», где любят повторять: «Мир уцелел, потому что смеялся». Когда вы сами пришли к этому выводу?
– В этом году нашему фестивалю пятнадцать лет, юбилей! Я к комедии отношусь с почтением в любом её проявлении. И наш фестиваль старается в своей программе показать всю палитру сегодняшней комедии. Все просмотры фестиваля – некоммерческие. Зрители голосуют анкетами, которые всем раздают перед сеансом. В анкете написано: «отлично», «хорошо», «так себе». Словом «плохо» мы не пользуемся. Чувство юмора зрителя – очень тонкий инструмент: один хохочет, а другой испуганно оборачивается. Сегодняшнюю комедию часто обвиняют во всеядности, отсутствии высокого штиля, в потакании низкопробным вкусам. Да, беда сегодняшней комедии – а не вина её! – в отсутствии Горина, Брагинского, Шварца, в том, что у прокатчиков в каждом глазу по калькулятору, в том, что для эксперимента в комедии не остаётся воздуха, в том, что комедии научить нельзя…

– Вы выросли в Киеве, прожили там часть жизни, как режиссёр состоялись в России. Вас, конечно, не оставляет равнодушной то, что происходит сегодня на Украине.
– Как человек, окончивший школу на Украине, изучавший украинскую литературу, достаточно свободно говоривший на украинском языке, я особо остро ощущаю сегодняшнюю ситуацию, хотя пока не понимаю, во что она выльется. Вот у меня есть два студента с Украины, один живёт в Харькове, другой в Москве. Тот, что в Харькове, пишет мне письма: «Вы ничего не знаете, вы не понимаете, ваша пропаганда делает всё не так», – а второй, из Москвы: «Я бы на его месте схватил в охапку жену и ребёнка, переехал в Россию под шумок, пока дают гражданство, и тут начал бы снимать кино, потому что на Украине «кина» нет и ему ничего не светит, а он талантливый комедиограф».

– Как думаете, в какую сторону всё повернётся? Будет федеративная республика Украина или страна вовсе распадётся?
– А это неважно. Важно, чтобы и Россию, и Украину все другие страны оставили в покое, чтобы мы – Россия и Украина – разобрались между собой. Разделится ли Украина – и так ей будет удобно, не разделится – и так тоже ей будет удобно. То есть я считаю, что не нужно вмешиваться людям, которые ничего не понимают про загадочную славянскую душу, чтобы они не давали советы и не рассказывали, как нам жить. «Оставьте: это спор славян между собою», – писал Пушкин.

Расспрашивала
Эвелина ГУРЕЦКАЯ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №18, май 2014 года