СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Юрий Грымов: Я уверен, что мужчины примитивнее женщин
Юрий Грымов: Я уверен, что мужчины примитивнее женщин
08.06.2014 23:36
Юрий ГрымовРежиссёр, сценарист, телеведущий, художественный руководитель студии «ЮГ». Член Совета по государственной культурной политике, академик кинематографических искусств, академик рекламы. За время работы Юрий Грымов снял около 600 рекламных роликов, получивших свыше 70 призов на российских и международных фестивалях. На его счету известные фильмы. И вот теперь он начал новую страницу в своей биографии.

– Ваше имя большинству почитателей известно в связи с кино, а сегодня вы ушли в театр. Почему вдруг?
– Кино мне стало неинтересно. Считаю, что оно должно быть для зрителя не только развлечением, а этого в наших кинотеатрах практически нет. Девяносто девять процентов фильмов мне, как зрителю и кинорежиссёру, совершенно неинтересны. Театр – другое дело, театр не может существовать без эксперимента, он заставляет тебя искать что-то новое, что я прежде и делал в кино. Мне важна мысль, в кино этого почти не осталось. У меня сейчас практически нет шансов снимать своё кино, а то, что финансируется государством, мне неинтересно. Если потребуюсь – позовут. А сейчас получаю удовольствие от зрителей в театре. Читаю отклики, выслушиваю советы, вижу, как зрители плачут. И какое огромное количество молодёжи приходит в театр! Причём они приходят не поржать, а попереживать. Для меня это неожиданность. Но я знаю, почему такое количество молодых людей потянулись в театры. Многим стало просто жалко тратить своё время на кино, потому что основная масса фильмов – это лабудень для подростков четырнадцати-пятнадцати лет. Поэтому люди мыслящие собрались сегодня в театрах. Они хотят узнать что-то о себе: как общаться с противоположным полом, что значит любить, что такое ненависть и предательство. Все эти вопросы задаются в хорошей литературе и в театре.

– Спектакль «Цветы для Элджернона», который вы поставили в молодёжном театре (РАМТ), пользуется невероятным успехом у зрителей, а вот пресса и критики осторожно называют его «коммерчески успешным».
– Зрители мою постановку приняли, я рад, что они мне доверяют. А мнение критиков… Не забуду, как один известный продюсер, посмотрев мой фильм «Муму», сказал: здесь слишком много Грымова. Он явно хотел меня обидеть, хотя потом мне очень многие люди объясняли, что это комплимент. Я всегда снимал только то, что меня беспокоит. Не чувствую себя звездой, да мне это и не надо. Хочу оставаться адекватным и честным с самим собой. Никто и никогда не пытался купить меня. Если пойду на такую сделку, как смогу объяснить артистам, чего от них жду? Всегда пытаюсь донести мысль, что люди со всеми их недостатками – всё-таки хорошие. Таково моё отношение к миру.

– Обратила внимание, что после спектакля вы вместе с артистами вышли на поклоны. Каждый раз приходите в театр, когда идёт ваша постановка?
– Но это же моя работа, и я в ответе за всё происходящее на сцене. Я благодарен за то, что в этом театре есть возможность репетировать перед каждым спектаклем. Это важно, потому что в программке значится моя фамилия. Мне ещё бабушка в детстве говорила: «Почему ты не подписываешь свои рисунки? Люди должны знать, кто их нарисовал, неважно, плохо это или хорошо». Потому я и буду присутствовать на каждом своём спектакле.

– Один из героев вашего спектакля – по сути изгой в обществе, он не знает, как вписаться в эту реальность с её дикими правилами, согласны?
– Да, согласен. Таким был мой приход в кино. Это потом я стал получать награды профессионалов, но всё равно для меня это не так уж много значит. Но когда я, например, лечу в самолёте, подходят незнакомые люди, ничего не говорят, а просто жестом показывают: «Класс!» – вот это для меня важно.

alt

– У вас всегда получалось раскрыть не просто характер, но внутреннюю мотивацию поступков женщин. Откуда это?
– Наверное, я в принципе снимаю кино для женщин. С самого начала, ещё с фильма «Мужские откровения». Когда снимал «Казус Кукоцкого», окончил курсы акушерства и гинекологии и сказал себе тогда: мне женщина интереснее, чем мужчина. И совсем не потому, что сам мужчина, я шире смотрю. Считаю, что мужчина устроен примитивнее, женщина – сложнее, уверен в этом. Потому и снимаю фильмы о них, даже если главные герои – мужчины.
Вот я сейчас затеял новый проект. Придумал, как поставить в театре «Войну и мир»: сохранить всё содержание огромного романа, сделав из него спектакль адекватного размера. Не каждый театр сможет это потянуть, нужны огромные трудозатраты. В общем, я окончательно развернулся в сторону театра.

– Но всё-таки кино вас не отпускает, ведь написали вы открытое письмо президенту страны. Зачем?
– Мотивация очень простая. Когда даю интервью на тему «Что происходит с нашим кино», всегда говорю: происходит надувательство. В стране в год зарабатывают две-три отечественные картины. Если Россия не будет снимать 400 картин в год – это несерьёзно. Я проанализировал ситуацию в киноиндустрии разных стран и предложил президенту принять закон о кино. В письме двадцать два пункта, предложения о направлениях развития в этой области. Потому что каждый год идут разговоры о том, что надо спасать наше кино, и ничего не делается. Всё коррумпировано сверху донизу. Для себя я этим письмом поставил точку. Получил ответ из администрации президента: «Спасибо за проделанную работу. Учтём Ваши пожелания». И всё.

– А так ли уж нужно нашему зрителю отечественное кино?
– Уверен, необходимо. Я считаю, что если сто сорок миллионов человек говорят и думают по-русски, то своё кино у нации должно быть. Не нужно противопоставлять себя Голливуду или гнаться за ним – и там хорошего кино осталось совсем немного. Американское кино сегодня, конечно же, лидер проката. Но если не будет развиваться наше молодёжное, детское, независимое кино – придём в тупик. Зрители ждут хороших фильмов о наших людях. И пусть на меня кто-то обидится, но считаю, что такие фильмы, как «Ёлки» или «Горько», – это трэш, мусор.

– Юра, вы человек талантливый и, безусловно, мыслящий. У вас есть ответ на вопрос – для чего живёт человек?
– Он обязан продолжать свой род и созидать. Думаю, что человек должен существовать в некоем созидательном пространстве: один пишет книги, другой делает табуретки, третий выращивает цветы, четвёртый строит дома. Если бы я был финансово независимым, конечно же, делал бы больше. Я сам и журналы издавал, и дизайном занимался – меня это трогает, наполняет. Как-то про меня написали: «Грымов мечется». Я не мечусь, просто мне всё интересно. И самый большой судья себе – я сам. Уверен, что обществом движет меньшинство. Вообще любой творец принадлежит к меньшинству, и я его часть. Когда у меня появляются единомышленники, я счастлив.

– Сегодня наблюдается явное возвращение к ценностям советского прошлого – и на телевидении, и в кино, и в театре. Как вы к этому относитесь?
– Когда речь заходит об этом, хочется спросить: а по чему конкретно мы ностальгируем? По запретам, расстрелам, несвободе в творчестве? Тогда художников называли «п…и», а их картины давили бульдозерами. Люди эмигрировали не потому, что мечтали об Америке, – они уезжали из своей страны. Если мы говорим о возвращении к традиционному искусству, то скажите мне, в чём традиционность Кандинского или Малевича? Они были не традиционны. Если оголтелые чиновники начнут диктовать свои правила, у нас не появится новый Кандинский или Малевич. Я против всех этих комиссий, которые, по всей видимости, нас ожидают. Я сторонник прозрачности законов. Но когда вижу откат в прошлое, то отчасти понимаю, почему это происходит. Та нравственная вакханалия, которая наблюдается в последние лет пятнадцать, ошеломляет. В телепередачах мужчины позволяют себе ругать женщин и даже бить их. Конечно, чиновники обеспокоены этим. Но они бросаются из крайности в крайность. Так что я большой противник возврата к прошлому. А знаете, когда всё началось? С проекта «Старые песни о главном» на Первом канале. Это был показатель того, что мы тормознули, проект-символ. Не бывает старых песен о главном. Главное – всегда в новом! А мы перепеваем «Самоцветы». И что в этом хорошего?

Юрий Грымов– А что смотрит ваша восемнадцатилетняя дочь Тоня?
– В детстве она смотрела кино вместе с нами. Разное, и взрослое тоже. Хотя, помню, дочери было лет семь, и мы с женой решили пересмотреть «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. Там жёсткая агрессия, и я решил, что ребёнок ничего не поймёт. Смотрю, она села с нами и смотрит с интересом. Ничего не понимает, но кино её явно привлекает. А вообще специально я ничего ей не навязывал, но она слышала, о чём я рассуждаю, о чём говорят люди, которые приходили в наш дом, – и впитывала. Главное – правильная расстановка приоритетов. Однажды ребёнок обязательно наберёт на компьютере слово «порно» – и это естественно. Я подростком ходил в библиотеку и лезвием вырезал из журнала «Чешское фото» голых женщин. Но важно, чтобы при этом ребёнок знал, что делает что-то нехорошее. Мне кажется, моя дочь выросла разумной, она способна отличить настоящее от мусора. Сейчас Тоня живёт во Франции, учится там. Потому что в московской школе, где она училась, всё изменилось. За границей она прекрасно успевает, директор школы обеспокоен тем, чтобы ей выделили деньги на образование, и в будущем году она даже получит вид на жительство во Франции. Можете представить? Я считаю, что надо изменить систему образования в нашей стране. Обеспокоен тем, что у нас никто не инвестирует в образование, оно в катастрофическом состоянии, сами учителя так говорят. И я не слишком рад тому, что мой ребёнок вынужден жить на две страны. Мне было бы спокойнее, если бы она жила и училась в России. Нас воспитывали творцами, учили рассуждать. А их воспитывают какими-то роботами. Современные дети не хотят запоминать, они всю информацию получают из интернета. «Ошибка советского образования в том, что оно воспитывало человека-творца, – заявил бывший министр образования господин Фурсенко. – А мы должны подготовить квалифицированного потребителя». Вот и получаем…

– А детей не забыли спросить, хотят ли они быть творцами? Может, им удобнее быть именно потребителями?
– Детей ни в коем случае не надо спрашивать. Вообще образование – вещь жестокая. Если не искоренять лень, которая сидит в каждом ребёнке, он ничего не будет делать. То есть воспитание и образование связаны с небольшим насилием, если можно так выразиться.

– Ещё одна тема – одиночество. Сейчас молодёжь, особенно девушки, пытаются найти себе спутника на сайтах знакомств. Но сколько разочарований связано у них с такими попытками. Почему большинство молодых парней хотят быстрых, ни к чему не обязывающих связей?
– Случился перелом. Лет пятнадцать назад стал всё чаще звучать вопрос: какие девушки тебе нравятся, блондинки, брюнетки или рыжие? То есть их начали рассматривать как предмет потребления. Надо сказать, сами девушки многое для этого сделали, с помощью пластической хирургии превращаются в каких-то кукол, а мужчины стали относиться к женщинам как к секс-рабыням. Да и средства массовой информации навязывают определённый образ успешного человека. Что красивее – юная берёзка или старый дуб? Оба прекрасны по-своему. А сегодня идеал женской красоты – внешность семнадцатилетней девочки. Катастрофа! У меня, кстати, об этом есть сценарий «Последнее искушение Адама». Искуситель предлагает Создателю забрать Адама на старости лет обратно и дать ему в спутницы молодую девушку. Ева-то уже стала старой. Вода на мельницу дьявола льётся всегда, но сила человека определяется умением этому противостоять.

– У вас, уверена, не раз были подобные искушения, но вы всю жизнь живёте с одной женщиной, которую сумели сделать счастливой.
– Мы двадцать пять лет вместе, и родители мои всю жизнь в браке, а по-другому и быть не должно. С будущей женой встретился случайно, подвёз её на машине. И на третий день женился. Хотя она собиралась выходить замуж за другого, уже было куплено платье и назначена свадьба. Понятно, от её семьи мы тогда получили по полной программе. Не хочу громких слов, скажу только, что чувствую ответственность и за неё, и за себя.

– Ваш демонический образ – это способ отгородиться от мира или что-то ещё?
– Это просто удобно. У меня есть комплекс – не хочу себя навязывать, быть этаким пряником. Я боюсь милых весельчаков. Потому и дистанцируюсь. Наверное, это всё-таки защита. Но я горжусь, что у меня много друзей, с одним из них дружу с первого класса. Близкие люди знают, какой я и чем живу. Раньше был довольно активен в социальных сетях, а сейчас минимизировал эти контакты. Не понимаю, как люди, которые являются подписчиками твоей страницы в социальной сети, могут считаться твоими друзьями. Многие подсчитывают их количество. На самом деле это рейтинг одиночества.

Расспрашивала
Эвелина ГУРЕЦКАЯ

Опубликовано в №22, июнь 2014 года