СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Святые Пётр и Феврония: краткая история их земной жизни
Святые Пётр и Феврония: краткая история их земной жизни
19.06.2014 19:08
Петр и ФевронияРомашка – самый простой и любимый цветок. Безыскусный, открытый, искренний. Символ солнца и России. Недавно, в 2008 году, ромашка стала ещё и отличительным знаком празднования Дня семьи, любви и верности. 8 июля – это наш ответ католическому 14 февраля. Теоретически, конечно. Все праздники хороши, особенно когда они связаны с таким чувством, как любовь. Поэтому наш День святых Петра и Февронии и их День святого Валентина скорее не конкуренты, а побратимы.

Змей-любака

История любви князя Петра и его благоверной супруги Февронии, считающихся покровителями семьи, поистине удивительна и светла. Кто же они – те, кто показал нам пример идеальных семейных отношений?

История возвращает нас в первую четверть XIII века, когда на княжеском престоле в Муроме восседал князь Павел, и был у него брат Пётр. Дальнейшую легенду поведал писатель-публицист Ермолай-Еразм, который в середине ХVI века стал одним из составителей сборника жития русских святых по заказу митрополита Макария. И это было так давно, что первоисточники противоречат друг другу в большинстве своём, но в одном древние и современные историки нашли общий знаменатель – встреча Петра и Февронии состоялась. И вот как это было.

К жене князя Павла повадился летать огненный змей. Он же – «змей-любака». Прозвище летучей нечисти говорит само за себя. Змей в облике огненного шара с длинным полыхающим хвостом прилетал к молодым женщинам, тосковавшим по своим возлюбленным, – эти женщины либо недавно похоронили мужей, либо годами не видели их, поскольку те участвовали в военных походах. «Маньяк» чувствовал, которая из молодух тосковала более других, ей и наносил приватный визит, воплощаясь в сущность-копию отсутствующего любимого мужчины. Кстати, в христианстве чрезмерная тоска по ушедшему в мир иной считается греховной.

Змей обольщал бедную женщину, проводил с ней ночь и исчезал до следующего раза – и так до тех пор, пока окончательно не высасывал из дамы все жизненные соки.

Вот этот самый змей стал захаживать и в покои княгини. С чего вдруг – не очень понятно, ведь её супруг почти не отлучался из Мурома. Наверное, тоска этой женщины заключалась в ином. Муж может присутствовать рядом хоть ежедневно, но при этом не уделять жене достаточного внимания.

После нескольких визитов змея супруга князя всё-таки заподозрила неладное. Особо поразили её чрезмерная страстность и зловонное дыхание. Она пришла к Павлу и прямо спросила: приходил он к ней или нет? Князь быстро понял, что произошло: ведь слухи о змее ходили по всей русской земле...

И вот что повелел своей супруге Павел: когда нечистый вновь прилетит, то она должна обольстить его и разузнать, в чём слабые стороны змея. Княгиня так и сделала. Обольстила, спросила, узнала. В любовной истоме нечестивый рассказал, что смерть ему уготована от «Петрова плеча, от Агрикова меча».

Этот меч присутствует в огромном количестве сказок, былин и легенд. Меч-кладенец, меч-самосек, Агриков меч, меч Экскалибур – это всё один и тот же знаменитый меч, кочевавший из века в век, из страны в страну, из предания в предание.

Дом без ушей, горница без очей

Но тогда младший князь по имени Пётр ещё ничего не знал об этом могущественном оружии. Однако, желая помочь старшему брату, погрузился в невесёлые мысли и стал объезжать окрестности Мурома в поисках ответа на вопрос: как избавиться от змея. Среди прочего он посещал церкви и монастыри. При женском монастыре Воздвижения честного и животворящего креста, куда Пётр часто захаживал, чтобы помолиться, служил отрок, который подошёл к нему и вызвался показать, где запрятан Агриков меч. Великолепный клинок отыскался в расщелине арки монастыря.

Пётр вынул меч, а затем прикончил змея. Но тот напоследок обрызгал героя какой-то слизью, которая прожгла на теле Петра язвы, и заболел князь ужасной проказой. Слабел Пётр день ото дня. Знаменитые лекари съезжались со всех сторон, но тщетно. Один из верных слуг Петра вспомнил, что ему бабка говорила: мол, настоящие врачеватели на Рязанской земле водятся. И пошёл слуга на чужбину искать спасителя для своего господина.

Зашёл в дом местного древолаза, а там девица сидит одна в нижней рубахе и ткёт. Застыдилась девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Гость ничего не понял и спросил: где твои родители? На что получил ещё более странный ответ: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать». Слуга князя Петра окончательно был сбит с толку и взмолился о разъяснении сказанного. Девица подивилась, что слова её непонятны были, и объяснила: ты меня застал в неприбранном виде. Если бы в доме была собака – «уши дома», она бы залаяла, предупреждая о госте, а если бы у меня был ребёнок – «глаза дома», то он меня предупредил бы о том, что к дому идёт чужой человек, и я успела бы себя в порядок привести… Про родителей смышлёная девица также пояснила: родители пошли взаймы плакать на похороны, потому что потом на их похоронах люди этот долг отдадут своими слезами.

Слуга подивился уму совсем ещё юной девушки и спросил о лекаре: не знает ли она какого-нибудь искусника в этом деле? Девица ответила: «Веди своего князя сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то станет здоров!» Слуга узнал на прощание, что девушку зовут Феврония, и отправился обратно в Муром. Там он всё рассказал Петру, который, страдая от язв, всё-таки чрезвычайно оживился после рассказа об умнице Февронии и велел везти себя к ней.

Девица посмотрела на князя и пообещала, что вылечит его, если тот её в жёны возьмёт. Петру было настолько плохо, что он, не задумываясь, ответил согласием. Тогда Феврония зачерпнула плошкой хлебной закваски из бочки, дунула на неё и велела князю попариться в бане и смазать закваской все струпья, кроме одного. «Пусть один струп останется не помазанным!» Пётр исполнил всё в точности. Болезнь отступила незамедлительно, мозг у князя прояснился, он осознал, что негоже ему брать в супруги дочь простого древолаза, и уехал восвояси, оставив, правда, дары разные в благодарность.

Феврония же, вероятно, предвидела такой исход. Конечно, тот самый несмазанный струп на теле Петра превратился в новый очаг инфекции, и проказа вернулась. Застыдился князь, что не сдержал слово своё, вернулся с повинной головой к Февронии. Приняла она своего непутёвого жениха без упрёков и опять вылечила. На этот раз окончательно.

Пётр взял простую деревенскую девушку себе в жёны, привёз в Муром, и стала она с тех пор зваться княгиней Февронией.

Зачем о чужой жене помышляешь?

История на этом не заканчивается, впереди ещё самое главное. Но хочется сделать небольшое лирическое отступление.

Почему простая бедная девушка была так уверена, что именно Пётр назначен ей судьбой? Можно упрекнуть Февронию в прагматизме: кому не хочется выйти замуж за наследника муромского престола? Но ведь девушка уже и так была осчастливлена. Петровы дары за первое исцеление превратили её в завидную невесту. Да к ней бы очередь из женихов выстроилась! Но девушка желала выйти именно за Петра. Думать, что её сильно волновало продвижение по социальной лестнице, не стоит. Дальнейшая жизнь Февронии доказала безосновательность этой теории. Тогда получается, что она своей необыкновенной интуицией почувствовала, что в её жизни появился жених, назначенный Богом. Так остро почувствовала, что ни разу потом в этом не усомнилась.

А что же Пётр? Не разглядев поначалу, какой дар преподнесли ему небеса, он ещё не раз подвергал супругу испытаниям, что отразилось в народных сказках, повествующих о Петре и его хитрой жене, где женщина всегда с достоинством выходила из сложных ситуаций. Конечно, Пётр и Феврония происходили из разных социальных слоёв, и воспитание их было разным. Не сразу их супружество стало гладким. Многое в жене не устраивало Петра. Он никак не мог отучить её от дурной, на его взгляд, привычки собирать со скатерти после трапезы хлебные крошки. Каждый раз с нарастающим раздражением ждал он этого момента: вот Феврония закончила обед, а вот она быстро-быстро сметает со стола крошки, зажимая их в кулак. У Петра глаза кровью наливались: ну, как нищенка какая-нибудь! Однажды он не выдержал, схватил женину руку: «Выброси немедленно, не позорь меня перед боярами!» Феврония лишь улыбнулась и разжала кулачок: вместо крошек там оказались благовония…

Одной из самых серьёзных проверок чувств Петра и Февронии стала кончина князя Павла и восхождение на муромский престол Петра. Теперь получалось, что князь руководил боярами, а княгиня должна была властвовать над боярынями. Тем это очень не нравилось: простолюдинка смеет нам указывать? Чтобы избежать смуты, Пётр, не задумываясь, отказался от княжества и вместе с Февронией покинул родной Муром.

Супругам хотелось найти тихое место, где никто не мешал бы молиться и разговаривать друг с другом. Сели они в большую ладью и поплыли по Оке в поисках такого места. На борту были и другие пассажиры, один из которых стал поглядывать на Февронию. Та первой подошла к мужчине и попросила попробовать окскую воду, зачерпнув её с правого, а потом и с левого борта. Мужчина повиновался и признался, что вода с обеих сторон одинакова по вкусу. Тогда княгиня сказала: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» Пристыдился мужик блудных мыслей своих и отступил.

Вечером лодка причалила к берегу, чтобы повар смог на костре приготовить для всех ужин. Он срубил пару молодых деревец, дабы на пеньках подвесить котлы. Феврония же пожалела деревца, после ужина подошла к пенькам и пошептала что-то над ними. На следующее утро пеньки обросли новыми ветками с нежно-зелёной листвой.

Люди видели, какие чудеса творит Феврония, и относились к ней с глубочайшим уважением. А она будто бы и не замечала своих чудес. Была проста в общении, никогда не ставила себя выше других. Пётр к тому времени уже получил народное имя «Пётр Блаженный», поскольку был добр душой и чист помыслами своими.

А в Муроме в это время разгорелась борьба за княжеский трон. Началась бойня, сотни людей гибли, проливая кровь за своих бояр, которые жаждали власти. Для небольшого Мурома это чересчур. Город оказался на грани полного разрушения, и тогда бояре кинулись искать бывших правителей. Нашли лодку Петра и Февронии и умолили их вернуться обратно, чтобы прекратить бесчинства и безвластие. Супруги кротко согласились и вернулись.

Пётр правил славным Муромом долго и мудро, а Феврония во всём была ему помощницей. Ни один голодный не уходил от них без припасов, а нищий – без новой одёжки. Кротость была главной чертой правления супругов. Кротость, а не ярость.

Главное чудо – впереди

День семьи, 8 июля, иногда ещё называют Днём Февронии Русальницы, поскольку считалось, что в этот день русалки уходят на самые глубокие места водоёмов и засыпают до следующего года. С этого момента можно купаться сколько угодно – русалки уже никого не утянут под воду.

Пётр и Феврония, когда пришло их время, приняли монашество. Отныне звались они Давыд и Ефросинья. И молились теперь только об одном: чтобы последний час их земной пришёл в одно и то же время, даже гроб заказали специальный: двойной, каменный, с тонкой перегородкой посередине, и наказали, чтобы непременно их в этом гробу вместе похоронили…

…Сидела как-то Ефросинья и вышивала лики святых для соборного храма Пречистой Богородицы. Прибегают к ней, передают послание от мужа: «О, сестра Ефросинья! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она виду не подала и продолжала вышивать – надо было мантию закончить у одного святого. Второй и третий раз прислал Давыд с воззванием: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Ефросинья воткнула иглу в полотно, намотала вокруг неё нитку и послала сказать, что умирает вместе со своим любимым. Отошли супруги-иноки в мир иной в один день и час, 8 июля 1228 года.

Когда это случилось, никто и не подозревал, что главное чудо от Петра и Февронии ещё впереди.

Люди есть люди. Им почему-то кажется, что они всегда знают, как будет лучше для других. Вот и теперь, вопреки наказу усопших, было решено не класть их в один гроб: дескать, негоже им вместе лежать, коли они постриг приняли.

Тело князя Петра положили в городе у соборной церкви Пречистой Богородицы, где находился и их общий гроб, оставшийся пустым, а гроб с телом Февронии поставили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Бесконечен был людской поток к их гробам. Но утром оба гроба оказались пустыми. Пётр и Феврония лежали в своём гробу вместе. Не успокоились церковные чины, вновь разъединили супругов. Но и на следующее утро история повторилась. Неведомым образом трижды тела Петра и Февронии перемещались из раздельных гробов в общий… Наконец, возлюбленных оставили в покое, осознав, что никакая сила не сможет их разъединить.

…Пронзительная, прекрасная история любви, которая оставила большой след в русской истории, фольклоре, религии, культуре. Истинно народные герои, прославляемые не за героизм, а за преданность и доброту. Ермолай-Еразм не зря торопился написать житие Петра и Февронии, его подгонял митрополит Макарий, который собирался созвать в 1547 году собор. На нём должны были канонизировать новых святых. Так Пётр и Феврония Муромские официально стали святыми наряду с Александром Невским, Никоном Радонежским (ученик Сергия), Никитой Новгородским и другими. День Петра и Февронии, то есть День семьи, стал логическим продолжением истории этих святых.

И хотя сегодня пишут и говорят о крахе института семьи, огромное количество молодых людей хотят иметь семью, детей и единственного верного спутника до конца жизни. Ничего не изменилось с XIII века! А это значит, что для каждой влюблённой пары найдётся искорка, которую шлют в сердца влюблённых Пётр и Феврония, даря частицу своих сокровенных знаний.

И теперь 8 июля есть лишний повод тем, кто пока ещё одинок, погадать на ромашке: любит, не любит, любит, не любит… Конечно же, любит!

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №23, июнь 2014 года