СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Жизнь и кошелёк А настолько ли больна девочка?
А настолько ли больна девочка?
28.07.2014 21:51
Сначала расслабляются родители, а потом и дети

А настолько ли больна девочка?Здравствуйте, дорогая «Моя Семья»! Я ваша поклонница с самых первых номеров. Хочу высказаться по поводу письма «Дети алкашей для страны важнее» (№20) – действительно, порой именно такое впечатление и складывается.

Я мама троих детей, воспитываю их одна. Родила их, когда материнским капиталом ещё никого не приманивали – уж очень мне захотелось после двух сыночков лапочку-дочку. Так и получилось. Старший сын в этом году окончил университет, младший будет поступать в вуз в следующем году, дочь перешла в шестой класс. Хотела бы обратить внимание на такую проблему: поступающие в высшие учебные заведения льготники, дети-сироты и дети-инвалиды.

Пять лет назад, когда все дети шли в высшие учебные заведения, подтвердив свои знания результатами единого государственного экзамена, первые строчки бюджетных мест оказались заняты детьми-сиротами и детьми-инвалидами с самыми низкими баллами. Не думаю, что за пять лет ситуация кардинальным образом изменилась.

Я не против, чтобы дети имели льготы, но пусть эти льготы будут справедливыми: при одинаковом количестве баллов ЕГЭ у моего ребёнка и у ребёнка-сироты, инвалида, – пусть на бюджетное место поступают сирота или инвалид. Но когда твой ребёнок, имеющий по результатам трёх экзаменов больше 200 баллов, сразу идёт на платное отделение, а льготники, у которых чуть больше 100 баллов, занимают первые строки списков всех престижных вузов, говорить о справедливости не приходится.

Хочу заметить: в педагогическом институте льготников практически не было, о средних специальных заведениях и говорить нечего. И что мне ответить своему ребёнку на вопрос: почему так? Каких специалистов рассчитывает получить наше «доброе» государство в будущем? А если учесть демографическую яму 1992–2002 годов?

Думаю, преподавателям вузов даны негласные команды: «не обижать» сирот, тянуть их, что называется, за уши. Кто-нибудь вёл статистику, сколько льготников, заняв бюджетные места с минимальным багажом знаний, смогли одолеть программу и окончить высшие учебные заведения? Я понимаю, что государству выгодно принимать слабых студентов, ведь остальные за себя должны платить. Если и вылетит такой неспособный студент с бесплатного места, то невелика потеря. А с другой стороны – сколько в нашей стране нормальных семей, которые из-за нищенских зарплат, особенно в сельской местности, не могут оплатить высшее образование своим детям, получившим хорошие аттестаты и высокие баллы ЕГЭ!

Кто бы что ни говорил, а я считаю, что наши законы надо пересматривать, тем более что сейчас круглых сирот очень мало – есть социальные сироты, у которых имеются родители или один из родителей, родственники. Наше «доброе» государство оказывает немалую денежную поддержку таким детям. Как правило, это очень расслабляет. Сначала расслабляются горе-родители: не надо работать – государство и так прокормит-вырастит их детей, не надо день и ночь заботиться, воспитывать. Затем расслабляются подросшие дети, которые считают, что им все должны, начиная с предоставления на выбор любого вуза, денежного содержания, бесплатной квартиры и так далее.

У меня есть соседка. Выросла в детском доме при живой матери, родила четверых детей от разных сожителей, ни разу не побывав замужем, в своё время получила квартиру как сирота. Так вот, дожив до 45 лет, она никогда не работала полный восьмичасовой день, хотя имеет очень востребованную профессию штукатура-маляра. Зато не хуже специалиста по соцзащите населения может дать любую консультацию: каков прожиточный минимум, куда обращаться за субсидией, как оформить детские пособия, к какому приставу обращаться по поводу алиментов и даже – как установить отцовство! При этом чуть ли не каждый день возмущается, что её старшие дети, которым 25 и 20 лет, не хотят ни работать, ни учиться.

С моим сыном в университет поступала одноклассница, которая потеряла мать при трагических обстоятельствах: женщина погибла от рук сожителя в очередной пьяной разборке. Девочка училась средне, набрала невысокий балл и, имея льготы, поступила на бюджетное место.

На втором году обучения она взяла академический отпуск – были проблемы с учёбой. Потом год поучилась, вышла замуж, родила ребёнка, снова взяла отпуск, так как сидеть с малышом никто из родных не пожелал. Когда ребёнок подрос, прошла практику за очередной курс, сейчас собирается переводиться на заочное обучение, так как беременна вторым. В этом году она, отучившись пять лет, должна была получить диплом, но когда это свершится и свершится ли вообще, теперь неизвестно. Пять лет она занимает бесплатное место, а в итоге с горем пополам окончила три курса. Надо добавить, что у этой девочки жив-здоров родной отец, есть дедушка и другие родственники.

А сколько у нас в последнее время появляется детей-инвалидов на момент окончания школы? Моя знакомая, юрист, тоже к 11 классу оформила дочери инвалидность. Девочка в школе особо не напрягалась, балл аттестата примерно 3,5, результаты ЕГЭ тоже очень скромные.

Спросила знакомую, в какой из институтов поближе к дому собирается поступать её дочь. «Мы планируем более престижный вуз, у нас же льгота», – ответила та. Я очень удивилась: «Но ведь у твоей девочки серьёзное заболевание! Как можно отправлять тяжелобольного ребёнка так далеко от дома?» До города, в котором не такой престижный институт, в случае чего, можно добраться за четыре часа на машине, а до другого – трое суток на поезде. Даже отправляя в первый самостоятельный путь здорового 18-летнего ребёнка, и то прикидываешь: как сложится с учёбой, жильём, новыми знакомыми, на что рассчитывать, если что-то пойдёт не так. Если же ребёнок болен, необходимо предусмотреть варианты и на случай обострения болезни. Целый год я сочувствовала маме и дочке, но теперь думаю: а настолько ли больна девочка, что ей дали инвалидность?

Конечно, всем детям необходимо учиться, но считаю, что знания важнее социального статуса. И детям-сиротам, и детям-инвалидам необходимо трезво оценивать свои возможности, причём не только финансовые, и только после этого выбирать учебное заведение. Почему дети из нормальных малообеспеченных семей, получив невысокий балл аттестата, не подают заявления в институты и университеты? Потому что ещё есть колледжи, техникумы, училища, где готовят хороших специалистов.

Сейчас все стремятся получить высшее образование, растут требования к абитуриентам, но повышается ли вместе с этим образованность нашего общества, грамотность специалистов? Окупятся ли деньги, которые государство выделяет не на поддержку нормальных семей, воспитывающих детей, а, по сути, на неблагополучные семьи? Пока что я положительных примеров не встречала. Социальная и финансовая политика государства должна быть направлена на искоренение причин, при которых возникают семьи, плодящие социальных сирот, а не на предоставление шикарных льгот и немаленького денежного содержания детям неблагонадёжных родителей, которые сами освободили себя от всех родительских обязанностей.

Из письма Инны Владимировны
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №29, июль 2014 года