Как мы нашли клад
07.08.2014 13:24
Как мы нашли кладС давних времен люди прячут и ищут клады. О кладоискателях написано множество романов – и «Остров сокровищ» Стивенсона, и «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. И до сих пор многие не могут противостоять лихорадке кладоискательства – увлекательного занятия, сочетающего в себе романтику, страсть к наживе и, как это ни покажется странным, серьезные исторические изыскания.

Только ленивый не зарывал сундук с деньгами

Ещё в глубокой древности люди закапывали в землю монеты, украшения, ценные вещи. Считалось, что золото и серебро сохраняют удачу; кроме того, спрятанными сокровищами люди хотели воспользоваться на том свете. Неслучайно в раннем Средневековье многие скандинавские богачи бросали свои сокровища в море, топили сундуки с золотом в болотах или закапывали в землю без всяких опознавательных знаков, чтобы потом никто – даже они сами – их не нашёл. Слуг, которые несли тяжёлые сундуки и помогали скрыть сокровища, потом убивали.

В России клады в основном прятали в XVII веке, в период Смутного времени и позднее, когда из-за войн и набегов неприятелей деньги и ценности надежнее всего было хранить в земле. Особенно много кладов было зарыто в годы правления Василия Шуйского – учёным известны 120 находок или сведения о них. Что лишь подтверждает классическую формулу: люди закапывают в землю клады в моменты острых социально-экономических потрясений.

Что же прятали на Руси? Золотые и серебряные вещи, монеты, ювелирные изделия. Богачи зарывали клады, опасаясь кражи или пожара, и случалось, что они умирали, так и не взяв сокровища из потайного места. В XVII веке только ленивый или очень бедный человек не закапывал в землю горшок или сундук с деньгами, на Руси это было делом повсеместным. Однако после преобразований Петра I всё меньше и меньше людей зарывали свои сокровища. Хотя такие всё равно находились, правда, клады стали небольшими, да прятали их мелкие чиновники, ремесленники и торговцы.

Бум кладоискательства

Бум кладоискательства в России пришёлся также на XVII век – и в архивах сохранилось множество судебных дел о жаждущих найти клад и нарушивших закон. Но если в городах страсти по сокровищам со временем поутихли, то в деревнях народ массово продолжал искать клады и в XVIII столетии.

Интересно, что отысканием кладов в России занимались важные и известные люди. Особенным интересом к кладоискательству отличалась царевна Екатерина Алексеевна, сестра Петра I. Она пыталась определить местонахождение кладов по «планетарным тетрадям» и в полночь посылала своих приближённых раскапывать могилы на московских кладбищах.

Спустя столетие, в 1843 году, крепостной Шереметевых Леонтий Ануфриев подбивал крестьян искать клады, используя разрыв-траву, которая, согласно поверьям, «разрывает» железо, золото и серебро и открывает все замки. Леонтий провёл опыт в кузнице: от одного соприкосновения с разрыв-травой полоса железа толщиной в четверть аршина (около 17 сантиметров) разлетелась на четыре части.

Впрочем, в XIX веке к искателям кладов относились как к забавным чудакам. И нередко писали о них статьи. Например, о музее господина Д. – провиантского чиновника генеральского чина, жившего в первой четверти XIX века. В его частном музее хранились разрыв-трава и засушенный цветок папоротника, который также помогает отыскивать клады. Или о почтенном герое Кавказской войны генерале Б. «Страсть его к поискам кладов доходила до того, что он месяцами и более жил в какой-нибудь глухой лесной местности со своими копальщиками, питаясь скудной пищей, – пишет известный русский писатель и журналист Михаил Пыляев. – Генерал, выйдя в отставку, жил в Петербурге, но лишь приходила весна, он тут же снимался с места и отправлялся куда-нибудь на юг, в степи или на Волгу, в лесные места… Генерал Б. имел старинные записи о мнимо зарытых кладах. Он верил и тому народному поверью, что клад не даётся в руки без соблюдения известных обрядов, заклинаний и без знания приговоров».

Примечательно, что в народе были очень популярны «росписи кладов», до тонкостей указывающие, где найти богатство. В одной из таких росписей упоминалась деревня Почеп, в десяти верстах от Яжелбиц Валдайского уезда Новгородской губернии. Роспись советовала: чтобы найти клад, надо от каменной бабы, что стоит на ручье, пройти столько-то шагов в известном направлении, найти под верхним слоем земли дорожку, сделанную из угля, а дорожка доведёт до клада. Журналист, пишущий о деревне Почеп в конце XIX века, добавляет, что «вся эта местность изрыта искателями клада – копать ходили из нескольких деревень».

Найти клад и умереть

В народе к кладам относились с опаской. Считалось, что человек, спрятавший сокровища, мог наложить на них проклятие или вредоносный заговор. Кроме того, клады несли на себе печать преступления, потому что это не что иное, как сокровища разбойников, воров и убийц, которые наложили заклятия на свои богатства, чтобы никто не мог достать их из земли. Неслучайно многие легенды о кладах связаны с именами Степана Разина, Емельяна Пугачёва, Кудеяра-разбойника, атамана Блохи и разбойника Кузьмы Рощина, грабившего в муромских лесах купеческие караваны. И заклятия на клады были недобрыми, на «сто голов» – то есть кладоискатель должен был загубить сто человеческих жизней, иначе клад ему «не давался».

Порой заговоры на сокрытие кладов сами несли в себе чары, например: «Попадайся клад доброму человеку в пользу, а худому – на погибель», или «Лежи, моя казна, в мать сырой земле до той поры, покуда навернётся достойный человек. Дайся, моя казна, тому, кто в церковь Божию ходит, отца и мать почитает, евангельские заповеди соблюдает, нищей братии помогает, святые иконы украшает, священнический и монашеский чин уважает. Дайся ему, казна моя, и в корысть, и в радость, чтобы в сем и будущем веце вкушал сладость», или «Не доставайся ты никому!» Считалось, что клад, спрятанный в земле с подобным заклинанием, должен был принести смерть тому, кто его найдёт.

К этим суевериям русского народа примешивались и другие. Люди верили, что клады охраняют змеи. В суеверном рассказе XIX века идёт речь о богаче Твердышове, который зашил в подушку все свои деньги и попросил приказчика положить эту подушку ему в гроб. Через некоторое время об этом узнали родственники умершего и решили взять деньги. Но не смогли. Им помешала огромная змея, которая бросалась на всех, кто подходил близко.

Впрочем, в этих верованиях наш народ не одинок, в англосаксонском эпосе конунг Беовульф дерётся с драконом – «змеечудищем», который стережёт клад. Конунг побеждает его и забирает золото себе.

Но хуже змей, согласно народным верованиям, была охраняющая сокровища нечистая сила. К ней относились «опивцы» (так на Руси называли людей, умерших от пьянства и ставших вампирами), а также «проклятые» – дети, проклятые своими родителями, которых нечистая сила похитила в момент проклятия. Так что человек, отправившийся искать клад, сильно рисковал не только жизнью, но и душой. Не зря русская народная пословица гласит: «Неправедные богатства рождают напасти».

Сокровища получают лишь честные люди

Но клады продолжали искать, невзирая на печать преступления и на нечистую силу, которая их охраняла. При этом люди, копающие ямы в поисках сокровищ, вызывали удивление и одновременно осуждение окружающих. К тому же накладывало отпечаток христианское мировоззрение, согласно которому сребролюбие считалось пороком. Поэтому спрятанные ценности мог взять только хороший, порядочный человек. В заклинании на отыскание кладов можно найти подробное объяснение, зачем человек берёт себе клад. «…Злата из земли на добрые дела взяти, сиротам малым на утешение, Божьих храмов на построение, всей нищей братии на разделение, а мне (имя рек) – на честну торговлю купецкую».

По народным поверьям, клад не мог достаться жадному, дурному человеку. Это не по-божески, неправильно, несправедливо. В суеверном рассказе XIX века говорится об одном бедном портном, которому неизвестный чувашенин советует искать клад в своем хлеву. «Только с условием, – говорит, – с рабочими поделись; не поделишься – не дастся, и если мысль тебе придёт не делиться, клад уйдёт, когда копать будешь».

Пришёл ночью чувашенин, пошли в хлев, икону поставили, свечи зажгли. Работник с хозяином роют в углу, а чувашенин молитвы читает заговорные, чтобы клад остановить. Только портной роет и думает: «Что это я, неужто своим добром с работником буду делиться? Чай на моём дворе-то, а не на его?» Как подумал про это, поднялся шум, икону за дверь выкинуло, свечи потухли, и загудел клад, в землю пошёл. Стало темно, и давай этого портного по земле возить; возит и возит… Насилу знахарь остановил заговорною молитвой. Клад ушёл, а чувашенин после и говорит портному: «Вот не захотел поделиться, он и не дался тебе; а теперь в этом доме тебе не житьё: нечистая сила тебе в нём не даст – всё растащит».

Но зачастую заклинания на отыскание кладов были популярны у людей ленивых и легковерных. Ведь только доверчивый человек мог поверить, что заговор позволит увидеть ему в чашке с водой место, где закопан клад. Стоит только произнести: «Матушка красное солнце, как ты освещаешь своим светом видение злака, тако же покажи рабу Божию поклажу сию…» Некоторые чародеи упрощали процедуру – следовало выпить чарку «наговорного вина», после чего ожидать результата. Результат волшебства сильно разочаровывал наивного искателя сокровищ.

Как найти сокровища сегодня

Возращение традиции зарывать ценные вещи в землю отчасти вернул прошлый век, который был богат на большие перемены – Октябрьская революция 1917 года, бурные двадцатые годы, Великая Отечественная война. Люди снова и снова прятали драгоценности в секретные тайники или закапывали их в землю. Поэтому в советские времена клады находили не только археологи, но и случайные люди, а порой даже свиньи, раскапывавшие землю в поисках еды и обнаруживавшие горшки с монетами.

И в наши дни недра земли продолжают удивлять нас чудесными находками. Два года назад во время реставрации особняка Нарышкина в Санкт-Петербурге была обнаружена тайная комната, которой не было ни на одном плане здания. А в ней – клад: 40 мешков сервизов и столовых наборов из серебра, обёрнутых в газеты 1917 года. В начале апреля в Москве при строительстве станции метро «Румянцево» на юго-западе столицы на глубине двух метров был найден клад XVII века, состоящий из драгоценных камней и женских украшений. И совсем недавно, в середине мая, археологи под Калининградом откопали клад древнеримских монет времён Марка Аврелия.

Конечно, сегодня есть немало частных любителей сокровищ, которые ищут клады. И находят. И даже выкладывают фото своих находок и видео в интернет. И дают советы. Прежде всего надо обзавестись металлодетектором, затем следует изучить старинные карты, понять, где раньше располагались древние поселения, походить по деревням, поговорить с народом. По закону РФ 2013 года, человек, нашедший клад, делит его пополам с лицом, на чьей земле он его обнаружил. Правда, если клад был найден без согласия собственника участка, то кладоискатель остаётся ни с чем, все сокровища уходят к хозяину земли или строения. И самое интересное! Если будут найдены памятники культуры или истории, то клад переходит в собственность государства, которое возмещает нашедшему и собственнику земли 50 процентов стоимости клада. То есть каждый из них получает по 25 процентов.

Правда, наши люди не всегда хотят делиться с государством. Например, летом 2010 года у села Волниковка Фатежского района Курской области местным жителем был найден клад – древние изделия из золота и серебра. Кладоискатель продал обнаруженные сокровища за 50 тысяч рублей предприимчивым дельцам, а те попытались вывезти их за рубеж и были пойманы. Оказалось, что этот клад – не что иное, как золото гуннов, разрытое погребение древнего знатного воина и его коня, относящееся к V веку нашей эры. Кстати, стоимость этих сокровищ оценивается в десятки миллионов рублей.

Каждый найденный клад вызывает желание купить металлоискатель и идти копать землю. Тем более что в нашей стране до сих пор не найдены многие легендарные сокровища. В Смоленской области – «клад Наполеона», который он спрятал, отступая из России, и ценности Смоленского банка, исчезнувшие во время Великой Отечественной войны. В Волгоградской области – «золотые кони хана Батыя». Где-то в Омской или Кемеровской областях скрыто «золото адмирала Колчака» – золотые слитки, потерянные в годы Гражданской войны. В Подмосковье в усадьбе «Вороново» ищут клад московского генерал-губернатора графа Ростопчина, а в районе Можайска – сокровища польского короля Сигизмунда III. В Санкт-Петербурге где-то хранится клад питерского вора Лёньки Пантелеева, а в Рязанской области, в усадьбе «Орлиное гнездо» в посёлке Гусь-Железный, – клад тульского промышленника Алексея Баташева. И, наконец, в Отрадненском районе Краснодарского края спрятан чемодан с «золотом Боспорского царства» – музейщики вывезли его из Крыма в годы Великой Отечественной войны, и он был утерян.

И это только часть легендарных кладов, которые только предстоит найти. Так что если есть время, терпение, желание и силы, ищите сокровища. Сама я была одержима кладоискательством в студенческие годы, во время археологической практики в Пскове. Мы все мечтали найти сокровища, но обнаруживали лишь черепки, пряслица да аптекарские пузырьки. Однажды в слое XVII века нашли ржавые ножницы и радовались этой «индивидуальной находке» как дети. Но потом оказалось, что ножницы современные – их во время прошлой экспедиции потерял начальник раскопа. Но потом всё-таки мы обнаружили нечто ценное – огромный жреческий камень. Как нам объяснил начальник раскопа, в Пскове даже в XVII веке были очень сильны языческие верования, и жреческий камень – ещё одно тому подтверждение. И добавил: «С этим камнем теперь жди беды!»

Конечно, мы ему не поверили. Но на следующий день проснулись от громкого гула. Небо было странного желтоватого цвета, и дул такой сильный ветер, что деревья вырывало с корнем, а ворон разбивало о стены домов. Потом начался жуткий ливень – и мы радовались, что можно выспаться и не идти на раскоп работать. Впоследствии оказалось, что через город прошёл мощный ураган. Наш раскоп затопило, и мы ещё неделю ждали, когда насосами из него выкачают всю воду. Начальник раскопа обвинял во всем жреческий камень, а я с тех пор потеряла интерес к кладоискательству.

Наталия ГРИГОРЬЕВА
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №30, июль 2014 года