Антон Шагин: Все «хорошие мальчики» мной уже сыграны. Меняю образ |
11.08.2014 16:54 |
Этот популярный молодой артист, исполнитель главной роли в картине Валерия Тодоровского «Стиляги», редко даёт интервью. На публике Антон всегда улыбается, но если вы встретите его случайно, то, пожалуй, удивитесь грустному и сосредоточенному взгляду. И тут же он мгновенно меняется и по-настоящему светится изнутри, если речь заходит о самом для него дорогом: о семье – жене, актрисе Веронике Исаевой, и детях, Матвее и Полине. Недавно телевидение показало две экранизации, где Антон Шагин исполнил главные роли. В фильме Владимира Хотиненко по роману Достоевского «Бесы» он сыграл отрицательного персонажа Петра Верховенского, а в новелле «Куприн. Яма» режиссёра Влада Фурмана – роль Петра, самоотверженно спасающего проститутку из борделя. А ещё в этом году Антон Шагин выпустил первую книгу стихов. – Антон, говорят, вы не очень любите давать интервью. Почему? Расспрашивала– Во-первых, потому, что часто спраши;вают одно и то же, а это скучно. Во-вторых, потом приходится долго возиться с текстом. Понимаю, что и вам тяжело расшифровывать: говоришь одно – на бумаге получается совсем другое. Но если уж берёшься, надо доводить дело до конца. – Каждый из нас родом из детства. А вы из своего что-нибудь помните? Что сильнее всего повлияло на вас в детстве? – Как все, ходил в детский сад, потом – в школу. Школа находилась на другом конце города, приходилось рано вставать и выходить из дома более чем за час. Автобусы зимой не всегда ходили, и путь был, мягко говоря, нелёгкий. А повлияло то, что я вырос в провинции, в городе Карачеве (Брянская область. – Ред.), в девяностые годы. Есть было нечего, мы буквально выживали, но зато вокруг были настоящие люди, без понтов. Я жил с бабушкой и дедом, рос достаточно вольно: приходил и уходил из дома, когда хотел. – Вы, кажется, учились в ПТУ? – Я его окончил и потом ещё год работал слесарем на заводе. К восьми утра, как и любой другой мужичок в городе, проходил через контрольно-пропускной пункт и отрабатывал восьмичасовую смену. И это, конечно, дало мне большую практику. Замечательное было время! – А потом стали актёром. Как это получилось? – Просто было огромное желание вырваться из невежества, буквально вытащить себя за волосы, чтобы стать человеком. Потому что, как мне кажется, в каждом из нас есть творческое начало, и именно оно отличает нас от животных. – Но чтобы вытащить себя из невежества, надо сначала это невежество осознать. – Меня не покидает чувство собственного несовершенства. Наверное, это один из главных двигателей развития, потому что я себя не устраиваю, не нравлюсь себе. Работа над собой должна происходить ежедневно. Все хотят спасти мир и даже наверняка знают, как это сделать, только почему-то всегда забывают начать с себя. – А как появилось желание поступать именно в театральный вуз? – В училище у меня была очень хорошая преподавательница литературы, с которой мы вместе сочиняли для КВН, и она посоветовала поехать в Москву, попробовать силы. Я поехал и поступил, и очень ей благодарен за эту идею. – Вас всегда как-то особенно отмечают критики. Вот и о последних ролях – в «Бесах» и «Куприне» – много писали. – Меня это меньше всего интересует, потому что в нашей стране конструктивной критики нет! Такой, которая бы помогала развивать потенциал актёра или другое творческое начало, я не встречал. Эти люди умеют либо всё изничтожать, либо, наоборот, петь дифирамбы. Критиковать, не переходя на личности, у нас могут единицы. А остальные меня даже не волнуют, они кормятся за счёт чужого творчества, да ещё навязывают своё мнение простым людям, которые такового не имеют. И в результате получается: «Пастернака не читал, но осуждаю!» Стадный рефлекс. – Тогда какую критику вы хотели бы услышать? – Не нужно ругать или хвалить, надо просто объяснить, как сделать лучше, за счёт чего? Подсказать, где пути для развития. Причём сделать это достаточно мягко и деликатно, а не так: «Я-то знаю, как, а вот ты не знаешь!» Попробуйте тогда сделать, если вам со стороны виднее. Но зачастую такие люди даже не могут себе представить, насколько это невероятно тяжело морально, не говоря уже о физике и химии. (Улыбается.) – А для кого вы работаете? – Для людей. Для тех, кто хочет услышать и узнать что-то новое, кто способен читать не только передний план, как говорится. Поверьте, мне и самому неинтересно делать роль поверхностно или играть по шаблону. Никакого желания и охоты так работать не возникает. Посредством нашей профессии, с каждой новой ролью, можно в первую очередь что-то понять про себя. И если хотя бы нескольких человек моя работа по-настоящему впечатляет, цель достигнута. – Роль Петра Верховенского, которого вы сыграли в экранизации романа Достоевского, довольно сложная: отрицательный персонаж с сильным характером, злобный в своей уверенности. Какие инструменты в себе задействовали? – Мне интересно то, чего ещё не исследовал: как бы я представил тот или иной характер, исполнил ту или иную роль? Меня влечёт неизвестность – противна заданность, хотя в нашей профессии она проявляется как ни в какой другой. Я стараюсь уйти от этого, пытаюсь задействовать в себе, в своём актёрском организме, что-то новое. Материал Достоевского это позволяет – так почему было не пуститься в такое, можно сказать, садистское плавание? – А режиссёры вам всегда позволяют быть свободным в исполнении того или иного характера? – Это сложный процесс. Большая удача, когда удаётся сочетать режиссёрский замысел, текст драматурга и плюс ещё добавить к этому что-то своё. – А что «своё»? – Личное высказывание – в зависимости от обстоятельств и материала. Всё равно без твоего внутреннего огня это «блюдо» не приготовить. Все задачи ясны: драматург или писатель дали материал, режиссёр взялся его организовать, он знает как. А актёр как бы двигается по этим флажкам, но при этом прокладывает свою колею, по которой затем идёт зритель. – Что было в роли Верховенского абсолютно новым, какие вы сделали для себя открытия? Если можно это вообще как-то облечь в слова. – Раньше я не касался материала, который позволил бы настолько беспощадно отнестись к самому себе. Ведь раз уж выбрал эту профессию – нужно существовать в ней бесстрашным образом! А, сколько я замечаю, очень многие себя жалеют и берегут: не расплескать бы… Может быть, я никого не осуждаю, но не могу существовать при температуре тридцать шесть и шесть. А Достоевский, мне кажется, вообще начинается с тридцати восьми и выше. – Это именно та температура, когда человек выходит из зоны комфорта? – Актёрская профессия не подразумевает комфорта и какого-то вальяжного существования. К себе отношусь иронично. Если хотя бы на секунду серьёзно представить себя в этом мире, можно потеряться в нём навсегда. – Как же всё это сочетать с семейной жизнью, детьми? – Надо переключаться и уметь владеть собой. Я представляю этот механизм как коробку передач внутри себя, где нужно вовремя переключать скорости. – А как вы готовитесь к роли? Ведь у вас растут двое малышей. – Когда готовлюсь, то всё-таки стараюсь быть один. Запираюсь на своём любимом балкончике и работаю, пишу, учу. Эта зона – моё личное пространство, где я занимаюсь исследованием и подготовкой. – Там же пишете стихи? – Именно. – В вас как-то удивительно сочетается способность и к интровертной и к экстравертной деятельности. Я имею в виду стихи и вашу публичную актёрскую профессию. – Да потому что скучно заниматься чем-то одним. – Вы назвали свою первую книжку «Её. Стихи». Почему «её»? – Тут имеется в виду отношение к особам женского рода. Это – страна, мать, любимая, муза. – Как долго готовили сборник? – Долго. К моменту, когда книгой занялось издательство, я оставил в ней в основном стихи 2013 года. Я беспощадно отношусь и к себе, и к своему творчеству и если осмелился «Её» напечатать и показать людям – значит, уверен в ней. – Знаю, что у вас есть басни, и довольно смешные. – И басни, и «лошадиный» цикл стихов. По существу это монологи о лошадиных профессиях, где о себе рассказывают рабочий конь, цирковая лошадь, старая кляча. Там есть монолог пони и песнь морского конька. А сейчас вот пишу детский цикл – и, честно говоря, идёт с трудом! – Выступаете со стихами? – Недавно был концерт в московском доме музыки. Приятной новостью стало то, что мы собрали полный зал. Люди пришли послушать стихи, а не только посмотреть на актёра Шагина. С 2010 года мы вместе с музыкантом Александром Жеделёвым из Эстонии выступаем на местном фестивале в Таллине, в Русском театре. Это происходит во дворе театра, на открытом воздухе, и там по-настоящему творческая атмосфера. – А почему именно в Таллине? – Потому что я люблю этот город. Оттуда родом моя жена, там родились мои дети Матвей и Полина. Это вообще первая в моей жизни заграница, и мы бываем там с семьёй пару раз в году. – Судя по всему, жена вас очень поддерживает. – Разумеется. Ника – мудрый и тонкий человек, и вряд ли бы без неё вообще что-то вышло, уверяю вас. – А вы могли бы сыграть в немом кино? – Я бы с удовольствием это сделал! Ведь слова – всё равно маскировка. Да я и по жизни не очень люблю разговаривать – поэтому, наверное, и стараюсь выразить что-то на бумаге и не потеряться за актёрством, лицедейством. Говорить можно без конца, но нас, людей, отличают дела. – Очень часто родители думают, что дают своим детям всё самое лучшее – водят их в различные студии, театры, музеи, записывают в спортивные секции. А дети потом вырастают и говорят, что им на всё это наплевать. Как считаете, Антон, что прежде всего нужно дать ребёнку? – Возможность выбора, я полагаю. Чего он хочет – пойти в театр или погонять в футбол? У нас все знают, как надо снять кино, как сыграть, как писать, как воспитывать и так далее. А я считаю, что каждый человек должен сам понять, как это делать. И, по возможности, без чрезвычайной любви к себе. Когда мы перестанем думать только о себе – тогда и сдвинемся с мёртвой точки. Другого пути не вижу. – Ваши дети стали для вас открытием в каком-то смысле? – Конечно. Не только открытием, но и большой радостью. Матвею сейчас шесть лет, и он постоянно что-то придумывает. – Сын бывает у вас в театре? – Недавно он смотрел «Пер Гюнт». Но не полностью – всё-таки это не детская пьеса, даже несмотря на сказочных троллей. И «Бесов», кстати, посмотрел. Было интересно за ним наблюдать. Он потихоньку делает для себя какие-то открытия. – Где вы в данный момент снимаетесь? – Сейчас приостановились съёмки картины «Тевье-молочник», где я играю персонажа по имени Перчик. Проект снимался на Украине, работает над ним очень интересный режиссёр Владимир Лерт, у нас сложились очень хорошие отношения. Надеюсь, в ближайшем будущем съёмки возобновятся. – Это полнометражное кино? – Да. И ещё в Питере продолжаются съёмки фильма «Борец» с Алексеем Чадовым и Оксаной Акиньшиной. Я играю человека по прозвищу Акула, полного антагониста главного героя, – это некое животное, жестокое и беспощадное. – Вам прямо везёт на отрицательные роли! – Это мой осознанный выбор. «Хорошие мальчики» уже сыграны, интересно менять образ, в этом суть профессии. – Если выпадет отпуск, куда отправитесь? – Это могут быть совершенно неожиданные места – как Россия, так и заграничка. Но точно, что мы поедем семьёй, все вместе. И определённо это будет отдых пополам с работой – с писанием, чтением. Пока внутренний «моторчик» не остановится, нужно двигаться вперёд. Марина ЛЕВИНА Фото: Из личного архива Опубликовано в №31, август 2014 года |