Соборы потребления
10.12.2014 18:33
Соборы потребленияХорошие режиссёры нужны везде. В театре, кино, политике, семье. И даже в торговле, где толковая режиссура приветствуется прежде всего. Ведь подтолкнуть покупателя к незапланированной и значительной трате денег может только искусная манипуляция с сознанием. Чем, в общем-то, и занимаются профессиональные режиссёры, любыми методами донося до зрителя своё мировоззрение. И если проводить аналогию, то торговые центры сегодня – это модель варьете, театра, которые создаются по всем законам яркой театральности и шоу-бизнеса.

Вы – герой спектакля

Слово «шопинг» давно перестало быть модным и означает лишь длительную прогулку по мегамоллу с огромным количеством магазинов. Но на самом деле это не прогулка, а представление, на которое мы ходим не столько за покупками, которые можно сделать и в менее помпезных местах, сколько для того, чтобы интересно провести день, погрузиться в атмосферу ярких витрин и запахов элитной парфюмерии, вырвать себя из серых будней и скучных житейских проблем. Главное – не превратиться в ониомана, то есть в шопоголика, клинически зависимого от частых посещений магазинов и ненужных покупок человека, считающего, что таким образом он избавляется от стресса.

Строения, занимающие огромные площади и собирающие под одной крышей многочисленные бренды мировых производителей, аквапарки, кинотеатры и более экзотические развлечения, стали местами проведения семейного досуга, куда взрослые с детьми выбираются на целый день. Знаменитый социолог Джордж Ритцер назвал мегамоллы «соборами потребления».

Эти центры появились в середине XIX века, когда предприниматели пришли к выводу, что разнообразные товары продавать выгоднее, объединив их под одной крышей. «Торговый центр» (ТЦ) и «мегамолл» – словосочетания-синонимы. Просто англоязычное слово mall больше присуще американским и азиатским торговым центрам. Но в какой бы части света ни находились эти торгово-развлекательные монстры, попадая туда, почти каждый из нас становится шопоголиком, который не в силах устоять перед спектаклями, ежеминутно разыгрывающимися на наших глазах, — демонстрации, промоакции, зазывные рекламные объявления и прочее.

При строительстве мегамоллов учитывается масса нюансов, которые делают центры более привлекательными. Например, молл должен быть большой и просторный, но в то же время своими размерами не утомлять покупателей. Естественное освещение не должно быть ярче искусственного, а зоны отдыха в виде кафешек и детских комнат с приветливыми аниматорами должны попадаться именно тогда, когда покупатели начинают чувствовать усталость и голод. Сделать так, чтобы всё находилось на своих местах по законам логистики и режиссуры – большое искусство.

Европа

Первые в мире шопинги совершали наши соотечественники. Старинный «Пассаж» в Санкт-Петербурге был открыт в 1848 году, московский ГУМ – в 1893-м, «Петровский пассаж» – в 1906-м. Причём последний открылся по инициативе женщины, купчихи Веры Фирсановой, которая привлекла для строительства видных архитекторов, в том числе и самого Шухова (автора Шаболовской радиобашни). Элегантность идеи заключалась в том, что Пассаж не делился на отдельные помещения, а как бы объединял торговцев и покупателей, повторяя модель базара, но базара роскошного. Здесь располагалось более 50 магазинов, были представлены и знаменитые торговые дома: «Весельков и Ташин. Модные материалы для дамских платьев», «Луи Крейцер. Бельё и галстуки», «Матильда Бариш. Корсеты и зонты», «Абрикосов и сыновья. Конфеты и пастила» и многие другие.

Через несколько лет в «Петровском пассаже» открылся ресторан-кофейня «Бристоль». По ночам модный магазин освещался яркими огнями. И что любопытно, электрогенератор располагался в Сандуновских банях, которые тоже были выстроены на деньги Веры Ивановны Фирсановой.

ГУМ до 1921 года назывался Верхними торговыми рядами. Выстроенное на Красной площади здание со стеклянными сводами в псевдорусском стиле вдохновило в своё время архитекторов из других стран. Так, в 1912 году в Париже на бульваре Осман появилась знаменитая ныне «Галери Лафайет», спроектированная Жаком Грюбером, который восхищался стеклянным потолком московского ГУМа. Сеть французских торговых центров «Галери Лафайет» была открыта в 1890-е братьями-галантерейщиками Кан, и сегодня эти магазины располагаются в столицах разных стран, включая и Москву. Братья первыми придумали проводить промоакции, использовать широкие длинные прилавки, проводить распродажи и устраивать внутри торговых центров выступления звёзд. В 1950-х здесь не раз пела Эдит Пиаф.

Парижская «Галери Лафайет» называют самым дорогим магазином на свете. Думается, это действительно так, поскольку основные его посетители – жёны и любовницы русских олигархов, арабские шейхи и китайские мультимиллионеры. Сами французы ходят туда лишь для того, чтобы ужаснуться ценам, поглазеть на безумцев, которые это покупают, и перекусить в сравнительно дешёвых, но очень элегантных кафе. Кроме того, само здание галереи выглядит необыкновенно роскошно.

«Галери Лафайет» славится своими потрясающими рождественскими ёлками. Дело чести для хозяев галереи – выставить ёлку, не похожую ни на какую другую. Каждый декабрь парижане и гости французской столицы специально заходят в «Галерею», чтобы полюбоваться очередным шедевром дизайнерского искусства. И, надо сказать, мало кто, посмотрев на ёлку, уходит без покупки. В этом году «Галери Лафайет» удивила всех в очередной раз, представив уникальную ёлку, которая возвышается до стеклянного потолка в перевёрнутом виде! Так, вверх ногами, ёлочка и красуется, наряженная, как всегда, эксклюзивными игрушками.

Азия

Мегамоллы крупных городов мира уже давно включены в список достопримечательностей, которые необходимо посетить. Но помимо этого конкуренция вынуждает владельцев крупных торговых центров задумываться не только о привлечении покупателей, но и о статусе, престижности своего магазина. Современные моллы – это шедевры архитектуры и дизайнерских идей, это – гонка за звание «самого большого», «самого комфортабельного», «самого оригинального»… И, надо отметить, изощрённости и чрезмерности при попытке переплюнуть конкурентов нет предела.

Одним из самых странных торговых центров является «Нью Саут Чайна Молл», расположившийся на площади 659 615 квадратных метров в китайском городе Дунгуань. Его называют моллом-призраком. Хозяева центра оказались амбициозными, но никудышными бизнесменами. Сегодня используется всего лишь один процент огромной площади. А 99 процентов помещений пустуют!

Но это совсем нетипично для китайского бизнеса. В 2013 году появился самый большой в мире торговый центр, который своими размерами и помпезностью превзошёл даже знаменитый «Дубай Молл», построенный в одном из крупнейших городов Объединённых Арабских Эмиратов. Новый ТЦ находится в городе Чэнду китайской провинции Сычуань. На площади, которую занимает «Нью Глобал Сенчури Сентер» способны поместиться три Ватикана. В общем, чуть меньше, чем княжество Монако, – 1,7 миллиона квадратных метров.

Чем же удивляет китайский молл? Ну, про тысячу магазинов и несколько десятков ресторанов даже и говорить не стоит. Но вот средиземноморская деревня с искусственным пляжем, университетский городок, отели, кинокомплекс, состоящий из 14 залов; огромный ледовый каток, где можно проводить международные соревнования, 15 тысяч парковочных мест и пиратский корабль – достойны упоминания.

Но это ещё не всё. Торговый центр в Чэнду имеет собственное искусственное солнце, которое светит и греет круглосуточно!

Однако уже упомянутый «Дубай Молл», сдавший свои позиции, тем не менее остаётся одним из самых масштабных и интересных торговых центров в мире. Здесь можно покататься на коньках на катке олимпийского размера, а детишкам – поиграть в тематическом парке или развлекательно-образовательном центре, расположившимся на площади 8 тысяч квадратных метров. Немыслимый выбор предлагает любителям украшений так называемый золотой рынок, который объединяет более 200 ювелирных магазинов.

Внутри ТЦ есть даже горнолыжный курорт – первый на Ближнем Востоке. Естественно, с искусственным снегом. А в следующем году «Дубай Молл» отметит свой десятилетний юбилей. Чтобы праздник запомнился надолго, ювелиры в честь этого события изготовили восьмиметровую золотую цепь.

Но главная изюминка «Дубай Молла» – это океанариум, в котором живут более 30 тысяч морских обитателей. Этот аквариум, чаша которого вмещает десять миллионов литров воды, внесён в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый большой крытый океанариум.

По всему свету

Ещё одним всемирно известным торговым центром можно назвать «Молл Америки», который находится рядом с международным аэропортом Миннеаполиса. Ежегодно в этом ТЦ, площадью равном семи стадионам, бывает более 40 миллионов посетителей. «Молл Америки» насыщен площадками со световыми и звуковыми инсталляциями, а также головокружительными аттракционами, что делает его больше похожим на парк развлечений.

Торговые центры поражают воображение не только своими размерами и дорогостоящими развлечениями. Сами строения могут быть и небольшими, но уникальность их состоит в неординарных архитектурных или идейных решениях. Например, удивляет торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр» в Астане. Удивляет и сама Астана, ставшая столицей Казахстана. С начала 2000-х годов этот город превратился в сверхсовременный мегаполис, будто сошедший со страниц научно-фантастических романов. Торговый центр «Хан-Шатыр» полностью вписывается в футуристический стиль архитектуры Астаны, представляя собой самую большую в мире палатку. Эта трёхслойная конструкция выполняет роль крыши центра и создаёт комфортный климат внутри здания.

Итальянский «Иль Вулкано Буоно» находится недалеко от вулкана Везувий. Этот мегамолл и сам располагается на горе.

В японском городе Фукуока есть торговый центр «Канал-Сити». Название говорит само за себя. Через всё здание, спроектированное в традиционном японском стиле, протекает настоящий водный канал, на берегу которого посетители могут в тишине и покое порассуждать о тщетности бытия и предстоящих покупках.

«Васко де Гама Центр» в Лиссабоне соединён с железнодорожной станцией, а в польской Познани торговый центр расположен в здании бывшей пивоварни.

Необычный мегамолл построен в Куала-Лумпуре (Малайзия). Две 48-этажные башни вмещают в себя тысячи торговых точек, шестьдесят пять ресторанов и два пятизвёздочных отеля.

А в стамбульском «Севахире» расположились 343 магазина, 65 ресторанов быстрого питания, 14 эксклюзивных ресторанов, 12 кинотеатров, один из которых только детский; установлены часы диаметром 36 метров, каждая цифра которых – высотой в 3 метра. И это вторые по величине часы в мире. Первые находятся в Мекке и имеют диаметр 43 метра.

«Соборы потребления» привлекают потенциальных покупателей различными чудесами и диковинками. При этом гигантские торговые центры вызывают столько же восхищения, сколько и ненависти. Ненавидеть тоже есть за что: они работают как пылесосы, вытягивающие из нас деньги.

Впереди Новый год, и, как бы мы ни относились к мегамоллам, миллионы наших сограждан скоро отправятся туда за покупками. Так что всем нам стоит пожелать одного – не потеряться. А главное, не потерять себя.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Роман Алексеев

Опубликовано в №48, декабрь 2014 года