Перед людьми стыдно
16.12.2014 17:10
Они считают, что поминки по усопшему – это лишнее

Перед людьми стыдноЗдравствуйте, уважаемые редакторы газеты «Моя Семья». Здоровья всем и благополучия! Зовут меня Галина (51 год), хотела бы обратиться к отцу Александру. Я думаю, этот вопрос интересен не только мне.

Моя младшая сестра Ирина живёт со своим мужем Сергеем в большом частном доме его родителей. Отец умер давно. Матери они построили времяночку во дворе рядом с домом. Зимой со свекровью случился инсульт, привезли в больницу, где она и умерла. Из больничного морга свекровь привезли в церковь, батюшка произвёл отпевание, и свекровь похоронили на кладбище, что находится рядом с церковью.

Все соседи, родственники, бабульки были в шоке: а как же поминки – застолье, кулёчки с конфетами и печеньем, что обычно берут с собой на кладбище? И почему покойную не завезли домой – «переночевать»? Также не были отмечены девять и сорок дней.

Моя мама тоже возмущалась, говорила, что Ирина поступила неправильно, перед людьми стыдно. В деньгах у Ирины с Сергеем недостатка нет. Они принципиально считают, что всё это лишнее и они похоронили мать, как считают нужным.

Как же действительно достойно, а главное, правильно по церковным и христианским законам проводить в мир иной умершего?

И ещё один вопрос – кремация. Допустимо ли по Божьим законам сожжение?

Отец Александр, буду очень вам признательна за разъяснение. Заранее большое спасибо. Здоровья вам и вашей семье и всего самого наилучшего.

Из письма Галины,
г. Краснодар

Комментарий священника

Уважаемая Галина, здравствуйте! Вы пишете о самом грустном периоде нашей жизни – старости и смерти. Но, увы, смерть – неотъемлемая часть человеческого бытия. В этот мир мы приходим только на время. Если вы откроете Священное Писание, то найдёте такое выражение: здесь мы только странники и пришельцы. Странник – это тот, кто, не имея собственного пристанища, бредёт по земле в поисках, в надежде обретения земли обетованной. Того дома, где душа отыщет долгожданный приют. Для христианина Небо, Царство Небесное – и есть тот самый дом. Потому земная кончина для нас не трагедия, а рождение в вечность и продолжение жизни, только в другой форме.

Плоть, что позволяла нам жить в этом временном мире, умирая, предаётся земле, а бессмертная душа, наше «я», то, что мы называем личностью, уходит в вечность. Где эта вечность? Никто не ответит. Для нас это тайна.

Но смертное тело и по кончине человека имеет связь с его душой. Потому мы и приходим к мощам, то есть останкам святых людей, молимся и просим у этих людей помощи и содействия в решении наших жизненных проблем.

Вы спрашиваете, как правильно, по-христиански похоронить человека. Но сначала я хочу хотя бы несколько слов сказать о подготовке к кончине.

К умирающему, если он уже беспомощен и не может придти в храм, необходимо пригласить священника. Нужно попросить его подготовить человека к смерти. Священник знает, что нужно делать.

Просьба одна: не откладывайте эту встречу. Звоните батюшке до того, как умирающий войдёт в состояние комы. Человек должен быть в здравом рассудке и отвечать за свои слова. Может, эта встреча со священником – первая и последняя в его жизни, и от неё будет многое значить в посмертном бытии человека.

В тот момент, когда душа начинает отходить, то есть когда человек умирает, необходимо молиться. Читается канон на отход души. Кстати, когда умирающий находится в коме, родные и близкие, сменяя друг друга, читают возле него Евангелие и Псалтирь. Это только кажется, что человек находится в прострации и ничего не воспринимает и не слышит. Он всё слышит, потому и молитва ему очень нужна.

Мы часто умираем в больнице в одиночестве, далеко от близких, а если и дома, то по кончине тело немедленно отправляется в морг. Конечно, это очень удобно, но обычно возле тела читается Псалтирь. Ещё до погребения все 150 псалмов с дополнительными молитвами об упокоении должны быть прочитаны.

Очень хорошо, когда тело привозят домой хотя бы на последнюю ночь, чтобы возле него можно было помолиться.

Если умершего не заносили домой из морга, то Псалтирь всё равно нужно читать – в храме.

Отпевать усопшего, конечно, желательно в храме. Хотя в разных местах существуют свои традиции. К сожалению, очень многих мы отпеваем заочно. У себя в посёлке мы сейчас строим большую часовню рядом с больницей, в надежде сократить число таких заочных отпеваний.

После погребения близкие отправляются на поминальный обед. Что это такое? Цель такого обеда – не просто накормить, хотя когда-то ставилась именно эта задача. Это как бы жертва, милостыня, доброе дело в память об усопшем, чтобы помочь душе пройти посмертные испытания. Всякое доброе дело вызывает благодарный отклик, и это тоже молитва: угостился – теперь будь добр, молись, поминай усопшего. Он тебя уже заранее отблагодарил, как бы авансом. Не молишься – значит, совершаешь грех нелюбви. За нелюбовь там ответим сугубо.

Вот и кулёчки, чаще всего со сладостями, раздаются с той же целью. Вспомни, помолись, сделай доброе дело, время придёт – и тебя помянут. Ещё раздают носовые платочки или полотенца, всё с той же целью – поминайте.

В течение сорока дней после смерти близкого всем, кто может, хорошо бы приходить в храм на субботние панихиды. Суббота – день поминовения усопших. Знаете, как отрадно священнику видеть, что не забывают, молятся, помогают душе. Молитва об усопшем – высшее проявление любви к нему. Ничем больше мы ему не поможем. И как страшно видеть истощение этого чувства, когда похоронили и забыли.

В храме необходимо заказать заупокойный сорокоуст. Хорошо, если такие сорокоусты заказывались бы не только в одном месте. Чем чаще поминается на службе имя усопшего, тем лучше.

Помин на девять дней и на сорок дней, опять-таки, устраивается с целью общей молитвы, а поесть за столом можно и самую простую пищу. Водки и вина желательно не ставить вовсе. Не всегда мы можем остановиться, и тогда поминки превращаются в балаган. А это грех.

Хорошо бы приходить в храм и заказывать панихиды в памятные дни – кончины, рождения и именин.

Приносите на канун продукты. Что лучше, посоветуйтесь с батюшкой. Но хлеб и мука всегда к месту. Если хотите пожертвовать в храм кагор, то сами вино не покупайте: спросите у батюшки, какой кагор купить, или, что лучше, сделайте пожертвование деньгами и попросите его самого это сделать. Сейчас, к сожалению, очень часто вино поддельное, и все эти «православные» и «церковные» кагоры мы вынуждены просто выбрасывать.
И мука, и кагор используются в богослужении, поэтому, опять-таки, ваша жертва пойдёт на дело молитвы.

В кремации тела усопшего его греха нет. Если, конечно, он сам прежде не завещал себя сжечь. Если это делают родственники в стеснённых финансовых обстоятельствах и при невозможности похоронить человека по-христиански в земле, то и это, я думаю, нельзя вменять людям в грех. Но если есть возможность, то погребать необходимо в земле. Если могли, но не стали – вот здесь грех. Кремация – проблема больших городов, в провинции такой вопрос не стоит.

С уважением,
Священник Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №49, декабрь 2014 года