СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Жизнь и кошелёк Куда делись простые рабоче-крестьянские семьи?
Куда делись простые рабоче-крестьянские семьи?
29.10.2011 23:33
Последние десять лет живу в селе, работаю социальным педагогом. По долгу службы часто бываю в семьях, где есть дети. Семьи эти разного социального статуса, в основном, конечно, проблемные, неблагополучные, малообеспеченные и многодетные. И задумалась я вот о чём: а правильно ли мы, то есть общество и власть, ведём семейную политику?

Вот; например, типичная неблагополучная сельская семья. Родители – безработные, перебиваются случайными заработками в селе или городе, собирают дары природы для собственного прокорма и городского базара. Хорошо, если они умерено пьющие и вовремя обрабатывают огород, а значит, обеспечивают себе кое-какой запас овощей. Но чаще бывает, что огород заброшен, а в хлеву никто не хрюкает и не кукарекает. О корове и говорить нечего, этот тяжёлый труд употребляющей мамке не под силу. В доме у таких хозяев неуютно, запущено. Вы скажете: бедность всегда непривлекательна. Но дело здесь не столько в бедности, сколько в безразличии и привычке жить в грязи и холоде.
Вспоминаю один дом, правда, случилось это сорок лет назад, в советское время. Пришла я к своей однокласснице Свете. У неё была только мама, отца мы, дети, не видели. Тогда это считалось редким явлением, тем более в благополучной городской школе.
У Светы и мамы имелся малюсенький домик, затерявшийся среди кирпичных хрущёвок. Ограда тоже была крохотной, но всё свободное пространство занимали аккуратные грядочки. Света пригласила меня в дом, состоявший из одной комнаты и сеней. Я будто сфотографировала в памяти эту комнату, так поразила она меня красивой простотой и чистотой: всё белое, ажурное, а пол выскоблен до естественного древесного цвета. Стёкла на окнах пропускали столько света и солнца, что вся комната сияла.
У меня, десятилетней девочки, выросшей в благополучной, обеспеченной семье, этот скромный дом вызвал такие сильные эмоции, что воспоминания остались на всю жизнь.

На своём веку я видела много домов, квартир и другого жилья, то есть семейных очагов. Времена были разные: советские, перестроечные, нынешние. И, знаете, делаю печальный вывод: уходят из семейного дома тепло, уют и домашность. Раньше дом хранил следы нескольких поколений, хозяева украшали комнаты живыми творениями своих рук: вышивкой, чеканкой, самодельной деревянной мебелью, полками с книгами. Что-то своё, индивидуальное, такое домашнее, уютное, родное, оно даже не столько украшало жилище, сколько делало его домом, пристанищем, защищающим от всех жизненных бурь.
Увы, сейчас я вижу совсем другое жильё. На всём печать торопливой случайности, стоят стандартные столы, шкафы, диваны. Смотришь и думаешь: их особо никто не выбирал, не заморачивался, зашли, купили, чтобы сидеть, спать. Всюду функциональность, мобильность. По принципу: использовал, выбросил, купил следующее.
Поскольку мой рабочий день проходит среди детей, я наблюдаю их вкусы и желания. А дети, пока не повзрослели, остаются по своей природе творцами. Они несут домой свои цветные поделки с уроков труда, пластилиновых человечков, скворечники и самодельные разделочные доски.
Девочкам нашей школы повезло: у нас есть кружок настоящего домашнего рукоделия, ведёт его неравнодушная женщина, она без устали прививает девочкам вкус и учит разным женским премудростям.
Дети хотят, жаждут красоты! Не богатства, а именно красоты, тепла, уюта. Их души ищут тепло и свет, и если этого мало, то душа привыкает жить серо, убого. Даже деньги не дадут ощущения счастья, гармонии и покоя. Будет сытость, комфорт, пресыщенность, но не будет душевного удовлетворения.
Но я не о богатых особняках, их нет в нашем селе. Я о тех домах и семьях, которых большинство. Те, кто по долгу службы бывают в современных сельских семьях, возразят мне: ну о чём вы, какой уж уют, лишь бы элементарная чистота да протопленная печь были в доме. А я и не спорю, сама знаю, что в сёлах много домов, где нет тепла, простого обеда и письменного стола у ребёнка. Даже больше скажу: люди, крестьяне по жизни, ленятся сажать картошку и капусту. Пьянство убивает привычку работать, обустраиваться. В моём селе пьющих семей хватает. Это тоже примета наших дней: всё больше семей неблагополучных, уже два-три поколения ведут люмпенский образ жизни.
Приходишь в такой дом – везде запустение: ограда – помойка, огород – пустырь, дома пустой холодильник и грязная постель. И хозяева этого очага в центре, то пьяные, то с похмелья. И их дети без вины виноватые и в школе, и дома. Дети, у которых проблемы с памятью и речью, хронические болезни и задержка психического развития. Полуголодные, в одёжке с чужого плеча, они уже не стесняются своего дома. Они привыкли и выживают, растут, чтобы пополнить династию безработных. Некоторые, бывает, уезжают подальше от родного порога и устраивают жизнь, без комплексов прокладывая свою дорогу. Но таких – меньшинство. Большинство неблагополучных семей рожают либо своё продолжение, либо контингент для пополнения детских домов.

Простая рабоче-крестьянская семья, где же ты? Потерялась на просторах большой страны? Кто разрушил тебя? Кто распустил по интернатам и общежитиям? Как мы, русские, такая в прошлом семейная нация, докатились до такой жизни? Дети-беспризорники, одинокие старики, трудоспособные, но беззаботные и безработные взрослые…
Власть по телевизору говорит правильные речи, призывает помогать многодетным семьям, агитирует рожать и получать за это деньги. А может, всё сделать проще? Пусть взрослые, здоровые и молодые, работают, чтобы содержать себя и детей, старики живут не в одиночку, а в семьях, и дети общаются не с компьютером и телевизором, а с дедушками и бабушками. Не надо пособий, льгот. Пусть будут достойные зарплаты и заработанные, а не минимальные пенсии. Наболело в душе, сердце плачет. Неужели конец семье, дому? Неужели впереди у моих учеников казённые углы, а не семейные ценности?
Все мы родом из детства, из семьи. И всю жизнь будем нести в общество те семейные ценности, которые сформировали в нас родители. И при нынешней семейной политике есть реальная угроза вырастить поколение люмпенов, у которых ни кола ни двора, ни семьи, ни детей. И это погубит все другие ценности. Задумаемся, пока не поздно, дадим взрослым работу по месту жительства и нормальную зарплату. Возродим сёла, пусть поля не превращаются в пустыри, работают магазины, почты, школы, больницы. Так было при советской власти, и это хороший опыт.

Из письма Ольги Прокопьевны Сидоренко,
Кемеровская область