СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Откуда вообще взялась Америка?
Откуда вообще взялась Америка?
29.01.2015 01:20
Откуда вообще взялась Америка?Есть такой психологический феномен: если долго повторять одно и то же слово, оно начинает звучать незнакомо, странно. Такое «остранение» не бессмысленно. Это метод, позволяющий посмотреть на мир свежим взглядом, понять, что он намного сложнее описаний из учебников. Иногда метод помогает найти истину – во всяком случае, заставляет её поискать. Вот, например, возьмём слово «Америка». Раз эту часть света открыл Колумб, какого чёрта она не названа в его честь? И если вы сейчас, наморщив лоб, начнёте вспоминать заслуги Америго Веспуччи, то пойдёте по ложному следу. Материки Нового Света были названы по имени этого купчины не вполне заслуженно. А может, это не Америка названа в честь Америго, а наоборот, он себя назвал в честь уже названного континента? Или в честь другого мореплавателя? Запутанный вопрос.

Страна винограда

Ситуация с открытием Америки похожа на историю целомудренной девушки, которая вышла замуж, приняла фамилию мужа и зажила добропорядочной жизнью. Но это на поверхностный взгляд. А если углубиться в проблему, окажется, что новобрачная не была девушкой, а напротив, оказалась опытной дамой с богатым послужным списком.

Существуют версии, что ещё в IV веке до нашей эры в Америку плавали финикийцы, а в V и VI веках нашей эры – ирландцы и китайцы. Эти гипотезы, впрочем, достаточного подтверждения не имеют. А вот то, что в X веке североамериканский континент неоднократно посещали норвежские викинги, известно доподлинно. Сначала ладьи скандинавов забросил к берегам Америки шторм, а потом они, привлечённые мягким климатом и богатой природой, попытались освоить эту местность, начали строить там поселения. Экспедиции закончились неудачей. Пришельцы не нашли общего языка с индейскими племенами, и те попросту истребили их. От колонизации остались обнаруженные археологами следы поселений да упоминание в скандинавских летописях Винланда – «Страны винограда». И если бы всё сложилось по привычному для викингов сценарию, когда они легко покоряли европейские территории, то, возможно, сейчас мы бы называли два материка Северной и Южной Винландией. Или говорили бы об империалистической политике Соединённых Винландских Штатов. Но получилось как получилось.

А ещё из жителей Евразии тесные контакты с северо-западным американским побережьем наладили чукчи. Представители этого народа много столетий сновали туда-обратно через пролив, позже названный Беринговым, обменивали у «американцев» мех на китовый ус и моржовые бивни, но совершенно этим не гордились и уж тем более не думали называть открытые территории в честь себя, предъявлять на них какие-то права.

Меня зовут Коломбо

Что нога викинга ступила на американское побережье первой – ничего на самом деле не значит. Ведь никаких последствий для человечества эта попытка не имела. Другое дело Колумб. Христофоро Коломбо, как называли его соотечественники генуэзцы, или Кристобаль Колон, как его называли испанцы.

В отличие от средневековых скандинавов, которые, в общем-то, плыли куда глаза глядят, искали удачу не системно, этот моряк имел чёткий бизнес-план. План заключался в том, чтобы найти кратчайший путь в Индию – легендарную страну, наполненную золотом, драгоценными камнями и пряностями, которые в тогдашнем мире тоже были драгоценны.

Для своего времени Колумб был, несомненно, образованным человеком, находившимся на острие тогдашней науки. Другое дело, что остриё это было ещё не отточено и не закалено. Например, культурные люди уже не считали землю плоской, но и не были уверены, что она представляет собой идеальный шар. Так, Колумб считал, что наша планета похожа на грушу, торчащую узкой частью вверх. По его расчётам получалось, что кратчайшую морскую дорогу к азиатской части «груши» нужно прокладывать через узкую часть, а значит, плыть в поисках Индии на запад. В то время как другие мореходы упорно пытались идти на Восток, в обход Африки.

Упрямый итальянец убедил в своей правоте испанских королей, добился государственного финансирования экспедиции и в 1492 году отправился в путь. По его расчётам, он сперва должен был приплыть в «Чипангу» – Японию, затем в «Катай» – Китай и уж после этого в Индию. И вроде бы расчёты подтвердились. «Японию» и «Китай» моряк нашёл довольно быстро, приняв за них Кубу, Гаити и Багамские острова. Потом случились другие экспедиции Колумба, в ходе которых была открыта «Западная Индия», а на самом деле Центральная и Южная Америка, и множество прилегающих к ним островов. Открытия были сделаны великие, но для современников малополезные. Потому что обещанных сокровищ найти так и не удалось.

Колумб привёз в Испанию табак, немного собранного у туземцев золота, несколько сотен измученных рабов и сифилис. Новые земли, в которых он по условиям контракта стал вице-королём, не только не приносили дохода, но требовали от метрополии огромных затрат. А между тем конкурент испанского правительства, португалец Васко да Гама, нашёл-таки морской путь в настоящую Индию и привёз оттуда своему королю богатую добычу.

Так что генуэзец вскоре потерял уважение вложивших в него деньги банкиров, а главное – доверие испанской короны. Он успел даже под судом побывать. И хотя был оправдан, но лишился и финансирования, и власти над открытыми землями, и славы. Хоронили его скромно, без государственных почестей. Разумеется, называть новые территории именем неудачника никто бы не стал.

Америк, Америго, Америокапана

Итак, почему Новый Свет не назван Колумбией, понятно. Но почему он стал именно Америкой?

Версий много, причём многие исследователи истолковывают факты в зависимости от своей национальности. Так, бразильские историки доказывают, что название «Америка» происходит от имени Марока – верховного божества древних обитателей Бразилии. Американцы утверждают, что на континенте проживало племя под названием «америкос», и это они добывали и продавали золото, которое так интересовало европейцев. Именно так могла возникнуть легенда о сказочной золотоносной земле Америке.

Ну и совершенно точно известно, что в Новом Свете к моменту прибытия Колумба существовали города и поселения с названиями Амарака, Маракапан, Америокапана.

У англичан эти версии ничего, кроме усмешки, не вызывают, а версия с наименованием континента в честь Америго Веспуччи и вовсе доводит до колик. Им-то известно, что название континентам дал британский мореплаватель Джон Кабот, который в 1497 году высадился где-то в районе нынешней Канады. Он установил на открытых землях британское знамя, а название им дал в честь состоятельного купца из Бристоля, который снарядил его корабль. Звали купца Ричард Америк. Вполне логично предположить, что коммерсант назвал землю в честь своего благодетеля, например, полагая, что за это Ричард Америк скостит долг.

По британской версии, наименование «Америка» ни у кого не вызвало возражений, его покорно приняли европейские державы-конкуренты.

Англичане утверждают, что Веспуччи, испанский конкистадор итальянского происхождения, побывал на новом материке чуть позже британца. Кроме того, сам факт экспедиции Кабота и её финансирования Ричардом Америком подтверждён бристольскими летописями.

Моряк и ревизор

Ну а кто же такой этот Веспуччи? Откуда он взялся, в чём его заслуги и что за странное имя он носил?

С последним более-менее ясно. Итальянского моряка могли звать Амальрик, что равнозначно немецкому имени Эммерих. Просто итальянский язык не признаёт соседства звуков «л» и «р», поэтому «лр» переделали в «рр». Так и получился Амерриго Веспуччи. (Позднее лишнюю букву «р» опустили.)

Как и Колумб, он нанялся на службу к испанскому королю, вот только его значение его деятельности оказалось не столь широким. Америго-Альберик был в меру алчен и любознателен. К карьере он стремился, но, в отличие от Колумба, его не заносило. Веспуччи не стремился оказаться на первых ролях и не выдвигал рискованных теорий. Он поучаствовал в третьей экспедиции Колумба, причём выполнял там сразу несколько функций. Как моряк – служил кормчим, то есть управлял одним из кораблей. Как человек, имевший финансовое образование, представлял интересы флорентийского банкирского дома, вложившего деньги в поиски «Индии». И, наконец, был поставлен наблюдающим от испанского правительства, у которого к тому времени Христофор Колумб стал вызывать недоверие.

Надо сказать, со всеми поставленными задачами Америго справился прекрасно. Воспользовавшись тем, что Испания лишила Колумба монополии на освоение новых территорий, в следующую экспедицию Веспуччи отправился уже без прежнего начальника. В 1499 году он высадился в нынешней Бразилии, а затем, совершив экспедицию вдоль американского побережья, пришёл к совершенно правильному выводу, что открытая Колумбом земля является не частью Азии, а самостоятельным материком.

В этом и состоит главная заслуга Веспуччи. Он прояснил то, что Колумб нащупывал вслепую. Но присваивать себе чужое открытие Америго и не думал. Тем более что с Колумбом он сохранял приятельские отношения до самой его смерти. Однако обстоятельства сложились так, что ему на некоторое время досталась слава предшественника.

О дивный новый мир

Конец XV века отмечен не только великими географическими открытиями, но и всплеском народного интереса к историям о заморских странах. Если самые рисковые бизнесмены вкладывали капиталы в освоение дальних земель, то коммерсанты пожиже и простые обыватели довольствовались рассказами о приключениях. Тем более что не так давно изобретённое книгопечатание способствовало распространению этих историй.

При этом основным жанром являлись не мемуары путешественников, а их переписка. Как правило, она была секретной, хранила коммерческие и государственные тайны, но ушлые издатели старались заполучить этот «эксклюзив» правдами и неправдами. А потом делали на нём неплохие деньги. Так вышло и с записками Веспуччи. В руки одного из печатников попали отчёты о его путешествиях, написанные для испанского короля.

Чтиво оказалось крайне увлекательным. Там были и описания невиданной флоры и фауны, и приключения, и сведения о туземцах. Причём последние были густо приправлены «клубничкой». По описаниям Америго выходило, что индейцы совмещают райскую невинность с вполне земными радостями. Ходят голыми, никого не стесняясь, и практикуют свободный секс, в том числе и с близкими родственниками. Понятно, что записки пользовались большой популярностью при испанском дворе, понятно, что, будучи напечатанными, они завоевали не меньшую популярность в народе. Книжечка оказалась небольшой и называлась Mundus Novus – «Новый мир».

Что написано пером

А дальше началась череда случайностей, приведшая к «раскрутке» Америго Веспуччи. Первым недоразумением стал сборник рассказов о путешествиях, выпущенный в 1507 году. Издатель собрал под одной обложкой все путевые отчёты, попавшиеся ему на глаза. В числе прочих там были записки Васко де Гама, Колумба и, конечно, нашумевшая книжечка Mundus Novus. Хотя в сборнике были описаны экспедиции разных мореплавателей, издатель назвал книжку «Новый Свет и новые страны, открытые Альберико Веспуччи из Флоренции». То есть имелось в виду: «Новый Свет плюс страны, открытые Альберико», а получилось, будто он и открыл Новый Свет.

Дальше – больше. В окрестностях Страсбурга группа учёных под руководством картографа Вальдземюллера решила издать сверхсовременный атлас с новейшими картами и подробными описаниями вновь открытых земель. За основу был взят тот самый сборник писем, изданный под именем Веспуччи. А ещё картографы предложили в этой книге назвать Новый Свет – Землёй Америко, или Америкой, «по имени мудрого мужа, открывшего её».

Любопытно, что в последующих изданиях атласа картографы больше не называют новые материки землёй Америго, именуя их просто «Неизведанной землёй». Однако дело было сделано. Имя второстепенного мореплавателя приклеилось к Новому Свету и запрыгало с карты на карту. Только Испания долго отказывалась называть Америку Америкой, вместо этого именуя её Вест-Индией.

По этой версии – весьма сложной и противоречивой – весь остальной мир охотно принял название новых земель, предложенное страсбургскими картографами. Эта теория и сегодня считается основной, хотя порой она трещит по швам. Например, почему «Америка», а не «Веспуччия»? Вообще-то по именам называли лишь монарших особ, а также святых, что отражено в таких географических названиях, как «Земля Франца-Иосифа», «остров Святой Елены». Простых смертных называли по фамилии или вовсе пользовались прозвищем. Кроме того, как же всё-таки быть с племенем америкос и существовавшим до Колумба городом Амарака?

Правильный ответ – никто не знает точно. Но «Америка» оказалась уж очень хорошим названием для европейского уха. Начинается и заканчивается на «а», в промежутке твёрдые согласные. Что-то в нём было напористое. Колумбия звучит совсем не так. Недаром же этим именем назвали малозначительную латиноамериканскую страну и федеральный округ в США.

Но если говорить о справедливости, то Колумб в этой истории с названием Америки ничего не потерял. Ему ведь нужна была Индия, а не Америка. А Веспуччи ничего не приобрёл. В то время как раскручивался виртуальный образ великого первооткрывателя, настоящий Америго ничего об этом не знал. Умер он в такой же безвестности, как и Христофор Колумб.

Павел БУРИН

Опубликовано в №03, январь 2015 года