СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Действующие лица Юлия Ромашина: У меня на первом месте Бог, на втором – дети
Юлия Ромашина: У меня на первом месте Бог, на втором – дети
16.02.2015 00:00
Юлия РомашинаКрасивая и утончённая, приветливая и интеллигентная актриса Юлия Ромашина отличается ярким темпераментом, аристократизмом и волевым характером. Она многое пережила – косые взгляды и пересуды людей, осуждавших её за брак со знаменитым актёром Анатолием Ромашиным, который был намного старше неё, гибель любимого мужа, затишье в кино. Но время всё расставило по своим местам: сегодня Юлия Ромашина – успешная и востребованная актриса, среди её работ – роли в фильмах «Гетеры майора Соколова», «Миф об идеальном мужчине», «Дальнобойщики-3» и многие другие. Юлия избегает журналистов и редко даёт интервью, но нам повезло. Мы встретились с ней в пустом ресторане Дома литераторов за чашечкой кофе.

– Юлия, вы создали очень сильный образ – балерины Анны Леопольдовны в нашумевшем телефильме «Гетеры майора Соколова». Расскажите, пожалуйста, о съёмках в этой картине.
– Однажды утром раздался телефонный звонок. «Юля, здравствуйте, я – Таня, ассистент режиссёра Бахтиёра Худойназарова. Он сейчас снимает в Крыму сериал для Первого канала и предлагает вам роль. Сможете приехать через несколько дней в Ялту?»

Мне прислали сценарий, я его прочла – очень понравился. Сначала даже подумала, что есть книга, по которой сделали экранизацию, но оказалось – нет, это оригинальный сценарий Ильи Тилькина. Я согласилась, и когда мы оговорили все условия, Таня сказала: «Билет на самолёт вам завтра передаст Игорь, наш помощник в Москве. Он с вами созвонится».

Однако назавтра никто не позвонил. Прошёл ещё день – тишина. Попыталась сама выйти на киногруппу, но с ней было невозможно связаться: все телефоны отключены.

– И тут стали закрадываться чёрные мысли…
– Да! А я уже договорилась с няней, чтобы та во время съёмок ухаживала за моими детьми. И тут близкая подруга, актриса Ирина Лачина, аккуратно так говорит: «Юля, это же Первый канал, может быть, это… программа «Розыгрыш»?» Поразмыслив над её словами, я в это поверила. (Улыбается.) Хотя про себя подумала: а зачем это нужно Первому каналу?

И вдруг вечером накануне предполагавшегося дня отлёта мне звонит «помощник Игорь» и бодро сообщает: «Завтра в шесть утра я за вами заеду!» «Хорошо, – отвечаю насторожённо. – А почему вы не позвонили раньше?» – «Да у меня было столько дел, закрутился!»

В общем, в машину садилась с опаской и в самолёт тоже. Приехав в Ялту, стала ждать, когда же, наконец, сообщат, что меня разыграли. И вот я на съёмочной площадке, думаю: ну сейчас, сейчас… Уже прозвучало: «Мотор! Камера!» Смотрю – со мной в кадре стоят известные актёры: Андрей Панин, Сергей Гармаш, Артур Смольянинов. И я подумала, что это слишком дорогой розыгрыш даже для Первого канала! (Смеётся.) Только тогда поверила в реальность происходящего.

– Я так понимаю, вас взяли в картину без проб.
– Да. Хотя, приехав на съёмки, я узнала, что другие актёры проходили пробы, которые длились целых полгода! И все были измучены, потому что пробовались и соло, и в дуэте, и командой. К тому же отдельно делались фото- и видеопробы. Так что считаю, моя роль – подарок от Бога.

alt

– Ваша героиня – известная балерина, ставшая жертвой политических репрессий. Как вы готовили эту роль?
– Моя героиня – по рождению человек другой эпохи и воспитания, она не такая, как все в советском государстве, именно поэтому её и репрессировали. Я прочла множество свидетельств, воспоминаний о том периоде, о сильных людях с чувством собственного достоинства, которые мужественно переносили все ужасы своего времени. Думаю, именно о них стихи Александра Кушнера:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.


– А вы сами занимались балетом?

– Нет, но в детстве ходила в театральную студию, где нам преподавали танцы и сценическое движение. Наверное, у меня такое телосложение, что многие думают, будто я серьёзно занималась хореографией.

Однажды мне позвонила балерина Илзе Лиепа и предложила преподавать в её балетной школе; моими учениками были совсем маленькие дети – от двух до шести лет, их надо было учить, готовить с ними концерт, хотя некоторые даже ходить толком не умели! Для меня это был первый педагогический опыт. Хорошо, что он оказался успешным.

alt

– Какие у вас впечатления от Крыма?
– Он поразительный! Картину снимали в старом особняке в Симеизе, недалеко от Ялты. Мы жили в замечательной ялтинской гостинице на берегу моря, на первой линии, которую нашёл Сергей Гармаш. Вместе проводили вечера, устраивали общие застолья. И в самой группе были хорошие, просто фантастические отношения. Однажды я привела на съёмочную площадку младшего сына Данилу, и директор картины Фай, Файзулло Руштов, доброжелательный и открытый человек, отнёсся к этому с пониманием и даже играл с моим ребёнком в футбол.

Помню один очень трогательный момент на съёмках. У нас была довольно трудная сцена пожара, на которую выезжали очень рано – в три или четыре утра, и Данила поехал со мной. Конечно, я переживала: ребёнок маленький, может в самый неподходящий момент захотеть есть или спать. К тому же для детской психики целый день на съёмочной площадке – сильное напряжение. Я предполагала, что сын будет сидеть с девочками в гримёрке, но Бах – так мы называли нашего режиссёра Бахтиёра Худойназарова – посмотрел на Данилу и сказал: «Пошли со мной!» И сын всю смену просидел с ним у режиссёрского монитора, а звукооператор даже давал ему наушники.

– Как вам работалось с актёром Андреем Паниным?

– К сожалению, Андрея нет с нами уже почти два года, но светлая память о нём навсегда в моём сердце. Фильм «Гетеры майора Соколова» вообще делался под Панина, и, как я поняла, на время работы в этом сериале он отложил все свои остальные проекты. С ним очень хорошо работалось, у нас сложились тёплые человеческие отношения. Андрей был достаточно жёстким, он, как рентген, видел, когда человек лукавит, когда врёт. Не любил глупость, его раздражал непрофессионализм.

И при таком серьёзном отношении к профессии и максимализме Панин был блестящим партнёром – лёгким и слышащим другого артиста. Не было такого, что в кадре он работает как хочет, а ты пляшешь под его дудку. Я запомнила Андрея немного отстранённым: казалось, он всё время пребывает в своих мыслях, ты ему что-то говоришь, а он тебя вроде и не слушает. Но при этом Андрей всё слышал!

– Вы сталкивались в жизни с мистикой?
– Ничего не происходит просто так, не бывает случайных встреч. Часто в самых неожиданных местах я, как мне казалось, совершенно случайно сталкивалась с людьми, и порой именно эти встречи оказывались судьбоносными. Не зря говорят, что место, где ты сейчас находишься, уже давно очерчено Господом.

alt

Я очень хотела играть в спектакле «Пришёл мужчина к женщине». И однажды именно здесь, в ресторане Дома литераторов, встретилась с Иосифом Леонидовичем Райхельгаузом, главным режиссёром театра «Школа современной пьесы» и постановщиком этого спектакля. И хотя до этой встречи мы были знакомы тысячу лет, именно она привела к тому, что сейчас я играю главную роль в этом спектакле.

А иногда вижу вещие сны. Однажды, когда у меня была трудная ситуация, приснилось, что нахожусь в каком-то странном пространстве. Это не земля и не небо, но я стою, не чувствуя под ногами твёрдой почвы; вокруг множество женщин в белых платках, они без умолку говорят, а за их спинами стоят мои чемоданы. И вдруг вижу – идёт Толя (Ромашин. – Авт.), подтянутый, в своём любимом пиджаке, берёт мои вещи и переносит их в другое место. Я кричу ему: «Это мои чемоданы!» – но он не слышит, просто молча их переносит. И в скором времени у меня произошёл переезд.

– У вас двое мальчиков. Мне школьные учителя не раз говорили, что воспитывать мальчишек намного сложнее, чем девочек. Как вы совмещаете актёрскую карьеру и материнство?

– Бывают такие девочки, что мои мальчики по сравнению с ними – просто ангелы! (Улыбается.) По-моему, главное – дать детям разностороннее образование и, если есть возможность, как можно больше с ними путешествовать.

Моему старшему сыну Дмитрию семнадцать лет, он учится в колледже. Занимался рисованием, окончил музыкальную школу при училище Гнесиных по классу гитары и фортепьяно. Был момент, когда хотел её бросить, но я сказала, что он не должен играть на фортепьяно, чтобы стать профессиональным музыкантом и кормиться этим ремеслом, просто в трудные минуты жизни всегда может играть для себя. И сейчас он мне за это благодарен – не бывает дня, чтобы Дима не подошёл к инструменту.

Младший сыну Даниле шесть лет, он такой основательный, просто маленький начальник, я часто говорю, что ему не хватает директорского кресла! (Смеётся.) Недавно начал заниматься музыкой с замечательным учителем. Присутствуя на уроках, получаю такое же огромное удовольствие от занятий, как и мой сын.

– Вы как-то направляете старшего сына, помогаете ему с выбором профессии?
– В фильме «Синяя птица», который я очень люблю, главные герои попадают в загадочное место, где живут ещё не рождённые дети. И там у каждого ребёнка есть своя коробочка, с которой связаны его судьба, будущее. Думаю, что у каждого из нас есть своя «коробочка», своё предназначение, и я против того, чтобы семья навязывала ребёнку, кем ему становиться. Поэтому говорю старшему сыну: «Сам выбирай свой путь. Ищи себя, и даже если ошибёшься, это будет твой опыт и ты никогда об этом не пожалеешь».

Юлия Ромашина– А ваши родители как-то связаны с театром?
– Нет. Мама, Любовь Сергеевна, – инженер-конструктор, папа, Борис Михайлович, – наладчик ЭВМ. У меня с папой были очень тёплые отношения, он – моя родная душа. Отец умер в позапрошлом году на Рождество пресвятой Богородицы, я очень скучаю по нему. Мне всё время хочется позвонить ему в Киев, мысленно с ним разговариваю. Папа вырастил моих детей: сыновья летом часто отдыхали на даче под Киевом. Младшего, Данилу, он воспитывал с двух лет, научил его обливаться холодной водой, ходил с ним в лес, на рыбалку.

Когда папы не стало, нам пришло письмо от его друга, который написал: «Борис Михайлович так много сделал для страны!» Я подумала, что это просто высокопарные слова, а потом выяснилось, что если не работало какое-то средство связи для внешней разведки, то настраивать его приглашали моего отца.

Неожиданно в пустой ресторан, где мы сидим с Юлией Ромашиной, вошёл молодой человек, оглядел нас и замер. «Юля, привет!» – радостно воскликнул он. «Фай! А я только что рассказывала о тебе в интервью! – сказала Юлия и обратилась ко мне: – Это директор картины «Гетеры майора Соколова». Фай, ты что здесь делаешь?» – «Ищу натуру для съёмок документального фильма. Сколько мы не виделись? Года полтора?» Молодой человек ушёл, а мы на какое-то время замолчали.

– Об актёрах говорят, что это люди слишком эмоциональные и совершенно теряются в стрессовых ситуациях.
– Мне кажется, что я, напротив, веду себя рационально. Был забавный случай: Даниле подарили билет на Кремлёвскую ёлку, и я пошла с ним – он ещё слишком маленький, чтобы ходить одному на такие мероприятия. Но поскольку это было дневное представление, взрослых не пускали (потом я узнала, что взрослых пускают только на вечерние). И вот подхожу к очередному кордону, и охранник меня спрашивает: «Вы кто будете ребёнку?» – «Сестра», – говорю. Он аж поперхнулся!

– Наверное, узнал вас и подумал, что вы над ним издеваетесь!
– Не знаю, но он нас не пропустил. Даня чуть не плачет, я его успокаиваю и тут краем глаза вижу, что какие-то взрослые и дети тоже хотят пройти на ёлку. Слышу, как они кому-то говорят: «Мы группа из Архангельска». Через какое-то время подхожу к другому охраннику, объясняю, что отстала от группы из Архангельска. Он понимающе кивает и объясняет: «Вам надо идти через другой вход».

В общем, я прошла через три кордона, особенно сложно было на последнем. Казалось, что все мои усилия напрасны и сейчас нас с сыном развернут и отправят обратно. Но всё обошлось! (Смеётся.) Ребёнку Кремлёвская ёлка очень понравилась.

– Юлия, что, по-вашему, главное для актрисы?
– Всё! (Смеётся.)

– А для женщины?

– У меня на первом месте – Бог, на втором – дети, и на третьем – всё остальное.

Расспрашивала
Наталия ГРИГОРЬЕВА
Фото: Из личного архива

Опубликовано в №06, февраль 2015 года