СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Преступления наших союзников во Второй мировой войне: как это было?
Преступления наших союзников во Второй мировой войне: как это было?
19.02.2015 00:00
Краткое изложение событий

ПреступленияХотя история Второй мировой войны знает массу примеров благородства, известно также немало случаев, когда победители вели себя бесчеловечно. Преступления совершали не только «бешеные псы фюрера», эсэсовцы. Вдоволь насмотревшись на следы их зверств на оккупированных территориях СССР, советские солдаты иной раз не могли удержаться и отвечали по принципу «око за око». Но воинские преступления, совершённые американцами и англичанами в отношении беззащитных немцев или японцев, не имеют никаких оправданий. Если солдат или офицер Красной армии мародёрствовал на территории Германии, то его ждал трибунал. И в 1945 году было осуждено более 4 тысяч наших бойцов. Но ни один вояка армии США не понёс ответственности за бессудные расстрелы, насилие над гражданским населением, глумление над трупами погибших противников. Абсолютно все наши союзники, которые во время войны отдавали преступные приказы и исполняли их, ушли от возмездия и справедливого суда. Сегодня мы расскажем только о некоторых самых вопиющих преступлениях наших союзников во Второй мировой войне.

Воюем с больными и подростками

6 июня 1944 года был открыт «второй фронт» – в Нормандии высадились американские, канадские и британские войска. Наиболее дееспособные части вермахта отступали под натиском Красной армии на Восточном фронте, так что союзникам противостояли разного рода доходяги. К примеру, немцы бросили во Франции в бой 70-ю резервную пехотную дивизию, сколоченную из солдат и офицеров, больных катаром, гастритом и язвой желудка. Специально для них на фронте даже построили дополнительные сортиры, ибо вояки регулярно испытывали позывы. Достойные противники…

Одним словом, серьёзного сопротивления союзники не получили и продвигались по всему фронту довольно быстро.

В концлагерь Дахау недалеко от Мюнхена американские войска вошли 29 апреля 1945 года. Горы трупов и общий вид лагеря смерти шокировали союзников. Сдавшихся эсэсовцев они расстреляли немедленно, несмотря на то что охрана сложила оружие. Выживших добивали контрольными выстрелами в голову. Хотя это и было прямым нарушением Женевской конвенции о военнопленных, жалости двуногие звери в чёрной форме с нашивками «SS» не вызывали. Не вызывают и теперь.

Но то, что произошло дальше, вызывает лишь негодование. На территории концлагеря находился госпиталь, в котором лежали раненные солдаты вермахта, в том числе подростки из фольскштурма. Всего около четырёхсот человек. Всех их вывели к блоку С, а тяжелораненых, которые не могли идти самостоятельно, заставляли ползти. К стенке также поставили весь медицинский персонал госпиталя. После чего хладнокровно расстреляли из пулемётов. Командовавший этим отвратительным мероприятием лейтенант Говард Бюхнер в докладной записке «Судьба гарнизона Дахау» указал общее число расстрелянных – 560 человек. Эта записка была рассекречена Национальным архивом США только в 1991 году. Упомянутая Женевская конвенция гласит, что бессудное убийство военнопленных, тем более раненных и беспомощных людей, не оказавших сопротивления, – военное преступление. Но ни один из американцев не понёс наказания.

Бессудные казни случались и ранее. Так, в июле 1943 года, захватив аэродром в Бискари на острове Сицилия, американцы расстреляли 74 итальянских солдата, захваченных в плен. Кумир союзнических войск, генерал Джордж Паттон, дал указание своим подчинённым, что говорить по этому поводу: «Скажете, что все эти типы были снайперами. Иначе пресса развоняется».
Образец воинской доблести и офицерской чести.

Гамбург. На очереди – Дрезден

«Посеявший ветер пожнёт бурю» – таков был основной аргумент англо-американских политиков и генералов для оправдания ковровых бомбардировок немецких городов в глазах мирового сообщества. Во-первых, западные генералы надеялись, что, ужаснувшись количеству жертв, немецкие солдаты повернут оружие против своей власти и ускорят крах нацизма. А во-вторых, немцы ведь первыми начали воздушный террор против Англии.

Обоснования настолько же циничные, сколь и лживые. 10 мая 1940 года премьер-министром Великобритании стал Уинстон Черчилль, и уже на следующий день англичане бомбили немецкий город Фрайбург. Чиновник Королевских ВВС Джордж Спэйт заявлял официально: «Мы, англичане, начали бомбардировки объектов в Германии раньше, чем немцы стали бомбить объекты на Британских островах. Это исторический факт, который был признан публично».

От бомб союзной авиации погибли сотни тысяч безоружных немцев, гражданского населения – женщин, детей и стариков. Ведь к исходу войны в немецких городах практически не оставалось мужчин – их гнали сражаться с советскими войсками на Восточный фронт, где они массово погибали.

В конце июля и начале августа 1943 года разрушительным бомбёжкам подвергся Гамбург, крупный порт, второй по величине город Германии. На него были сброшены мириады бомб массой в десятки тысяч тонн. В домах от пожарищ плавились стёкла, люди превращались в пылающие факелы. Гамбург был разрушен примерно на 75 процентов, погибло не менее 50 тысяч немцев.

Но наиболее страшным примером бессмысленных и беспощадных убийств стали бомбардировки Дрездена, города на востоке Германии. Английская и американская авиация бомбила город трое суток, с 13 по 15 февраля 1945 года. Согласно подсчётам, погибли от 25 до 60 тысяч мирных жителей.

В официальном документе Королевских ВВС, с которым ознакомились пилоты бомбардировщиков перед вылетом, говорилось: «Дрезден на настоящий момент – крупнейший район противника, всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. Цель атаки – нанести противнику удар там, где он почувствует его сильнее всего. И заодно показать русским, когда они войдут в город, на что способны Королевские ВВС».

Огненный смерч

Дрезден разносили с воздуха три дня подряд, сбросив на него в общей сложности 5700 тонн фугасных и зажигательных бомб. Промышленные зоны и железнодорожный узел утюжили американцы. А британские пилоты слепо «работали» по городским площадям, разрушая без разбору жилые кварталы. Кстати, эти роли союзники негласно распределили в самом начале войны и чаще всего строго их придерживались: американцы уничтожали промышленные и военные объекты, англичане же лупили по гражданским.

В Дрездене были стёрты с лица земли 6470 магазинов, 24 банка, 11 церквей и 60 часовен, 26 кафе, 3 театра, 19 военных госпиталей, 39 школ, почти 200 заводов. Всего в городе сгорело 12 тысяч зданий – это по подсчётам дрезденской полиции. В отчёте о налётах союзники приводят куда более страшную цифру – 78 тысяч полностью или частично разрушенных зданий.

В Дрездене была применена изуверская тактика. Сначала фугасными бомбами разрушали крыши и несущие конструкции зданий, обнажая их деревянные внутренности. Затем сбрасывали зажигательные бомбы, чтобы вызвать массовые пожары. И, наконец, на пожарные команды, прибывшие на тушение, вновь летели фугасы. Результатом этих продуманных бесчеловечных действий стал огненный смерч высотой в несколько километров, поглотивший город. В эпицентре смерча температура достигала 1500 градусов, при которой сгорало всё живое, кипел асфальт и плавился металл.

Одна из свидетельниц этого события вспоминает: «В огненном шквале раздавались стоны и крики о помощи. Всё вокруг превратилось в сплошной ад. Я вижу женщину – она до сих пор у меня перед глазами. В её руках свёрток. Это ребёнок. Она бежит, падает, и младенец, описав дугу, исчезает в пламени. Внезапно прямо передо мной возникают двое. Они кричат, машут руками, и вдруг, к ужасу моему, я вижу, как один за другим эти люди падают на землю (сегодня я знаю, что несчастные стали жертвами нехватки кислорода). Они теряют сознание и превращаются в золу. Безумный страх охватывает меня, и я все время повторяю: «Не хочу сгореть заживо!»

…Дрезден – единственный город Германии, который не празднует карнавал – аналог нашей русской масленицы. Карнавал всегда выпадает на февраль, а в Дрездене это – месяц траура, который отмечается каждый год. С 13 по 15 февраля во всех храмах молятся и ставят свечки. Развлечения отменяются. Город вспоминает то, что не может забыть до сих пор, хотя прошло ровно 70 лет.

И хотя многие исторические здания восстановлены, они всё равно выглядят пугающе: копоть от пожаров, длившихся почти неделю, до сих пор сохранилась на стенах и куполах. В древнем городе с узкими улочками повсюду натыкаешься на пустыри. Таблички поясняют: в этом месте находилась гимназия, в этом – больница, в этом – жилой дом… Восстановить Дрезден полностью, наверное, никогда не удастся.

А в центре города стоит памятник женщинам, которые уже на следующий день после окончания бомбёжек вышли разгребать завалы и расчищать улицы. Камни они таскали голыми руками. Мужчин в городе почти не было.

Всего в период с 1940 по 1945 год мишенями для военно-воздушных сил Британии и США стали 80 немецких мирных городов. Общее число погибших от бомбардировок по разным оценкам – от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. 42 немецких города были разрушены более чем наполовину.

Британский премьер-министр Чемберлен в феврале 1940 года заявил: «Что бы ни делали другие, наше правительство никогда не будет подло нападать на женщин и других гражданских лиц только для того, чтобы терроризировать их»…

Кстати, спустя месяц жестокой бомбёжке американцев подвергся Токио. По той же схеме – несколько тысяч тонн фугасов и «зажигалок», огненный смерч, свыше 80 тысяч сгоревших и погибших от удушья японцев. Об атомном ударе по Хиросиме и Нагасаки помнит весь мир, но это тема для отдельной статьи.

В американских концлагерях

Об ужасах, творившихся в нацистских лагерях уничтожения, широко известно. Но историки, как правило, помалкивают о том, что происходило в лагерях в зоне американской оккупации Германии, и том, как «победители» издевались над пленными немцами.

Канадский писатель и историк Джеймс Бак в 1989 году выпустил книгу «Другие потери» с шокирующими фактами и цифрами. Изучив исторические документы, автор пришёл к выводу, что в американских концлагерях погибло до миллиона немецких солдат! Вопреки всем договорам и конвенциям, пленные содержались как скот, в поле под открытым небом, под осенним дождём и мокрым снегом. Хотя склады военной американской администрации буквально ломились от запасов, еду пленным не выдавали по три-четыре дня. Простую воду, и ту давали не каждый день. Голод и массовые болезни ежедневно убивали тысячи заключенных.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными трактует всё это однозначным понятием «военное преступление». Однако командующий оккупационными силами генерал Дуайт Эйзенхауэр ушёл от ответственности за массовую гибель немецких солдат – ввёл в обиход новый термин «разоружённые силы противника». Этот вид пленных в Женевской конвенции не упоминался – стало быть, и кормить их необязательно.

Осенью 1945 года американцы уничтожили все списки пленных. И впоследствии утверждали, что погибших в лагерях – всего десять тысяч.

Капитан французской армии Жозеф Жюльен в август 1945 года сделал запись в своём дневнике о том, что увидел в концлагере под Дитерсхаймом в Западной Германии: «Лагерь был населён живыми скелетами, большинство немцев весили не более 50 килограммов. Большинство из них не имели сил стоять и передвигались на четвереньках. Несколько человек умерли прямо у меня на глазах от истощения». Французы отобрали около 700 пленных для работы по восстановлению разрушений во Франции, но только 85 из них оказались способны хоть что-то делать. Остальных пришлось откармливать.

В советских лагерях немцы тоже не чувствовали себя как на курорте. Однако даже в самые голодные военные годы рацион каждого составлял 2500 килокалорий, тогда как в американских концлагерях заключённые варили суп из гнилых корней.

Просвещённые дикари

В сентябре 1944 года автомобиль коменданта голландского города Арнем генерал-майора Фридриха Куссина попал под перекрёстный огонь английских диверсантов-парашютистов. Сам генерал, его водитель и денщик погибли на месте. На другой день фотограф Деннис Смит заснял тело Куссина, и этот снимок после публикации вызвал бурю возмущения и негодования в Англии. Мало того что с мундира немецкого генерала сорвали все знаки различия, награды и даже пуговицы. Солдаты Его Величества ещё и поглумились над трупом, сняв с него скальп.

У американских солдат, сражавшихся с японцами на Тихоокеанском фронте, расчленение тел погибших противников было делом обыденным, широко распространённым. В качестве «сувениров войны» у американцев особенно ценились зубы поверженных врагов, нанизанные на суровую нитку и носившиеся на шее поверх формы. Также популярны в американских войсках были высушенные черепа, кисти и уши. Из отрезанных частей тела некоторые умельцы сооружали сложные изделия, «украшавшие» матросские кубрики и кабины истребителей. Дошло до того, что президенту США Франклину Рузвельту от одного из военных пришла посылка с подарком – самодельный нож с рукоятью из выделанной кисти японского солдата.

Президент от подарка отказался и распорядился захоронить его «надлежащим образом».

Даже жёсткий приказ адмирала Честера Нимица, главнокомандующего Тихоокеанским флотом США, прямо запрещавший использовать части тел противников в качестве сувениров, не смог остановить солдат. До сих пор в американских семьях хранятся останки тел японских военнослужащих.

В разные годы историки и психологи, исследовавшие причины столь дикого поведения американских солдат, приходили к общему выводу. Низменные инстинкты развязывала и поощряла пропаганда, работа СМИ, навязывавшая представление о японцах, как о дикарях, недочеловеках. Какой спрос с солдат, если Гарри Трумэн, ставший президентом США в 1945 году, выражался о японцах без обиняков: «Единственный язык, который они понимают, – это язык бомбежек. Когда приходится иметь дело с животным, приходится обращаться с ним как с животным».

2 сентября 1945 года, с подписанием акта о капитуляции Японии, закончилась Вторая мировая война. На Нюрнбергском и Токийском процессах в 1945–1948 годах были осуждены и впоследствии казнены сотни немецких и японских военных преступников. В 1949 году в Хабаровске состоялся суд над группой японцев, создававших и применявших в войне биологическое оружие. Примечательно, что ни один из осуждённых не был приговорён «кровожадными коммунистами» к высшей мере – только к тюремным срокам.

Но не состоялось ни одного суда над англичанами и американцами. И эти нации, не покаявшись за совершённые во Второй мировой войне преступления против человечности, сегодня являются «образцами свободы, демократии, морали и толерантности».

Григорий ШУЛИМОВ

Опубликовано в №06, февраль 2015 года