СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Что такое православное воспитание?
Что такое православное воспитание?
26.02.2015 00:32
Что такое православное воспитание?Многим современным родителям хочется, чтобы их дети выросли в традициях православной педагогики. Однако понятия о правильном воспитании у всех разные. Для одних это – суровый домострой, для других – либеральный стиль с небольшим религиозным уклоном. Так что же всё-таки такое в общих чертах православное воспитание?

Золотая середина

Мой приятель Семён вырос в радикальной православной многодетной семье, в которой игнорирование домашней молитвы или воскресного визита в храм считалось тяжким проступком. А любые попытки жить своим умом подавлялись. Но у парня оказался волевой характер, и, как только представилась возможность жить самостоятельно,  он ушёл из семьи и стал для родных «падшей овцой» и «отрезанным ломтём». Теперь Семён – убеждённый атеист, презирающий собственных родителей-«мракобесов», которых не может простить за то, что они лишили его нормального детства.

Другой мой знакомый, Андрей, вырос в семье убеждённых либералов. Для него практически не существовало запретов и ограничений. Вырос, женился, развёлся, снова женился и по-прежнему тепло относится к родителям. Однако мать и отец теперь переживают: к религии и моральным нормам их сын равнодушен, он слабоволен и даже инфантилен, слишком много вольностей позволяет, осложняя жизнь себе и окружающим.

Любые крайности в воспитании детей – вредны. Семья фанатиков либо порождает себе подобных радикалов, плохо приспособленных к реальной жизни, либо пополняет ряды безбожников. По-своему проблемные дети вырастают и там, где царит ничем не ограниченная свобода. Значит, оптимально – придерживаться золотой середины, избегая крайностей.

Готовимся к рождению

Вообще-то в православных семьях воспитание ребёнка начинается с моральной и духовной подготовки к зачатию. Будущие родители стараются вести достойную христианскую жизнь, укрепляя себя молитвами и святыми таинствами. Такой супружеский союз обязательно должен быть благословлён церковным венчанием, покрывающим семью Божественной Благодатью.

Во время постных дней принимаются меры по исключению возможности зачатия. Самым надёжным способом считается воздержание. По мнению большинства духовников, зачатые в пост дети больше болеют и страдают, хуже поддаются лечению. Их труднее воспитывать. Впрочем, это касается только православных христиан, сознательно нарушающих запрет.

После зачатия и в период грудного вскармливания наиболее ревностные христиане также стараются избегать сексуальных отношений, считая, что это может духовно и физически навредить ребёнку. Вместо этого супруги стараются больше молиться и бывать в храмах и прочих святых местах и как можно чаще исповедоваться и причащаться.

Детство

Долгожданному новорождённому малышу выбирают имя. У православных принято давать имя святого покровителя, в день которого ребёнок появился на свет, либо того святого, именины которого состоятся в ближайшие 8 дней или совпадают с намеченным днём крещения. Также можно дать ребёнку имя наиболее любимого и почитаемого в семье святого угодника.

Моя старшая дочка родилась в дни памяти святой Марии Египетской. Но мне поначалу хотелось дать ей иное имя. И тогда мы с женой решили положиться на промысел Божий. Написали на бумажках несколько вариантов имён, свернули и положили на полку с иконами. Помолились и вытянули жребий. Выпало имя Мария, и мы уже не сомневались, как её назвать. А когда родилась младшая, Саша, её святой покровительницей стала Дивеевская подвижница, чьи именины по святцам приходились на день крещения дочки.

Чаще всего православные крестят детей на 8-й или 40-й день после рождения. С момента крещения ребёнок становится членом церкви и у него появляется персональный ангел-хранитель. Желательно приобрести икону небесного покровителя и, когда малыш начнёт понимать слова, время от времени показывать святой образ, называя имя и рассказывая о нём. Нательный крестик носится постоянно и никогда не снимается, он – своего рода оберег против любого зла. Подрастая, ребёнок приучается целовать свой крестик перед сном и в трудные моменты жизни и беречь его.

При выборе крёстных православные родители отдают предпочтение искренне верующим ответственным людям, готовым всегда молиться о крестнике и заботиться о его духовном воспитании. Если не нашлось двоих крёстных – не беда, главное, чтобы был хотя бы один восприемник того же пола, что и ребёнок. В ходе таинства между крёстным и крестником устанавливаются особое духовное родство и мистическая связь, сохраняющиеся даже после ухода в мир иной.

С момента крещения младенца можно и нужно причащать – чем чаще, тем лучше. Скажем, еженедельно. Считается, что дети, которых регулярно причащают в храме, отличаются особым душевным покоем, более послушны, в них дольше сохраняется всё то доброе и ангельское, что мы так любим в невинных малышах.

Малыш восприимчив к религиозным впечатлениям и инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Очень хорошо, когда мать или отец подносят ребёнка к иконам, осеняют крестным знамением, держат на руках в течение богослужения, молятся над его кроваткой, напевая молитвы в качестве колыбельной. И, конечно же, полезно приучать малютку к церковной службе с первых месяцев жизни. Сознание младенца впитывает в себя звуки и образы, и впоследствии служба для него будет роднее, милее и понятнее, чем для детей, начавших посещать храм лишь в сознательном возрасте.

Не раз наблюдал картину: младенец пристально смотрит вверх, под купол храма, и протягивает ручку, словно пытаясь показать родителям нечто, парящее в вышине. Дети способны видеть сверхъестественное, о чём они, к сожалению, впоследствии забывают. Впрочем, сын прихожанки нашего храма, выросший на моих глазах, как-то признался мне, что помнит, как в раннем детстве он видел под куполом живые лики и ангелов.

Православный ребёнок ежедневно соприкасается со святынями. Проснувшись утром, он выпивает святой воды и заедает кусочком просфоры – освящённого церковного хлеба. Целует любимые иконы, берёт в руки Евангелие. Вместе с родителями молится утром и вечером, а также перед едой и после. Приходя в храм, прикладывается к иконам и принимает святые таинства.

Когда ребёнок видит молящихся родителей, он постепенно начинает делать то же самое. Зажигаются свечи, лампадки, домашний уголок с иконами ощущается как окно в таинственный, иной мир. Образ материнской и отцовской молитвы остаётся в душе навсегда и оказывает гораздо больше позитивного воздействия, нежели самые авторитетные нравоучения.

Подрастающий малыш постепенно запоминает основные, самые важные, молитвы, а также учится молиться своими словами – о здоровье и благополучии семьи, личных нуждах и так далее. Духовная нагрузка на ребёнка увеличивается по мере сил и взросления, но так, чтобы не переборщить и не превратить всё в тяжкую повинность.

С трёх-четырёх лет малышу можно простым, кратким и понятным языком начинать рассказывать о Боге, о творении, видимом и невидимом мире. Но нужно быть готовым, что ребёнок может неожиданно задать вопрос мировоззренческого характера. Например, Кто такой Бог и почему Его нельзя увидеть. К подобным вопросам желательно готовиться заранее, чтобы суметь кратко и внятно на них ответить.

Постятся дети по-разному, в зависимости от состояния здоровья и семейных традиций. В одних семьях малыши уже с трёх лет едят то же самое, что и постящиеся родители, в других – приучение к посту начинается в более позднем возрасте, с разумными послаблениями. Например, в нашей семье дети отказываются только от мяса, а полезные для них рыбу и молоко продолжают есть. Но при этом на время постных дней им приходится забыть о сладостях и ограничить некоторые свои развлечения – вроде мультиков.

Хорошо, когда ребёнок знает об укрепляющей и дисциплинирующей пользе поста и постится без отторжения и сожаления. Ему необходимо есть досыта, в его рационе должны быть полезные для здоровья овощи и фрукты, каши, орехи, семечки, мёд. И если вы на время поста что-то отнимаете, то надо обязательно дать взамен что-нибудь полезное! Например, запретив смотреть телевизор, больше уделять времени совместным играм, чтению и беседам.

Отрочество

С семилетнего возраста православный ребёнок именуется отроком или отроковицей. Он уже знает, что такое грех и личная ответственность перед Богом за свои слова, дела и поступки. Отпраздновав день рождения, он приходит на первую в жизни исповедь. К ней он готовится как к празднику, стараясь в доверительной беседе с батюшкой открыть ему и Богу свою душу. Разумеется, для первой исповеди важно найти опытного священника, которому доверяют родители, и предупредить его о предстоящем визите. Дети обретают личного духовника, с которым всегда могут поделиться любыми сокровенными мыслями и получить важный совет, наставление и утешение.

Полноценное присутствие на воскресных и праздничных всенощных и литургиях становится для подростка привычным делом. Так же, как и своё собственное посильное домашнее молитвенное правило. Очень важен личный положительный пример родителей. Если мама и папа молятся дома и регулярно ходят в храм с радостью, а не относятся к этому как к вынужденной повинности, если они излучают добро и любовь – то и ребёнок ведёт себя соответственно. Свойственные же некоторым взрослым лицемерие и притворство ничего, кроме вреда, не приносят, дети очень чутко чувствуют любую фальшь.

Помимо обычных светских добрых и полезных книг, приходит время читать и изучать Священное Писание. Для начала – детскую Библию с красивыми картинками и адаптированные для детей жития святых и духовные рассказы. Затем, годам к восьми, можно начинать читать полноценное, «взрослое», Евангелие, разъясняя ребёнку непонятные или знаково-символические моменты. Детей знакомят с жизнью Иисуса Христа, в том числе с повествованиями о Его искупительных страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении Христовом. Рассказывают о содержании Его проповедей и поучений, а также о Богородице и о жизни и деятельности святых апостолов, основавших христианство. Также дети должны знать основные божественные заповеди и их толкование. А вот с Ветхим Заветом стоит быть крайне осторожными и брать из него лишь полезные с педагогической точки зрения фрагменты, избегая книги с описаниями войн и зверств, пусть даже оправдываемых религиозной необходимостью.

Помимо знаний о Боге, добрых ангелах и святых праведниках, в отрочестве, примерно с восьми-девяти лет, приходит пора поведать и о существовании падших ангелов, ставших бесами-искусителями, и об их предводителе – дьяволе. Но рассказывать надо так, чтобы подросток не боялся представителей инфернального мира, а лишь остерегался их и знал, что он находится под защитой Божьей и всегда может оградить себя от любой нечисти молитвами, святыми таинствами и достойной христианской жизнью.

Родителям не стоит переживать из-за всевозможных сказочных героев, о которых их ребёнок узнаёт из книг и фильмов. Увлечение феями, эльфами и прочими придуманными персонажами со временем проходит, а христианская вера остаётся и переходит на новый качественный уровень.

С пяти-семи лет многие родители начинают водить ребёнка в воскресную школу, которая, как правило, действует при любом храме и безплатно принимает желающих. Занятие проводят священники, матушки и духовно опытные миряне, способные открыть перед ребёнком многогранный мир православия. А также приобщить к творческим занятиям и декоративно-прикладному искусству. Мои дочки с удовольствием ходят на хоровые занятия и мечтают петь в хоре. А обожающий рисовать сын моих друзей осваивает иконопись.

Всё это помогает ребёнку вырасти в ответственного и трудолюбивого человека. Но важно не перегнуть палку и не утомить непосильной ношей, соблюдая разумный баланс между отдыхом и полезной деятельностью.

Очень любят дети совместно проводимые праздники – с чаепитиями и поеданием вкусностей. А вот безконтрольного просмотра телевизионных программ лучше избегать. Во многих православных семьях родители удаляют антенну, а взамен собирают хорошую коллекцию проверенных добрых фильмов, мультфильмов и познавательных передач. Не меньшей бдительности требует и обращение детей с компьютером.

Как бы ни был хорош ребёнок, а полностью избежать поступков, требующих наказания, никому не удаётся. Но наказывать надо не в гневе, а с любовью и заботой о душе чада. По возможности следует избегать рукоприкладства, ограничиваясь строгими беседами или временным лишением некоторых привычных благ. Скажем, провинившийся ребёнок может на несколько дней лишиться любимого планшета,  компьютера либо горячо обожаемых шоколадок и мороженого. А на некоторых подростков сильнее всего действует временный бойкот, когда родитель, объяснив причину, перестаёт разговаривать с ребёнком до полного его раскаяния и обещания исправиться.

Юность

После 15 лет отроки и отроковицы вступают в прекрасную пору юности. И бывает, что только-только родители соберутся провести с ними серьёзные беседы на щекотливые интимные темы, как вдруг выясняется, что их дети уже не только всё знают, но и влюблены, и мечтают о создании собственной семьи, а то и просто хотят пожить в своё удовольствие. Тут уже и духовник не всегда способен помочь и рассудить. Приходится включать всю свою житейскую мудрость, чтобы не наломать дров, и действовать, ориентируясь на обстоятельства: готовиться к ранней свадьбе или уговаривать чуть повременить и хорошенько взвесить все свои чувства и возможности.

В юности приходит пора пожинать плоды заложенного в детстве и отрочестве воспитания. Готовясь к исповеди, девушка и юноша подвергают анализу свои мысли и чувства, работая на более тонких уровнях, чем прежде. А молясь перед иконой, знают, что говорят не с ней, а как бы через неё – с Тем, Чей образ перед их глазами. И очень хорошо, если у юного создания выработано чувство, что Бог видит каждый его поступок. Тогда ему никакие житейские бури и проблемы не страшны. А родителям остаётся лишь ненавязчиво делиться жизненным опытом и с любовью поддерживать свою кровиночку на пути во взрослую жизнь.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №07, февраль 2015 года