СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Алексеевы. История семьи, которая изменила Россию
Алексеевы. История семьи, которая изменила Россию
04.03.2015 19:13
АлексеевыВ Москве есть один очень интересный дом с добротными стенами высотой три метра, увешанными портретами разных эпох. Вот Константин Сергеевич Станиславский с неизменным моноклем, а вот и скромно одетый Савва Тимофеевич Морозов. Рябушинские, Гучковы, Мамонтовы, Третьяковы, Щукины… Такие громкие имена, яркие жизненные сюжеты, важные роли в истории России! Но большинство людей на портретах нам незнакомы, а их дела во имя Отчизны не то чтобы забыты, но сегодня мало вспоминаются. Эти лица – бесконечная череда предпринимателей-благотворителей. А дом на Донской улице так и называется: Купеческий. Точнее, Купеческий музей, объединивший историю более трёхсот семей – потомственных купцов, фабрикантов, меценатов.

Крутит золотую нитку

Настоящая фамилия Станиславского, основателя МХАТа, – Алексеев. Если бы предпринимателя Константина Сергеевича Алексеева спросили, куда он направляется, тот мог ответить: «Иду крутить золотую нитку на фабрику». И «фабрика» здесь не зашифрованное название Московского художественного театра – Алексеевы действительно владели канительной фабрикой, качественная продукция которого была очень востребована. Канитель – тончайшая золотая или серебряная нить, использовавшаяся для создания узоров на парче. Из этой тяжёлой и дорогой материи шили придворные костюмы и облачения священнослужителей. Алексеевы экспортировали свою нить во многие страны Европы.

Род Алексеевых вообще можно назвать уникальным, его представители сочетали в себе умение успешно вести дела и страстное увлечение искусством. Династия, зародившаяся в середине XVIII века, существует до сих пор. Среди современных Алексеевых – историки, искусствоведы, музыканты, писатели и финансисты.

Но, как гласит родовое предание, первым был Алексей, крепостной ярославской помещицы, которая послала его к графу Шереметеву в подмосковное село Останкино, чтобы помогал на огородных работах. Там Алексей, Петра сын – фамилий у крепостных тогда не было, – увидел дочку графского кучера и влюбился в неё. Хозяева, граф и помещица, проявили к своим крепостным милость и подарили им вольные – по тем временам неслыханная щедрость.

Получив вольную, Алексей в 1746 году был причислен к московскому купечеству. Именно с этого человека и начался род Алексеевых: отпущенным на волю крепостным давали фамилию по крестильному имени.

Позже ветвистое фамильное древо Алексеевых обогатилось родством с такими известными деятелями, как Чайковские, меценаты Мамонтовы, художники Поленов и Васнецов, доктор Боткин, братья Третьяковы, композитор Рахманинов и многими другими, кто составлял цвет русской жизни XIX–XX веков.

Преступление перед Родиной

Рассказывать об известных российских предпринимателях, купцах и меценатах, включая Алексеевых, не упоминая о староверах, невозможно. Дело в том, что именно представители старообрядческих купеческих семей становились удачливыми и богатыми предпринимателями, именно они сделали очень многое для Российского государства. Историки не раз обращались к этой прослеживающейся закономерности, но так и не смогли объяснить данное явление.

Однако ответ, вероятно, лежит на поверхности. Уклад жизни староверов, их духовная и трудовая этика, в согласии с которыми они жили и живут, – вот залог жизненного и финансового благополучия. «Лень есть преступление перед Родиной», – так говорил один из потомственных старообрядцев, предприниматель Фёдор Гучков. И это правда: детишки сызмальства воспитывались в атмосфере ответственности за общее дело. Быть богатым – не зазорно, если это идёт на благо веры, Отчизны, общества. И что самое главное в условиях России – у староверов под строгим запретом алкоголь. Вот вам и составляющие успеха: трезвость, трудолюбие, неприятие роскоши и нравственные устои.

Именно эти простые в теории, но очень трудные в исполнении правила привели к тому, что из старообрядцев выделились династии купцов и фабрикантов, которые, кроме коммерческой деятельности, занимались благотворительностью. Сегодня её часто рассматривают как один из способов уйти от налогов или положить изрядную сумму себе в карман, но истинная благотворительность – иная.

По крайней мере, так было, когда два ярчайших представителя рода Алексеевых – Константин Сергеевич и Николай Александрович – делали свои добрые дела.

«Люблю тебя всей страстью»

Только лишь в одной семье из этой династии – у супругов Сергея Владимировича и Елизаветы Васильевны Алексеевых – по крайней мере, шестеро из десяти детей стали выдающимися личностями. Владимир и Зинаида – заслуженные артисты РСФСР, Константин (Станиславский) – народный артист СССР, Анна и Борис – артисты МХТ, Юрий организовал в Харькове первый народный общедоступный театр.

Отдельного рассказа заслуживает Манюша (Мария) Алексеева – младшая сестра Константина Сергеевича. Она известна как прекрасная оперная певица, выступавшая под псевдонимом Аллина – в честь дочери Аллы.

Манюша была любимицей семьи, бойкой и артистичной натурой, трижды выходила замуж. Её избранниками стали два знаменитых оперных певца и режиссёр-новатор.

Первый супруг – Пётр Сергеевич Оленин, в него 17-летняя Мария Сергеевна влюбилась так, как может влюбиться только юная дева, начитавшаяся французских романов. Избранник был на семь лет старше, но Манюшу это не останавливало, она подарила Оленину, который тоже был в неё нежно влюблён, свою фотографию с надписью на обратной стороне: «Смотри на твою девочку, думай об ней, люби её крепко страшно, как она тебя безумно любит. Эта девочка дышит тобою, живёт тобою. Люблю тебя всей страстью, всей силой души молодой».

К сожалению, Мария и Пётр прожили вместе всего восемь лет, но эта любовная история породнила Алексеевых с ещё одной выдающейся личностью – Петром Олениным, уникальным баритоном, солистом Большого и Мариинского театров.

Дело призрения

Как же щедро одарила природа эту семью театральными и музыкальными талантами! Но настоящая мировая известность пришла к Константину, взявшему себе псевдоним Станиславский.

За несколько лет до легендарной встречи с Владимиром Немировичем-Данченко в ресторане «Славянский базар», на которой обсуждалась идея создания нового театра, инженер Константин Алексеев возглавил золотоканительную фабрику и стал председателем попечительского совета Рогожского участка. До этого благотворительностью там занимался отец Станиславского – Сергей Владимирович Алексеев, который во время русско-турецкой войны собрал один миллион рублей с купцов Замоскворечья для семей погибших воинов. И никто не сомневался, что всё до копейки пойдёт именно на благое дело – такой авторитет был у Сергея Владимировича.

Его сын Константин Сергеевич продолжил работать на поприще благотворительности, почитая это за честь. Он говорил: «Посвятив этому доброму делу те немногие часы свободного времени, я остаюсь в надежде, что буду в состоянии послужить делу призрения в течение всего срока, на который я почтён избранием».

«Делу призрения» – значит делу опеки и заботы. Станиславский был попечителем приюта для ста престарелых нетрудоспособных женщин, яслей на 25 детей и начального мужского училища. Своей дочери Кире он писал: «Надо помогать бедным и входить в нужды других».

Театры – рабочим!

Великий реформатор театра управлял фабрикой до 1917 года. И не просто управлял – режиссёр Константин Сергеевич Станиславский был ещё и выдающимся инженером, ездил по всему миру в поисках идей по модернизации производства. В итоге он внедрил метод золочения нити без золота – как шутливо рассказывал сам Станиславский, не раскрывая при этом технических секретов.

В 1909 году по экономическим соображениям золотую канитель сменили кабели и провода. До сих пор завод «Электропровод» работает по схеме, разработанной Алексеевыми.

Самыми важными людьми на фабрике для Станиславского были рабочие, для которых он делал всё возможное: открыл на территории фабрики библиотеку, там же вскоре появился и театр, в котором были заняты не приглашённые артисты, а сами фабричные. Даже режиссёром стал один из рабочих. Константин Сергеевич не пропустил ни одной премьеры и по возможности принимал участие во всех постановках.

Рабочие обожали своего управляющего-театрала, искренне считали его «душевным человеком» и бессребреником. Как-то они пришли группой к Константину Сергеевичу, сказали, что хотят посмотреть спектакли МХТ, и режиссёр немедленно отдал распоряжение бесплатно пропускать рабочих с фабрики на любые спектакли. Хоть они и сидели на галёрке, но все шедевры МХТ видели своими глазами.

Москва не была бы Москвой без своего Художественного театра в Камергерском переулке, без завода «Электропровод» на улице Станиславского, фасад которого остался таким же, как и в конце XIX века, без красивых особняков в районе Рогожской заставы, где жили Алексеевы, – но также и без психиатрической больницы им Н.А. Алексеева, больше известной в народе как Канатчикова дача.

Разнузданный русский грек

Москва знает двух градоначальников с одинаковой фамилией. Александр Васильевич Алексеев занимал пост городского головы очень непродолжительное время – в 1840–41 годах. К сожалению, ранняя кончина не позволила ему воплотить в жизнь все его идеи. Но в целях борьбы с безжалостными московскими пожарами им были приняты меры по «устранению мест, огонь содержащих». Также в его правление учредили учебное заведение для бедных девиц.
А вот Николай Александрович Алексеев стоял у руля Москвы с 1885 по 1893 год, этот период называют «золотым веком» и «алексеевским временем».

Николай Алексеев приходился Станиславскому двоюродным братом и был совершенно удивительным человеком. Именно при этом градоначальнике Москва стала серьёзно отстраиваться, обзаводиться инфраструктурой. Нам сейчас трудно представить, что в центре города могла находиться скотобойня, а канализационных коммуникаций почти не было.

Алексеев понимал, что такой город, как Москва, должен быть чистым и удобным. Ставя перед собой почти невыполнимые задачи, городской голова их решал. Историк Борис Чичерин называл Николая Александровича «блестящим метеором», который пронёсся над Москвой и оставил свой след; он же писал, что Алексеев «соединил в себе хитрость и утончённость грека с разнузданностью русской натуры» – градоначальник действительно был греком по материнской линии.

И вот этот темпераментный человек затеял сбор средств на благоустройство Москвы. Все скотобойни вывели за город, лучшие инженеры России трудились над канализационными сооружениями, был расширен Мытищинский водопровод.
Прежде всего градоначальник хотел, чтобы простые люди чувствовали себя в родном городе комфортно, поэтому повсеместно открывались бани и прачечные, разбивались скверы и сады. И каждый раз, когда город должен был на это дело выделять деньги, Алексеев шёл в Городскую думу, где заседали князья, не очень любившие купцов и считавшие их необразованными и примитивными. Алексеев и правда не имел корочки о высшем образовании, зато свободно владел четырьмя языками, писал на них стихи, был прекрасным пианистом и обладал энциклопедическими знаниями в различных областях. И вот этот «неотёсанный» купец каждый раз вступал в полемику с членами думы, доказывая, насколько нужен Москве тот или иной проект. Споры были очень жаркими, иногда совершенно нелитературными – сохранились протоколы. Но городской голова всегда добивался своего.

Имени Алексеева

Наследие Николая Александровича огромно: от домов призрения и столовых для бедных до музыкальных и общеобразовательных школ, которые строились на его личные средства и работают по сей день. При нём появились здания Исторического музея и Московской думы (в советское время – Музей Ленина).

Но, вероятно, самая яркая история связана с постройкой психиатрической больницы, где потом долгие годы работал знаменитый врач Пётр Петрович Кащенко, внедрявший свой гуманный метод лечения людей с душевными недугами. Николай Алексеев, как человек прогрессивный и разделявший взгляды Кащенко, понимал, что клиника для душевнобольных – дело государственное.

Началось с того, что у купца Канатчикова выкупили участок земли (отсюда и Канатчикова дача), а потом Алексеев начал трясти всех известных меценатов и благотворителей, чтобы собрать деньги на строительство самой больницы. Говорят, на одном приёме, посвящённом этой теме, один из богатейших купцов сказал Николаю Александровичу: «Поклонись при всём народе мне в ноги – дам деньги». Не сомневаясь ни секунды, городской голова бухнулся в ноги купцу. Тот, конечно, оторопел от неожиданности, но деньги дал – слово-то купеческое вылетело! А ещё говорят, что Алексеев очень любил белые фраки и в тот вечер, как нарочно, был весь в белом.

Вот таким оказался предшественник современных московских мэров: и фрака не пожалел, и гордость свою проглотил, понимая, что служит обществу, а не себе. А обществу нужна была больница, которую достроили уже после смерти Николая Александровича.

Трагическая гибель настигла 41-летнего градоначальника на посту. 13 марта 1893 года в кабинет Алексеева ворвался какой-то безумец и выстрелил ему в живот. В этом есть горькая ирония: человек, который строил психиатрическую больницу, был убит душевнобольным. Последнее детище градоначальника – Московская психиатрическая больница №1 – долгое время носила имя Кащенко, но с 1994 года называется больницей имени Н.А. Алексеева.

…Наступает время воспоминаний и благодарности всем тем, кто творил благодеяния, ничего не ожидая взамен. А потомки Алексеевых всё ещё ждут, когда на месте снесённого в конце 1920-х кладбища при Новоспасском монастыре, где находилась фамильная усыпальница, появится хотя бы мемориальная доска.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru, Роман Алексеев

Опубликовано в №08, март 2015 года