Она смотрелась солидно
21.04.2015 17:23
Михаил Сергеевич сказал бы именно так

Она смотрелась солидноПо натуре и по образованию я технарь. Всё гуманитарное – не моё. Поэтому в институте мне тяжело давались «политэкономии» и разные «истории КПСС».

В те годы в стране вовсю бурлила перестройка: компартия потихоньку начала сдавать позиции. Газеты только и вещали, что все наши беды от коммунистов. Чуть ли не каждый день менялись подходы в общественных науках.

Тогда мне предстояло сдавать экзамен по философии. Преподаватель, хоть и был принципиальным, но уже начал сомневаться в некоторых философских постулатах. Он искренне верил в правильность процессов, происходящих в стране, целиком поддерживал новую политику. Экзамен мне надо было сдать минимум на четыре балла, иначе я рисковал остаться без стипендии.

Учить предмет было слишком поздно. Вечером перед экзаменом мы с другом отправились в общежитие пешком. Во второй половине 80-х годов городское пространство наполняли бесконечные очереди за дефицитом. В винно-водочных магазинах народ сражался за бутылку спиртного, а возле книжных выстраивались очереди из интеллигентов. В тот раз давали Горбачёва, точнее, его опус «Перестройка и новое мышление». Книга только появилась в Минске и считалась страшным дефицитом.

Стоила «Перестройка» недорого, и мы с другом зачем-то решили заполучить по экземпляру – больше в одни руки не давали. Час в очереди – и мы стали обладателями одного из самых популярных изданий того времени. В общаге я даже прочитал первую страницу. Потом поймал себя на мысли, что ничего не понимаю, и лёг спать.

Наш экзаменатор разрешал пользоваться любыми источниками, с собой можно было принести хоть полное собрание сочинений Карла Маркса. Я взял Горбачёва. Перед аудиторией «Перестройка» пошла по рукам однокурсников. Не сказать, чтобы кто-то её читал, но листать пытались многие. От этого книжка чуть вспухла и даже стала смотреться солидно – будто владелец зачитывался идеями Михаила Сергеевича ночами напролёт.

Профессор сразу отметил мой выбор, пару раз подходил к столу. Он явно хотел полистать «Перестройку», но я тут же начинал вчитываться в горбачёвские страницы, и преподаватель уходил.

Сказать, что мне достался хреновый билет, – ничего не сказать. Не помню уже, какие именно были вопросы, но с ответами я затруднялся. И вот наступил час расплаты. Ответ я решил построить так: сначала излагал свои скудные  познания, а потом переходил к фразе: «Михаил Сергеевич Горбачёв в книге «Перестройка и новое мышление» видит ответ на данный вопрос в следующем русле…»

Разумеется, что именно по этому поводу думал товарищ Горбачёв, я не читал, поэтому мнение генсека пришлось додумывать самому, разбавляя ответ информацией, полученной из газет и телевизора. Было видно, что преподаватель книгу тоже не читал. Он ничего не мог возразить, только молча слушал. А потом взял зачётку и вывел там «хорошо».

– Молодой человек, вы не дадите мне почитать Михаила Сергеевича? – попросил он напоследок.

– Пожалуйста! – я отдал вчерашнее приобретение профессору. – Дарю её вам. Я уже несколько раз перечитал.

И отправился праздновать окончание сессии. Судя по тому, что за этот трюк мне ничего не было, преподаватель тоже ничего не понял у Горбачёва.

Владимир ДОЛГИЕР,
Минск
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №15, апрель 2015 года